Воспитательная работа в войсках НКВД в начале 1940-х гг
Автор: Казанцев Виктор Прокопьевич
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 9, 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросу реорганизации органов государственной безопасности СССР в первый период Великой Отечественной войны. Автор акцентирует внимание на проблемах обеспечения безопасности в условиях немецкой агрессии, необходимости проведения идеологической и политико-воспитательной работы с личным составом войск НКВД.
Великая отечественная война, реорганизация органов государственной безопасности, воспитательная работа в войсках нквд, управление политической пропаганды войск нквд ссср, "положение о военных комиссарах"
Короткий адрес: https://sciup.org/14941054
IDR: 14941054
Текст научной статьи Воспитательная работа в войсках НКВД в начале 1940-х гг
В условиях проявления агрессии фашистской Германией в отношении сопредельных государств в 1939 г. оборона страны стала главной задачей европейских держав, в том числе и СССР. Изменение приоритетной цели Советского государства потребовало безотлагательной перестройки всей работы аппарата власти и внесения изменений в законодательные акты страны. Не сразу и не просто складывались в войсках НКВД структуры, занимавшиеся идеологической и воспитательной работой. В Великую Отечественную войну войска Наркомата внутренних дел вступили с единым политическим органом - Управлением политической пропаганды войск НКВД СССР (начальник - дивизионный комиссар П.Н. Мироненко). Войска расширили объем и содержание политико-воспитательной работы, а изменение и усложнение задач войск наркомата затрудняло руководство данной деятельностью из одного органа, особенно в частях, участвовавших в боях, охранявших тыл фронтов.
12.07.1941 г. с учетом сложившейся обстановки начальник Управления политпропаганды войск в своей докладной записке отмечал, что с передачей ряда частей и соединений в оперативное подчинение фронтам и начальникам охраны войскового тыла руководство ими со стороны Управления стало затруднительным, и предложил для организации и руководства политико-воспитательной работой создать в составе Управления и в управлениях войск охраны тыла фронтов отделы политической пропаганды, а в управлениях войск охраны тыла армий - политаппараты по 5-7 чел. [1].
В итоге обсуждения проблемы было разработано и утверждено Временное положение об отделах политпропаганды войск НКВД. В нем указывалось, что названные органы в полном объеме осуществляют руководство партийно-политической работой в частях и соединениях и несут ответственность за их политико-моральное состояние. Определялось, что всей работой этих отделов руководит Управление политпропаганды войск НКВД. Начальникам отделов предоставлялось право подписания и выдачи партийных документов. При отделах политпропаганды создавались парткомиссии на правах окружных [2].
Таким образом, изложенные предложения и осуществленные меры, по мнению автора, стали первой попыткой поднять политическую работу на уровень, соответствующий требованиям военной обстановки.
Как стало известно из опубликованных документов и материалов, в это же время появилась необходимость перестройки политорганов и в Красной армии. Предложения с мест об изменении форм и методов их деятельности, приближении к военным задачам были поддержаны в высших органах власти. 16.07.1941 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят указ
«О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче-крестьянской Красной армии». Подобная реорганизация политорганов началась и в войсках Наркомата внутренних дел.
Приказом НКВД СССР от 19.07.1941 г. Управление политической пропаганды войск реорганизовывалось в Политическое управление, а отделы политпропаганды соединений и управлений – в политические отделы. В отдельных батальонах, эскадронах, погранотрядах и округах, в полках, бригадах, дивизиях, военных училищах и учреждениях вводился институт военных комиссаров, а в ротах, гарнизонах, заставах и маневренных группах – политические руководители (политруки) [3].
«Положением о военных комиссарах» от 16.07.1941 г. требовалось, чтобы все приказы подписывались командиром и военкомом. Данным документом, кроме общеизвестных обязанностей, последним вменялось строго контролировать проведение в жизнь всех приказов командования, своевременно сигнализировать по инстанции о недостойных командирах и политработниках. Так, в документе говорилось, что, «координируя свои действия с органами 3-го управления Наркомата обороны, военный комиссар обязан в корне пресекать всякую измену» [4].
Таким образом, в «Положении о военных комиссарах» чувствуется и репрессивное их положение в армии. Эта мысль подтверждается постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 17.07.1941 г. (через день после принятия «Положения о военных комиссарах») о преобразовании 3-го управления НКО в Управление особых отделов НКВД. Их уполномоченные в полках и дивизиях подчинялись соответствующим комиссарам. Особым отделам дивизии и выше предоставлялось право ареста дезертиров, а при необходимости и расстрела на месте [5]. Эта необычная роль военкомов сохранялась до октября 1942 г.
Следует особо подчеркнуть, что в июле 1941 г. на основании постановления ГКО «О преобразовании органов 3-го управления» шел отбор личного состава войск Наркомата внутренних дел в названные отделы. Для Северо-Западного фронта были сформированы 1 батальон, 2 роты и 21 взвод; для Западного – 1 батальон, 9 рот и 24 взвода; для Юго-Западного – 3 батальона, 2 роты и 32 взвода. Всего 93 подразделения общей численностью 10,5 тыс. чел. [6].
Политические работники войск доводили до воинов требования приказа № 270 от 16.08.1941 г., по которому все попавшие в плен считались злостными дезертирами. Хотя известно, что не все воины сдавались в плен добровольно, что большинство из них в неволе вели себя достойно, их семьи подлежали аресту или лишались государственных пособий и помощи [7].
