Возможная роль персистирующей вирусной инфекции в развитии ДЦП
Автор: Васильева Е.М., Баканов М.И., Лозовская Л.С., Зубкова И.В., Матковская Т.А.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Инфекции. Иммунология
Статья в выпуске: 3 (46) т.9, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140221037
IDR: 140221037
Текст статьи Возможная роль персистирующей вирусной инфекции в развитии ДЦП
НИИ педиатрии им. Г.Н. Сперанского ФГБУ «НЦЗД»
РАМН, г. Москва, Россия
По данным европейских исследовательских центров, в последние годы 94% случаев регистрации полиомиелита было связано с применением живой - аттенуированной полиомиелитной вакцины. Заболеваемость полиомиелитом в мире снизилась на 82%, но при этом в 6,5 раз возросло число не полиомиелитных паралитических заболеваний [1, 2].
Целью работы было выявить наличие персистирующей вирусной инфекции при детском церебральном параличе (ДЦП) и связанные с ней биохимические изменения.
Материалы и методы. Обследовано 142 ребёнка, в возрасте от 4х месяцев до 8 лет. У 108 из них был диагностирован ДЦП, у 34 – перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС). Референтная группа представлена 30 условно здоровыми детьми, без каких-либо неврологических нарушений. При вирусологическом обследовании пациентов исследовались эпителиальные клетки осадка мочи, с которой у человека при любой вирусной инфекции выделяются вирусы. Для идентификации антигенов вирусов Коксаки А, Коксаки В, энтеро 68-71, полиомиелита, кори, краснухи, гриппа использовалась реакция непрямой иммунофлюоресценции. Для идентификации антигенов вирусов герпеса простого использовали реакцию прямой иммунофлюоресценции [3]. Просмотр препаратов проводился с помощью люминис-центного микроскопа «Люмам». Морфометрический показатель активности (МПА) вирусной инфекции, выраженный в баллах, позволяет дать сравнительную оценку массивности вирусной инфекции. Параллельно с больными детьми, на наличие вирусной инфекции, были обследованы 9 матерей. Статистическая обработка данных проводилась с использованием персонального компьютера, методами параметрической и непараметрической статистики.
Результаты и обсуждение. У 100% больных выявлена энтеровирусная инфекция, в том числе вирусы Коксаки А и В – в 80% случаев, полиомиелита – в 71%, энтеро 68-71 – в 47%. У больных детей были обнаружены также вирусы кори (64 %), краснухи (64 %), гриппа А, В, С (48%). Ассоциация вирусов кори и полиомиелита была выявлена у 60% детей с церебральными параличами и у 20% с ПП ЦНС (p<0,01). Основная масса больных детей по медицинским показаниям, не получала профилактических прививок, за исключением БЦЖ. Вирусы, выявляемые у детей с ДЦП, были идентичны вирусам, выявляемым у их матерей. Активация хронического патологического процесса во время беременности или перенесённое матерью острое инфекционное заболевание отражались на изменении МПА вирусной инфекции у их детей. Обострение герпетической инфекции во время беременности сопровождалось резким увеличением МПА смешанной коревой-полиомиелитной вирусной инфекции у больных ДЦП. Сходное влияние оказывала ангина, перенесенная беременной. Наибольший МПА полиомиелитной инфекции отмечался у детей с сопутствующим диагнозом «эписиндром и/или судорожный синдром» (2,25±0,3). У больных без сопутствующей патологии аналогичный показатель составил 0,48±0,2 (p<0,01). У детей с тяжёлой формой ДЦП МПА вирусов полиомиелита (2,08±0,38) был выше, чем при лёгкой форме заболевания (0,78±0,28 p<0,01). МПА коревой инфекции у детей с ДЦП выше, чем при ПП ЦНС (p<0,05) и значительно выше, чем в референтной группе. Установлена взаимосвязь биохимических изменений с персистирующей вирусной инфекции. У больных детей нами выявлено: изменение липидного и фосфолипидного спектра мембран эритроцитов; активация перекисного окисления липидов; торможение активности Na,K-АТФазы; снижение уровня магния как внутриклеточного, так и в плазме крови. Нами было разработано наружное противовирусное средство “Геофор” (патент № 2116790). У 19 больных с ДЦП указанное средство наносили 1 раз в сутки в течение 3-4 недель на кожу воротниковой зоны и пораженных конечностей с небольшим массажем последних. После проведенного лечения достоверно снижался суммарный МПА вирусной инфекции, главным образом за счет снижения активности репликации вирусов Коксаки А, полиомиелита и гриппа. Одновременно достоверно повысились изначально сниженные, содержание кальция в плазме крови (до нормальных величин) и активность Na,K-АТФазы в эритроцитах, которая возрастала в 2,3 раза. Остальные биохимические параметры существенно не менялись. Общее самочувствие детей несколько улучшилось. Позитивные биохимические изменения, наступающие при действии противовирусного препарата, как установлено нами ранее в эксперименте с заражёнными клетками (in vitro), и у больных при применении наружного средства «Геофор», определяют целесообразность разработки эффективных лекарственных средств для лечения ДЦП на всех этапах его течения [4].
Заключение. Вирусы полиомиелита и кори, получаемые плодом от матери с ослабленной иммунной системой, могут играть важную роль в возникновении ДЦП. При неблагоприятных условиях в организме плода, а затем и ребёнка существенно возрастает активность репликации практически всех вирусов, как полученных от матери, так и попадающих в организм ребёнка после рождения, в том числе при введении ему живых противовирусных вакцин. Наибольшей реактогенностью обладают живые вакцины. Полиомиелитная вакцина, как и коревая, могут давать вакцино-ассоциированную болезнь. Поскольку инактивированная вакцина исключает вторичную передачу штамма, в США в настоящее время предлагается комбинировать: первые две прививки – убитым штаммом, а затем – аттенуированным, в таком случае не возникают пост прививочные полиомиелиты, снижается вероятность персистенции вирусов в организме и развивается устойчивый иммунитет к ним [2].
Список литературы Возможная роль персистирующей вирусной инфекции в развитии ДЦП
- Cans C.H.//Dev. Med. аnd Child neurol. -2000. -Vol. 42, № 6. -Р. 816-824.
- Sutter R.W., Prevots R., Cochi S.L.//Pediatric clinics. -2000. -Vol. 47, № 2. -Р. 287-308.
- Прогнозирование и дифференциальная этиологическая диагностика врождённых вирусных инфекций (Методические рекомендации): Л.С. Лозовская, В.М. Шищенко, Э.А. Хелленов, и др. -М.: М, 1992. -25 с.
- Васильева Е.М., Матковская Т.А., Зубкова И.В. и др.//Военно-медицинский журнал. -2000. -№ 321 (11). -С. 37-42.