Возможные направления дедолларизации современных мировых финансов
Автор: Яшина А.С.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 3-2 (49), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется назревшая необходимость трансформации валютного компонента современной мировой валютно-финансовой системы и наиболее вероятные ее сценарии - введение новых наднациональных валют, многовалютный стандарт и нарастание значения национальных валют. Сделан вывод о сохранении краткосрочных позиций ближайших конкурентов - доллара и евро.
Валюты, мировая валютно-финансовая система, доллар, евро, валютные союзы
Короткий адрес: https://sciup.org/170181523
IDR: 170181523 | DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10464
Текст научной статьи Возможные направления дедолларизации современных мировых финансов
В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости трансформации международной валютно-финансовой системы в связи с неспособностью действующей с 1976-го года Ямайской валютной системы отвечать на вызовы современной экономики.
В ходе своего функционирования Ямайская валютная система (ЯВС) столкнулась с рядом сложностей [3, с. 48]. Среди них можно выделить низкую эластичность выпуска и необеспеченность специальных прав заимствования (СДР), а так же тот факт, что СДР мало востребованы в работе с частным сектором. Принципы Ямайской валютной системы не соответствуют меняющимся условиям глобальной экономики, новой расстановке сил между ведущими финансовыми и экономическими центрами и региональной направленности процессов интернационализации.
Мировой финансово-экономический кризис 2008-го года сыграл важную роль в выявлении неспособности ЯВС противостоять вызовам времени и обеспечивать относительную стабильность валютноэкономических отношений в мире. Рекомендации сторонников монетаризма и либерализации привели к ослаблению межгосударственного валютного регулирования. Кроме того, этот кризис стал дополнительным свидетельством неэффективности Международного валютного фонда (МВФ) как института, занимающегося ре- гулированием международных финансовоэкономических отношений.
В связи с этим активизировались дискуссии о возможных сценариях трансформации мировой финансовой архитектуры. Причем, выйдя за пределы научных кругов, обсуждения данного вопроса оказались в центре внимания международных экономических форумов и правительств стран мира.
Международный валютный фонд, работавший над обеспечением за годы своего существования равноправного сотрудничества и валютно-экономической стабильности в мире, после мирового экономического кризиса 2008-го года нуждался в реформировании, итоги которого были подведены в годовом отчете за 2016-й год [9]. Суть проблемы заключалась в невозможности данной организации воздействовать на развитые страны, не являющиеся его заемщиками. Кроме того, МВФ не смог выполнить задачу раннего предупреждения кризисных явлений и, несмотря на разработанную совместно с Всемирным банком программу, пассивно наблюдал, как замедляется экономический рост в связи с чрезмерным банковским перекредитованием и отрывом финансового сектора от реальной экономики.
На сегодняшний день широко обсуждается несколько наиболее вероятных прогнозных сценариев трансформации международной валютно-финансовой систе- мы. Среди них можно выделить следующие основные:
– концепция наднациональных валют;
– многовалютный стандарт;
– использование национальных валют в международных расчетах.
Концепция наднациональных валют предполагает создание новой валюты, универсальность которой позволит заменить СДР. Для введения такой валюты необходимо выполнение следующих условий [4]:
– во-первых, необходимо учреждение наднационального центрального банка;
– во-вторых, новая наднациональная валюта должна будет полностью заменить специальные права заимствования и добавить к их функциям недостающие.
Очевидно, что на создание новой международной валюты уйдет много времени, так как большинство развитых стран мира имеют крупные долгосрочные инвестиции в инструменты, номинированные в долларах США, поэтому одновременный отказ от доллара как валюты внешнеторгового контракта повлечет за собой серьезные финансовые потери. Кроме того, именно американский доллар продолжает оставаться превалирующей валютой для международных резервов и международных расчетов, хотя уже длительное время международное сообщество недовольно сложившейся ситуацией доминирования в мировых финансах американского доллара [7, c. 30].
Следовательно, переход к принципиально новой мировой валюте возможен в долгосрочной перспективе. Более того, по мнению автора, в ближайшие годы произойдет увеличение числа валютных зон, якорными валютами для которых станут доллар США, евро, китайский юань и российский рубль, как валюты политических и экономических центров мира. Уже сегодня в мире сравнительно успешно функционируют более 100 региональных экономико-торговых объединений, использующих региональные коллективные валюты или разрабатывающих проекты об их внедрении, поскольку сама суть многовалютного стандарта заключается в использовании вместо одной международной валюты нескольких. Очевидным преимуществом данного стандарта является сравнительная устойчивость и предсказуемость курса, что неоднократно демонстрировалось, например, африканскими союзами и важно и для нашей страны.
Перспективность данного направления обусловлена тенденцией перехода к полицентризму от моно-, или доллароцентриз-ма, и изменением соотношения сил между крупнейшими финансовыми центрами. Это также имеет прикладное значение для нашей страны ввиду усиления позиций на внешнеполитической арене в условиях санкций [1, с. 33].