Наряду с усилением требовательности и репрессий в действующей армии принимались меры для повышения морально-психологической устойчивости войск. Для поддержания морального духа частей и соединений, повышения в них уровня воспитательной работы большое значение имели мобилизации коммунистов и комсомольцев в качестве политбойцов. За первые 5 месяцев войны их число составило 110 тыс. чел. [8]. Это были, как правило, люди с большим жизненным опытом, и они сыграли положительную роль в повышении стойкости воинов, сплачивании армейских коллективов.
В последние годы в идеологии, политике и практике правящей в годы войны партии, ее высших и местных структур выявлено много негативного (как обоснованно, так и надуманно) по отношению к своим политическим оппонентам, трудовому крестьянству, казачеству, многим народам страны. В условиях войны, когда централизм власти еще больше усилился, а партия и государство были единым организмом, нередко принимались антигуманные решения. Но рядовые партийцы, связанные жесткой партийной дисциплиной, обязаны были их выполнять. Партийные органы вели среди военнослужащих идейно-теоретическую и воспитательную работу, содержание которой менялось и совершенствовалось по ходу войны.
Важное направление в перестройке воспитательной работы связано с укреплением партийных организаций и повышением их влияния на политико-моральное состояние воинов. Как бы сегодня ни оценивалась данная деятельность, но это бывшая реальность, об этом надо знать и помнить. Постановлениями от 19 августа и 9 декабря 1941 г. ЦК ВКП(б) облегчил условия для вступления в партию отличившихся в боях воинов. Новые условия приема в партию распространялись и на части, соединения войск НКВД, участвовавших в боях в составе действующей армии.
Пополнение коммунистами частей и подразделений войск за счет мобилизаций, приема в партию на общих основаниях и отличившихся в боях вело к росту партийных рядов всех видов войск НКВД. Например, в частях и соединениях войск по охране промышленных предприятий за первые 6 месяцев войны в партию было принято 1 285 чел., в 1942 г. – 5 296 [9].
Существенное влияние на перестройку воспитательного процесса применительно к военному времени оказал указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.10.1942 г. «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной армии».
Приказом НКВД СССР от 15.10.1942 г. данное положение распространялось и на войска ведомства. Политическое управление войск НКВД СССР как единый политорган было расформировано, созданы самостоятельные: Политическое управление пограничных войск, политические отделы внутренних войск, войск по охране железных дорог, войск по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных частей. Вместо института военных комиссаров в войсках вводился институт заместителей командиров по политической части. Такая структура политорганов в основном сохранялась до конца войны [10].
Предоставление командирам прав единоначальников обязывало их повседневно заниматься не только военным, но и политическим, нравственным воспитанием воинов, а учреждение заместителей командиров по политической части предполагало все умение последних направить на политическую и воспитательную работу с воинами, что в итоге должно было усилить этот важный участок.
Сложившаяся в октябре 1942 г. структура политорганов видов войск НКВД сохранялась до конца войны, что доказывает ее правоспособность. Специфика выполнения задач политорганами привела к некоторому ее изменению. Так, в связи с тем что в мае 1943 г. войска по охране тыла фронтов вошли в самостоятельное Главное управление, в его составе был создан свой политический отдел, который организовывал партийную, политическую и воспитательную работу.
Ссылки:
-
1. Ципуренко Н.И. Внутренние войска в период борьбы за победу и упрочение социализма в СССР (1926–1941 гг.). Л., 1978. С. 14.
-
2. Пограничные войска СССР в Великой Отечественной войне. 1941. М., 1976. С. 519–520.
-
3. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Док. № 302. С. 545–546
-
4. КПСС в Вооруженных Силах Советского Союза. 1917–1981. М., 1981. С. 305.
-
5. Военно-исторический журнал. 1992. № 3. С. 20.
-
6. РГВА (Рос. гос. воен. арх.). Ф. 38652. Оп. 1. Д. 3. Л. 35.
-
7. Военно-исторический журнал. 1988. № 9. С. 26–28.
-
8. Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР. М., 1983. С. 168.
-
9. РГВА. Ф. 38262. Оп. 1. Д. 489. Л. 206.
-
10. Алексеенков А.Е. Внутренние войска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). СПб., 1995. С. 81.
Список литературы Воспитательная работа в войсках НКВД в начале 1940-х гг
- Ципуренко Н.И. Внутренние войска в период борьбы за победу и упрочение социализма в СССР (1926-1941 гг.). Л., 1978. С. 14.
- Пограничные войска СССР в Великой Отечественной войне. 1941. М., 1976. С. 519-520.
- Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Док. № 302. С. 545-546
- КПСС в Вооруженных Силах Советского Союза. 1917-1981. М., 1981. С. 305.
- Военно-исторический журнал. 1992. № 3. С. 20.
- РГВА (Рос. гос. воен. арх.). Ф. 38652. Оп. 1. Д. 3. Л. 35.
- Военно-исторический журнал. 1988. № 9. С. 26-28.
- Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР. М., 1983. С. 168.
- РГВА. Ф. 38262. Оп. 1. Д. 489. Л. 206.
- Алексеенков А.Е. Внутренние войска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). СПб., 1995. С. 81.