Воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения как фактор противодействия угрозе российским духовно-нравственным традиционным ценностям
Автор: Гоглева К.Ю.
Журнал: Вестник Института права Башкирского государственного университета @vestnik-ip
Рубрика: Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
Статья в выпуске: 4 (24), 2024 года.
Бесплатный доступ
Сложившаяся после 2022 г. геополитическая ситуация в мире как никогда обострила угрозы в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Так, современные информационные войны, в число которых входит и информационное воздействие на сознание, подсознание, психику, идеи, убеждения, взгляды людей (контрпропаганда и войны фейков), ведутся при помощи новых видов воздействия на граждан Российской Федерации, в первую очередь из числа лиц молодого поколения, что составляет прямую угрозу российским духовно-нравственным традиционным ценностям. В связи с чем особо актуальной становится задача воспитания гражданственности и патриотизма у молодежи, так как именно эти личностные качества представляются наиболее действенными в формировании неприятия идеям угроз национальной безопасности, насаждаемым «извне». В настоящей статье предпринята попытка выявления сущностных характеристик данной категории населения России, а также обоснования авторского представления о возрастных границах категории «молодежь» применительно к воспитанию традиционных ценностей. Выявлены оптимальные «молодежные индикаторы» лояльности идеям просоциального поведения, имеющие важное значение для разработки и осуществления органами публичной власти государственной молодежной политики, в первую очередь в сфере воспитания гражданственности и патриотизма.
Конституция российской федерации, конституционная идентичность, национальная идентичность, российские духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, патриотизм, гражданственность, молодежь, молодое поколение, воспитание молодежи, профессиональное образование, неформальное образование
Короткий адрес: https://sciup.org/142243974
IDR: 142243974 | DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2024.24.3
Текст научной статьи Воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения как фактор противодействия угрозе российским духовно-нравственным традиционным ценностям
Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, ,
Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia, , 0000-0002-9177-9114
Введение. В современной правовой действительности наблюдается конкуренция процессов автономизации государств и региональной консолидации, направленной на обеспечение законности, безопасности и правопорядка посредством общих к тому усилий. При этом зачастую цель «сплочения» может быть весьма эфемерной и лишенной конкретики своего содержания, как, например, глобальная миссия Соединенных Штатов Америки «сделать мир безопасным для демократии» [1, с. 100], основанная не столько на принципе amicitiamnomine («дружбы во имя»), сколько на amicitianobis («дружбе против»). Именно поэтому в условиях все нарастающих угроз национальной безопасности Российской Федерации, ее суверенитету и интересам как никогда актуальной становится задача определения, обеспечения, сбережения и укрепления российских духовно-нравственных традиционных ценностей, являющихся стратегическим национальным приоритетом современной России1.
Понятие молодежи как субъекта восприятия традиционных ценностей. Введение объекта рассмотрения настоящей научной статьи хотелось бы начать с уяснения смысла понятия «молодое поколение», субъективное восприятие традиционных ценностей которым выступает предметом исследования. Следует отметить, что, несмотря на принятие в 2023 г. обновленной классификации Всемирной организации здравоохранения, согласно которой молодежью считаются лица в возрасте от 18 до 44 лет, в мире отсутствует универсальное понимание категории «молодежь» и ее конкретные возрастные границы, так как каждое из государств, реализуя право дискреции, различным образом закрепляет их в своем национальном законодательстве.
Не является исключением и Российская Федерация: ввиду того, что данный вопрос долгое время оставался недоурегулированным [2, с. 76], в российской правовой действительности до сих пор сохраняется некоторая коли-зионность в определении категории «молодое поколение» и его возрастных границ. Причина этого видится в различии целей, задач и содержания нормативных правовых актов Российской Федерации, которые по-разному определяют возрастную границу данной социально-демографической группы населения, исходя из сущности тех правоотношений, которые они призваны регулировать.
Так, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» определяет понятия «молодежь» и «молодые граждане» как взаимозаменяемые понятия идентичного характера, под которыми понимается «социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации». При этом законодатель предусмотрел возможность установления и иного (но не менее 35 лет включительно) максимального возраста нормативными правовыми актами органов публичной власти федерального и регионального уровней2 1 , чем последние активно пользуются.
Остановимся на конкретных примерах.
-
1. Стратегия реализации молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 августа 2024 г. № 2233-р на период до 2030 г. в ч. 1 разд. II закрепляет в качестве своих адресатов «всех граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно»3 2 .
-
2. Пункт «а» ст. 6 Правил Основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050, установил, что молодыми семьями признаются семьи, «в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье … не превышает 35 лет»4 3 .
-
3. Часть 2 Перечня обязательной информации, подлежащей мониторингу реализации молодежной политики в России, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 октября 2022 г. № 1840 «Об утверждении
-
4. Пункт 54 приказа Министерства спорта РФ от 19 декабря 2022 г. № 1255 «Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации» устанавливает, что юношеские спортивные разряды присваиваются до 18 лет, по достижении которых срок их действия истекает6 2 , и т. д.
