Возобновление деятельности культурно-просветительных учреждений в Краснодарском крае в 1943 г

Автор: Кокунова Ксения Марковна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается процесс восстановления деятельности культурно-просветительных учреждений на территории Краснодарского края после ее освобождения от немецко-фашистской оккупации. Прослеживаются трудности, с которыми пришлось столкнуться местным властям и деятелям культуры в процессе налаживания работы учреждений.

Газета, кинотеатр, краснодарский край, культурно-просветительные учреждения, музей, оккупация, театр, фильм

Короткий адрес: https://sciup.org/14940638

IDR: 14940638

Текст научной статьи Возобновление деятельности культурно-просветительных учреждений в Краснодарском крае в 1943 г

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. стала суровым испытанием как для всей страны в целом, так и каждого человека в отдельности. Она потребовала перевести все отрасли жизнедеятельности советского общества на военные рельсы. Успех в войне во многом зависел не только от показателей военного и сельскохозяйственного производства, но и идеологического потенциала культуры, транслируемого на население через средства агитации и пропаганды. В этой связи с началом войны культура стала выступать в качестве особого интегрирующего начала, способного сплотить народные массы для достижения общей цели [1, с. 178].

Идеологическое воздействие на население в военное время осуществлялось через различные каналы, в том числе культурно- просветительные учреждения. На наш взгляд, этот канал оказался наиболее эффективным среди других инструментов пропагандистской деятельности, направленной на активизацию лучших патриотических качеств населения во имя победы над фашизмом и сохранения единства многонационального народа. Деятельность культурно-просветительных учреждений была неотъемлемой частью военной действительности. Работники культуры чутко реагировали на стремительно менявшуюся ситуацию в период войны, обеспечивая в кратчайшие сроки духовную мобилизацию населения [2, с. 1].

Основные направления работы культурно-просветительных учреждений и особенности восприятия населением мероприятий, проводимых в военное время в Краснодарском крае, на наш взгляд, интересны для понимания морально-этического и духовного состояния советского общества в исследуемый период.

Воссоздание сети культурно-просветительных учреждений в Краснодарском крае началось сразу же после начала освобождения территории от немецко-фашистской оккупации. Ее пришлось восстанавливать практически с нуля. Только фонд книг в массовых библиотеках за годы войны уменьшился в 4 раза. Лишь за счет поступлений из книжных собраний Москвы и Ленинграда местные библиотеки пополнили свои хранилища [3, с. 66].

Серьезный ущерб в период оккупации Краснодарского края был нанесен местным музеям: разрушены уникальные архитектурные строения, уничтожены здания, разграблены и разорены археологические памятники, бесследно утрачены ценнейшие экспонаты и коллекции. Некоторые музеи были полностью уничтожены, например Армавирский краеведческий и Анапский историкокраеведческий музеи [4, с. 23–24].

На этом фоне удивительным фактом является сообщение о возобновлении работы историко-краеведческого музея Краснодара с 5 марта 1943 г. Получается, что сотрудникам музея понадобилось менее месяца, чтобы привести в порядок территорию и фонды учреждения. Кроме того, сотрудники музея активно включились в работу по организации передвижных выставок в госпиталях для раненных красноармейцев. Одна из них была посвящена краснодарцам братьям Игнатовым – Героям Советского Союза [5].

Такая поспешность в деле восстановления музейной деятельности, на наш взгляд, была вполне оправданна. Она позволяла дополнить идеологическую работу наглядными образами. Музейные экспозиции включали в себя документы, вырезки из газет, фотографии и прочие свидетельства, расширявшие сведения населения о войне, пребывании немецко-фашистских оккупантов, успехах партизанского и подпольного движения, победах Красной армии. Знакомство с подобной информацией позволяло формировать антифашистское мировоззрение и успешно противостоять гитлеровской пропаганде.