Если в системе мировых финансов данный стандарт будет применен, по мнению автора, доллар и евро не потеряют свои лидирующие позиции, однако степень их использования может сократиться. Связано это, в первую очередь, с увеличением экономического потенциала стран Востока и ускорением интеграционных процессов в существующих валютных союзах [8, c. 60]. Многие валютные союзы создавались как раз с целью если не противостояния, то сдерживания позиций американского доллара в международных валютнофинансовых отношениях, тем самым оказывая существенное влияние на валютный компонент современной мировой валютно-финансовой архитектуры [6, c. 17].
Говоря об использовании национальной валюты в международных расчетах, обратимся, прежде всего, к доллару США. Лидерство Соединенных Штатов Америки в мировой экономике позволило доллару стать доминирующей международной валютой. Этому же способствовала и политика, проводимая ими в годы второй мировой войны.
Еще в начале 60-х годов прошлого века американский экономист бельгийского происхождения Роберт Триффин сформулировал противоречие, получившие название «Парадокс Триффина». Суть противоречия заключалась в следующем [2]: для формирования национальных валютных резервов стран мира нужно обеспечить центральные банки необходимым количеством долларов США, что приводит к постоянному дефициту платежного баланса у страны-эмитента – Соединенных Штатов Америки; в то же время дефицит платежного баланса подрывает доверие к доллару, что снижает его ценность как резервного актива. Для укрепления доверия к валюте необходим профицит платежного баланса, что и приводит к противоречию. Для разрешения данной дилеммы Триф-фин предлагал создать специальную международную валюту, которая не была бы привязана ни к золоту, ни к какой-либо национальной валюте, что привело, в конечном итоге, к созданию в 1969 году нового платежного средства в виде специальных прав заимствования.
Обратимся к недавним событиям. Осенью 2018-го года Европейская Комиссия объявила о переходе на политику дедолларизации экономики. Разработан пакет мер по расширению использования евро в сферах закупки энергоносителей и сырья, а также в таких стратегических индустриях как самолетостроение. Для этих целей необходимо разработать собственную платежную систему, развивать финансовую инфраструктуру в регионе и расширить пул евро-активов для международных инвестиций.
Одной из важных причин курса на дедолларизацию экономики стала усиливающаяся политизация доллара. Кроме того, несмотря на сравнительно небольшое различие в доле использования доллара и евро в международных расчетах (рис. 1), доллар занимает неоправданно большую часть общего объема мировых резервов (рис. 2).

,0%
3,6% 8%
-
■ Доллар США
Евро
Фунт стерлингов
-
■ Японская иена
-
■ Китайский юань
-
- Прочие валюты
Рис. 1. Основные валюты международных расчетов [5]
-
■ Доллар США
Евро
Фунт стерлингов
-
■ Японская иена
-
■ Китайский юань
-
- Прочие валюты
Рис. 2. Основные валюты международных резервов [5]
Отметим, что курс на такую политику взят не только Европой, но и рядом других стран. Например, Российская Федерация в настоящее время проводит активную по- литику снижения доли доллара в расчетах с торговыми партнерами. Однако, по оценкам экспертов, именно евро демонстрирует лучшую способность противостоять доллару на ключевых рынках. Связано это, в первую очередь, с тем, что японская иена находится в долгосрочном кризисе, доля фунта в международных резервах слишком мала, а для китайского юаня дей- ствует жесткая политика валютного контроля.
Таким образом, можно говорить о но- вом этапе рассмотрения вопросов трансформации международной валютнофинансовой системы, когда на правительственном уровне обсуждается вопрос о не- обходимости ухода от гегемонии национальной валюты - доллара США. По мне- нию автора, замены доллара на евро и дальнейшего использования данной валюты для осуществления международных расчетов в ближайшее время не произойдет. В конечном итоге будет разработан новый многовалютный стандарт или произойдет реформа действующего. Однако снижение использования в международных расчетах доллара США и уменьшение его доли в общем объеме валютных резер- вов стран мира поможет сделать качественный рывок в процессе трансформации международной валютно-финансовой системы.
Список литературы Возможные направления дедолларизации современных мировых финансов
- Внешнеэкономическая политика России в условиях глобальных рисков / под ред. А.А. Ткаченко. - М.: КУРС, 2019. - 320 с.
- Ишханов А.В. В поисках нового мирового валютного стандарта // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. - 2014. - №5. - С. 118-127.
- Красавина Л.Н. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы // Деньги и кредит. - 2010. - №5. - С. 48-57.
- Красавина Л.Н. Тенденции и перспективы реформы мировой валютной системы // Век глобализации. - 2011. - №1. - С. 29-43.
- Ткачев И., Пудовкин Е. Дедолларизация по-европейски: как ЕС хочет уйти от гегемонии доллара 5.12.2018 // Официальный сайт РБК [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/12/2018/5c07f6249a7947199114084f
- Хмыз О.В. Валютный компонент мировой финансовой архитектуры // Банковское дело. - 2011. - № 10. - С. 16-20.
- Хмыз О.В. Проблемы реформирования мировой валютно-финансовой архитектуры // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - №2. - C. 30-35.
- Шмелев В.В. Валютные союзы в экономико-финансовой дипломатии РФ // Финансовая жизнь. - 2018. - №4. - С. 59-62.
- Annual Report. - Washington, D.C.: International Monetary Fund. 2016.