Правил осуществления мониторинга реализации молодежной политики в Российской Федерации, Правил подготовки доклада о положении молодежи в Российской Федерации, перечня обязательной информации, подлежащей мониторингу реализации молодежной политики в Российской Федерации, и перечня обязательной информации, подлежащей включению в доклад о положении молодежи в Российской Федерации», возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность по учету и анализу социально-экономического положения молодежи «в возрасте от 14 до 35 лет (включительно)»5 1 .
Проведенный сравнительный анализ содержания вышеуказанных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что применительно к предмету рассмотрения настоящей статьи молодежью следует считать лиц в возрасте от 14 до 24 лет, имеющих гражданство Российской Федерации. Данный конкретный возрастной период, на наш взгляд, идентичен этапу формирования ценностного фундамента личности, устойчивой системы жизненных взглядов и убеждений, реализуемых в процессе социальной деятельности молодых людей, и, как следствие, является оптимальным для воспитания гражданственности и патриотизма в обеспечение цели вовлечения их в процесс противодействия угрозе российским духовно-нравственным традиционным ценностям.
Теоретический и эмпирический анализ задач молодежной политики в Российской Федерации. В современном мире, переживающем эпоху активной цифровизации, информационные технологии и социальные сети играют ключевую роль в повседневной жизни молодежи, а потому традиционные методы воспитания уже не всегда достаточно эффективны для закрепления в молодежном сознании навыков просоциального поведения и гражданского участия в жизнедеятельности государства. В этой связи возникает важная задача совершенствования механизма реализации органами публичной власти новых, инновационных форм и методов вовлечения молодых граждан Российской Федерации в процесс укрепления российских духовнонравственных традиционных ценностей и обеспечение конституционной идентичности нашей Родины.
Данная и без того непростая задача усложняется еще и тем, что современный мир переживает период глубинных трансформационных изменений, которые, наряду с социальными, экономическими и политическими процессами, пронизаны практически никак не прогнозируемыми ежедневно нарастающими геополитическими угрозами извне, составляющими угрозу суверенитету нашего государства. Именно поэтому в Стратегии национальной безопасности РФ ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей как национальных интересов и стратегических национальных приоритетов (п. 7 ст. 25 и п. 8 ст. 26 разд. III Стратегии национальной безопасности РФ)7 1 .
Недостоверная информация, декларируемая в средствах массовой информации, зачастую затрагивает интересы, права и свободы как российского руководства, так и лиц, претендующих на занятие государственных должностей в выборном порядке, что существенно подрывает их авторитет и, как следствие, легитимность публичной власти в молодежном восприятии, обесценивая те идеи, которые эта власть пытается «продвинуть в массы». Исключение, увы, не составляют и идеи гражданственности и патриотизма как элементы воспитания молодежи в духе уважения к традиционным российским ценностям (п. «а» и «д» ст. 24 разд. III Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809), являющиеся, на наш взгляд, основой их просоциального поведения.
Национальные интересы Российской Федерации в названной Стратегии понимаются как объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии, которым необходимо и возможно, на наш взгляд, «обучать», воспитывая молодое поколение в процессе профессиональной подготовки в средних общеобразовательных, специальных и высших учебных заведениях. Ведь, как верно отметил Г.А. Бордовский, ответы на вопросы о том, чему учить, должны быть напрямую связаны с тем, в каком «социальном, экономическом и технологическом укладе общества предстоит жить и работать человеку» [3, с. 9].
Эффективность воспитательной работы педагогического сообщества (увы, со знаком «минус») в области системного воспитания молодежи, основанной на освоении конкретных культурных национальных ценностей и умалении ценности культурного многообразия, откровенном насаждении ксенофобии и идеологии экстремизма, мы можем видеть в современном поколении граждан Украины, много лет воспитывавшихся и обучавшихся по учебникам истории, изданным при поддержке Фонда Сороса. Выявление данных негативных тенденций, их динамики должно быть основой коррекции планов воспитательной работы в образовательных учреждениях нашего государства [4, с. 265], в переориентации их на воспитание поколения людей, осознающих важность идеи сохранения, укрепления и продвижения традиционных российских ценностей.
При этом реализация «социального заказа» на усиление воспитательной работы с молодежью должна основываться на современных представлениях о современной социокультурной действительности Российской Федерации, протекающих в ней процессах и субъектах, их организующих. В обеспечении этой задачи видится особая роль института неформального образования. То есть необходимо фактически окружить подрастающее поколение «воспитывающей средой» [5] посредством интегрирования в программу воспитания «современной школы» таких базовых принципов образования, как непрерывность и открытость. Молодое поколение следует не столько «учить», сколько «учить обучаться» – каждодневно и методично, выстраивая свой собственный индивидуальный образовательный маршрут, направленный на саморазвитие, самореализацию, осознание своей роли в качестве субъекта властеотношений, обладающего всей полнотой суверенитета и власти (ст. 3 Конституции РФ).
