Возможности экстракорпоральной детоксикации аутоплазмы для проведения химиотерапии у больных раком молочной железы
Автор: Светицкая Я.В., Владимирова Л.Ю., Горошинская И.А.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Материалы конференции
Статья в выпуске: S1, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14055276
IDR: 14055276
Текст статьи Возможности экстракорпоральной детоксикации аутоплазмы для проведения химиотерапии у больных раком молочной железы
Цель исследования - определить патогенетическую обоснованность экстракорпоральной детоксикации (ЭКД) аутоплазмы, получения ее белкового концентрата для проведения полихимиотерапии (ПХТ) у больных местнораспространенным РМЖ.
Материал и методы. В исследование включены 34 пациентки с местно-распространенным РМЖIII-IV стадии (T2-4N1-2M0-1, где М1- метастазы в надключичные лимфоузлы на стороне поражения) в возрасте от 27 до 77 лет. Сравнительная характеристика больных проведена по следующим критериям: возрасту, состоянию менструальной функции, степени распространения опухолевого процесса, клинико-анатомической форме РМЖ, данным гистологического исследования. Диагноз верифицирован цитологически из первичной опухоли и лимфоузлов. После получения аутоплазмы методом дискретного гравитационного плазмафереза проведена экстракорпоральная ее детоксикация путем плазмо-фильтрации аппаратом ADM «Фрезениус» с использованием гемофильтра F-60, со скоростью перфузии – 200-250 мл/мин. Получен белковый концентрат аутоплазмы для проведения ПХТ. Всем больным проведено 2 курса неоадъювантной ПХТ на белковом концентрате аутоплазмы по схеме CMFA с перерывом 3 нед. Препараты введены внутривенно капельно: метотрексат по 25 мг в 1-й и 8-й дни лечения, циклофосфан по 200 мг, 5-фторурацил по 500 мг, доксорубицин по 20 мг в 1,3,5, 8,10,12-й дни цикла. Для суждения об изменении свойств альбумина и уровня эндогенной интоксикации изучены общая и эффективная концентрации альбумина (ОКА и ЭКА), его связывающая способность (ССА), уровень молекул средней массы (МСМ) и коэффициент интоксикации. Процессы свободнорадикального перекисного окисления липидов оценены по интенсивности Н2О2 - люминолза-висимой хемилюминесценции и спектрометри- чески определяемому уровню пероксинитрита. Исследовано содержание других производных оксида азота: нитрозоглутатиона и нитротирозина, оксидазная активность церулоплазмина (ЦП) – основного белкового антиоксиданта плазмы крови и активность каталазы – одного из ключевых антиоксидантных ферментов. Все вышеперечисленные показатели определены в пробах плазмы крови, белкового концентрата и фильтрата, полученных из исходной аутоплазмы методом ее фильтрационной детоксикации до начала лечения (фон) и через 4 нед после проведения 1-го курса ПХТ у 34 больных местнораспространенным РМЖ.
Результаты. Результаты биохимического исследования свидетельствуют о том, что белковый концентрат аутоплазмы, используемый для проведения ПХТ, отличается от исходной плазмы увеличением концентрации альбумина более чем на 60 % и почти двукратным возрастанием ЭКА, тенденцией к нормализации исходно сниженного уровня среднемолекулярных пептидов, в состав которых входят молекулы, обладающие регуляторными свойствами, двукратным снижением коэффициента интоксикации, тенденцией к нормализации уровня свободнорадикальных процессов и повышенной способностью к антиоксидантной защите. В отбрасываемом фильтрате содержание альбумина 3,3–4,5 % от уровня в концентрате, ЭКА – 2,9 – 3,1 %, отсутствует основной антиоксидантный белок – ЦП и обнаружены лишь следы каталазной активности. При этом уровень пероксинитрита (одного из самых агрессивных свободнорадикальных продуктов) в фильтрате в полтора раза выше, чем в концентрате. В то же время другие производные оксида азота: нитрозоглутатион и нитротирозин, рассматриваемые как соединения, связывающие избыток оксида азота и препятствующие образованию пероксинитрита – находятся в концентрате в большей концентрации, чем в фильтрате. Эффективность оценена по критериям ВОЗ: 82,4 % (28) - частичная регрессия, 17,6 % (6) – стабилизация при отсутствии прогрессирования опухолевого процесса. Осложнения согласно критериям ВОЗ: гастроинтестинальная токсичность I степени – 17,6 % (12), II степени – 8,9 % (6), III – 2,9 % (2). Стоматит I степени – 2,9 % (2), II – 4,4 % (3). Лейкопения II степени – 8,9 % (6), III – 7,3 % (5). Медикаментозный флебит и общетоксические симптомы по 11,8 % (8), кардиалгия – 5,9 % (4). В ряде случаев отмечен лекарственный патоморфоз III-IV степени с полным регрессом опухолевого очага.
Выводы. Клинический эффект и низкая степень выраженности осложнений способствуют переводу больных в операбельное состояние и выполнению комплексного лечения в адекватном объеме при РМЖ с высокой степенью местной распространенности. Также представленные данные свидетельствуют о патогенетической обоснованности применения ЭКД аутоплазмы в целях повышения транспортной способности альбумина: «адресной доставки химиопрепарата в очаги повреждения», повышения эффективности, увеличения туморотроп-ности и минимизации системного токсического воздействия ПХТ местно-распространенного РМЖ.