Восприятие У. Шекспиром античной философской идеи самоубийства
Автор: Зелезинская Наталья Станиславовна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 1 т.12, 2020 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается античная идея добровольного ухода из жизни в ракурсе ее влияния на творчество У. Шекспира. Объектом являются как прямые источники, так и т. н. культурные источники, прочитанные Шекспиром или воспринятые им опосредованно, вопрос об объеме которых в шекспироведении до сих пор открыт. Поскольку количество упоминаний идеи самоубийства в античных текстах очень велико, автор статьи вырабатывает критерии отбора релевантных для анализа текстов, включая значимые и оригинальные с философской точки зрения источники. Идея самоубийства эксплицируется из «Утешения Философией» Боэция, «Энеиды» Вергилия, «О жизни…» Диогена Лаэртского, «О кончине Перегрина» Лукиана, «Федона» и «Законов» Платона, «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, «Нравственных писем к Луцию» Сенеки, «Писем к Луцилию» Цицерона и др. Материал классифицируется с целью определения основных античных подходов к идее самоубийства, чтобы затем указать на их присутствие или отсутствие в произведениях У. Шекспира. Мотивный и компаративный анализы позволяют выявить как разновекторность античной мысли о самоубийстве, так и способность Шекспира разносторонне воплотить ее в своем творчестве. В его творчестве мы находим понимание самоубийства как пессимистического бегства от тягот жизни, как неправого вызова богам, как благородного ухода героя от необратимого хода колеса Фортуны, как урока терпения и т. д. Исследование доказывает определяющее влияние античных источников на частотный мотив самоубийства в творчестве У. Шекспира.
Уильям шекспир, античность, мотив самоубийства, идея самоубийства, история идей, компаративный анализ, менталитет, прямые источники, культурные источники
Короткий адрес: https://sciup.org/147229683
IDR: 147229683 | DOI: 10.17072/2073-6681-2020-1-85-94
Список литературы Восприятие У. Шекспиром античной философской идеи самоубийства
- Аванесов С. С. Введение в философскую суи-цидологию. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 124 с.
- Аврелий М. Наедине с собой. Размышления. М.: Азбука-Классика, 2015. 192 с.
- Аристотель. Этика. М.: АСТ, 2004. 491 [2] с.
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 528 с.
- Бузина Т. В. Жажда самообожения - сквозной сюжет Уильяма Шекспира. Самообожение в европейской культуре. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. С. 125-231.
- Геродот. История. М.: Ладомир, 1993. 599 с.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / пер. с древне-греч. М. Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1998. 572 с.
- Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде. Миф о Сизифе. Бунтующий человек. Минск: Попурри, 2000. С. 13-142.
- Колмаков В. Б. Античный пессимизм // Вестник Воронежского университета. 2012. № 2. С.131-143.
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.
- Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе. М.: Языки слав. культуры, 2015. 488 с.
- Лосев А. Ф. Вводные замечания. Платон // Сочинения: в 3 т. М.: Изд-во соц.-экон. лит., 1970. Т. 2. С. 5-9.
- Лукан. Фарсалия, или Поэма о гражданской войне. М.: Ладомир, 1993. 349 с.
- Лукиан. О кончине Перегрина // Соч.: в 2 т. СПб., Алетейя, 2001. Т. 2. С. 294-305.
- Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Мир книги, 2010. 336 с.
- Павсаний. Описание Эллады: в 2 т. СПб.: «Алетейя, 1996. Т. 1. 394 с.
- Платон. Государство. Законы. М.: Мысль, 1998. 798 с.
- Платон. Федон. Соч.: в 3 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2. С. 13-94.
- Ранович А. Б. Лукиан. Античные критики христианства. М.: ОГИЗ Гос. антирелигиозное изд-во, 1935. C. 1-22.
- Сенека Л. А. Письмо 69 // Нравственные письма к Луцилию. Суицидология: прошлое и настоящее. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001. С. 28-46.
- Тахо-Годи А. А. Комментарии. Платон. Федон // Соч.: в 3 т. М.: Изд-во соц.-экон. лит., 1970. Т. 2.С. 481-505.
- Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь: Капик, 1993. 268 с.
- Хоф А. ван. Женские самоубийства в античном мире: между вымыслами и фактами // Вестник древней истории. 1991. № 2. С. 18-43.
- Цицерон М. Т. Письма Марка Туллия к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. СПб.: Наука, 2008. 782 с.
- Цицерон М. Т. О презрении к смерти. Цицерон. Тускуланские беседы. М.: РИПОЛ классик 2018. Кн. I. С. 7-102.
- Allen D. C. Some observations on The Rape of Lucrece // Shakespeare Survey. 1962. № 15. P. 89-98.
- Alvarez A. Suicide: the philosophical issues. N. Y.: St. Martin's Press, 1980. 292 p.
- Bate J. Shakespeare and Ovid. Oxford: Clarendon Press, 2018. 292 p.
- Baldwin T.W. William Shakespere's Small Latine & Lesse Greeke. Urbana: University of Illinois Press, 1944. 774 p.
- Calderwood J. L. Shakespeare and the Denial of Death. Amherst: Univ. of Massachusets Press, 1987. 233 p.
- Livius T. Ab urbe condita / еd. by R. S. Conway, Ch. F. Walters. Oxford: Oxford UP, 1914. Book I. Ch. 57-59.
- McAlington T. English Renaissance Tragedy. Hong Kong: The MacMillan Press Ltd., 1988. 269 p.
- Miola R. S. Shakespeare's Rome. Cambridge UP, 1983.244 p.
- Muir K. The Sources of Shakespeare Plays. London: Methuen, 1961. 281 р.
- Narrative and Dramatic Sources of all Shakespeare's works / ed. by G. Bullough. London: Routledge and Kegan Paul, 1967-75. 8 Vols.
- Novotny F. The Posthumorous Life of Plato. The Hague: Martinus Nijhoff, 1977. 676 p.
- Nuttall A.D. Action at a Distance: Shakespeare and the Greeks. Cambridge UP, 2004. 269 p.
- Plutarch / Thomas North [translator], James Amyot [translator]. The Lives of the noble Grecians and Romanes, compared together by ... Plu-tarke of Ch^ronea. London, 1579. URL: https://www.bl.uk/collection-items/norths-translation-of-plutarchs-lives (дата обращения: 30.09.2019).
- Rolfe W. Shakespeare the boy. London: Chatto and Windus, 1900. 335 p.
- Shakespeare W. The Arden Shakespeare Complete Works. L.; Oxford; N. Y.; New Delhi, Sydney: Bloomsbury Arden Shakespeare, 2017. 1392 p.
- Shakespeare's world: Background reading in the English Renaissance. N. Y.: Continuum, A Frederic Ungar book, 1989. 288 p.
- Wilson F. P. Elizabethan and Jacobean. Oxford: Clarendon Press, 1948. 143 p.