Многонациональный народ Российской Федерации, создавая Конституцию России 1993 г., заложил незыблемые основы конституционализма как единственно возможной идеологии [6, с. 7]. Реализация же задачи их претворения в современную жизнь лежит на системе органов публичной власти, которые посредством установления диалога и прямой связи с институтами гражданского общества, лидерами общественного мнения молодого поколения должны воспитать в молодых сердцах положительную реакцию в ответ на свои нормативные установления в сфере обеспечения национальной безопасности и сбережения конституционной российской идентичности. Иными словами, необходимо создать «моду» на патриотичность и гражданственность в молодежной среде.
Выводы и предложения. Проведенный теоретический и эмпирический анализ рассматриваемой проблематики позволяет утверждать, что воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения является ключевым фактором обеспечения национальной безопасности ввиду их низкой гарантированности современной системой образования, предусмотренной действующим национальным законодательством, объективно требующей реформирования в данном направлении (ст. 18 разд. II Указа Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»)8 1 .
Особое внимание при этом следует уделять профессиональной подготовке будущих педагогов, которые, являясь представителями молодого поколения россиян сегодня, «завтра» уже будут влиять на сознание и формировать нравственные установки следующего подрастающего поколения.
В частности, на наш взгляд, требует дополнения Федеральный стандарт высшего образования – бакалавриат по педагогическому направлению подготовки (44.03.01 Педагогическое образование9 1 ) в части расширения перечня закрепленных в нем общепрофессиональных компетенций категорией компетенций с ценностно-мотивационной ориентацией. Например так, как это изложено в действующей редакции Федерального стандарта высшего образования – специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения: «ОПК-1. Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга»10 2 . А также дополнения требует содержание универсальной компетенции УК-10 «…способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельно-сти»11 3 способностью проявлять нетерпимость к умалению традиционных ценностей российского народа (патриотизма, гражданственности, уважения к памяти предков и т. д.), так как подобная формулировка представляется более полной в нормативном изложении категории «гражданская позиция», к которой в представленном ФГОС относится данная компетенция.
Также представляется, что угроза российским духовно-нравственным традиционным ценностям может быть несколько нивелирована в случае дополнения всех федеральных образовательных стандартов профессионально- го образования обязанностью по изучению учебной дисциплины «Основы конституционного права России» (а для специальностей и направлений подготовки будущих государственных служащих – учебной дисциплиной «Основы теории национальной безопасности»), в рамках которой обучающиеся получат базовые знания об основах конституционного строя Российской Федерации, направленные на развитие у них умения и навыка анализировать существующую объективную реальность с точки зрения активной гражданской позиции, осознанно реализовывая полномочия субъекта властеотно-шений, предусмотренные ч. 2 ст. 3 Конституции РФ.
Важную роль в развитии гражданственности и патриотизма молодого поколения способно сыграть и сочетание потенциала формального и неформального образования. И речь здесь не столько о традиционном сотрудничестве школы с организациями культуры и образования (музеи, библиотеки и т. п.), сколько о сотрудничестве с самоорганизующимися сообществами (например, волонтерскими движениями), являющимися неотъемлемыми институтами современного гражданского общества и обладающими большим ресурсом и социальным опытом во влиянии на образовательную мотивацию, жизненное и профессиональное самоопределение лиц молодого возраста, зачастую сложно идущих на контакт с образовательными агентами, прошедшими «методическую обработку».
Таким образом, «позитивный сценарий» государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе развитию гражданственности и патриотизма молодого поколения, может быть реализован при условии консолидации усилий всего российского общества в противодействии угрозам и рискам современной геополитической ситуации, а также поиске современных средств и методов воздействия на сознание современной молодежи, отвечающих их образовательным запросам и потребностям.
Список литературы Воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения как фактор противодействия угрозе российским духовно-нравственным традиционным ценностям
- Романов В.В. В поисках нового миропорядка: внешнеполитическая мысль США (1913-1921 гг.) / В.В. Романов. - Тамбов: ТГУ, 2005. - 515 с. EDN: QPCNHV
- Кареев Д.В. К пониманию терминов "молодежь", "студенческая молодежь" и проблемам формирования их гражданской идентичности / Д.В. Кареев // Молодежь XXI века: образ будущего: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 14-16 ноября 2019 г. / отв. ред. Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. - Санкт-Петербург: Скифия-прин, 2019. - С. 76-78. EDN: VFFBRR
- Бордовский Г.А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны / Г.А. Бордовский // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32, №. 6. - С. 9-18. EDN: JKLOHJ
- Илакавичус М.Р. Педагогическая профилактика ксенофобии и экстремизма в образовательных организациях высшего образования / М.Р. Илакавичус // Российская девиантологическая панорама: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 сентября 2023 г. / сост.: А.А. Жаворонкова, О.С. Кравченко. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел РФ, 2023. - С. 264-269. EDN: HOSFUG
- Новикова Л.И. "Воспитательное пространство" как открытая система (педагогика и синергетика) / Л.И. Новикова, М.В. Соколовский // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 132-143.
- Нерсесянц В.С. Конституционализм как общегосударственная идеология / В.С. Нерсесянц // Коституционно-правовая реформа в Российской Федерации. - 2000. - № 2000. - С. 5-7. EDN: UKNRYP