Однако пример быстрого открытия историко-краеведческого музея Краснодара является скорее исключением. В остальных населенных пунктах музеи возобновляли свою работу после окончан6ия войны. В Анапе в 1945 г., в Туапсе – 1946 г., а в Армавире лишь в 1949 г. [6].

Прекрасно осознавая, какое значение в идеологическом плане имеет визуализация образа врага, а также успехов Красной армии и возвращения к мирной жизни, местные власти активно приступили к восстановлению сети кинотеатров. По состоянию на 15 марта 1943 г. в городской и сельской местности Краснодарского края было восстановлено 13 кинотеатров [7, с. 190].

Однако они не могли приступить к нормальной работе в силу ряда причин. Одна из них заключалась в критическом состоянии краевого фильмофонда. В информационной записке краевого управления кинофикации сообщалось, что кинофильмы Майкопской базы сгорели при отступлении немецких войск. Армавирский фильмофонд был вывезен в Ставрополь оккупационными властями. О состоянии кинофонда Ейска краевое управление кинофикации не имело достоверных сведений. Поэтому требовалось специальное обследование местной сети. Не лучшим образом обстояло дело и в Краснодаре. На городском складе сохранилось лишь 37 фильмов, то время как склад кинофильмов, находящийся за городом, был расхищен частными лицами, а также сотрудниками гестапо, которых интересовали антифашистские и политические фильмы [8].

Для решения проблем с функционированием сети кинотеатров в короткий срок в крае был укомплектован аппарат управления кинофикации. Начальникам межрайонных отделов в Майкопе, Армавире, Тихорецке, Кропоткине, Ейске, станицах Лабинской, Каневской, Тимашевской было поручено лично обследовать все кинотеатры, немедленно ввести в эксплуатацию те, которые сохранились, и организовать сбор имущества кинотеатров, присвоенного гражданами. Для обеспечения кинотеатров электроэнергией были устроены небольшие ведомственные электростанции. Кроме того, для пополнения кинофонда крайком ВКП(б) обратился в Главное управление кинофикации с просьбой «обеспечить Краснодарский край фильмофондом за счет резерва, а также снабдить всеми новыми названиями фильмов, которые вышли, начиная с августа 1942 г. («Александр Пархоменко», «Как закалялась сталь», «Три мушкетера», «Парень из нашего города», «Ленинград в борьбе», «Сталинград» и т. д.)» [9].

Работа по возобновлению деятельности сети кинотеатров в крае, по всей видимости, была завершена ко времени празднования 1 Мая в 1943 г. Именно в этот день в Краснодаре, а также в станицах для населения были организованы массовые кинопоказы. В Краснодаре в местных кинотеатрах демонстрировали фильм – «Парень из нашего города» и другие кинокартины. В станице Приморско-Ахтарской показывали кинофильм «Александр Пархоменко», а в Ново-Покровской – «Ошибка инженера Кочина» [10, с. 37].

К ноябрю 1943 г. в крае уже действовало 16 городских, 58 сельских кинотеатров и 22 кинопередвижки. В них демонстрировались не только художественные фильмы, но и документальные ленты «Сталинград», «Народные мстители» и др. Практически уничтоженный в период оккупации фильмофонд края был восстановлен в кратчайшие сроки [11].

Одновременно с киносетью в освобожденных районах и городах края восстанавливалась периодическая печать. До оккупации в крае издавалось 90 газет. После захвата территории немецко-фашистскими войсками новые власти широко использовали в идеологических целях возможности печати. Для этого на Кубани была создана сеть газет, распространявших антисоветские сведения. Многие из газет имели характерное название. В Краснодаре издавалась газета «Кубань», в Майкопе – «Майкопская жизнь», в Кропоткине – «Новое время», в Армавире – «Вестник Кубани», в Тихорецке – «Возрождение Кубани», в станице Славянской – «Станичник» [12, с. 110].

Сразу же после освобождения населенных пунктов края частями Красной армии в них стали выпускаться советские газеты. По состоянию на 22 марта 1943 г. в крае осуществляли деятельность следующие периодические издания: краевая газета «Большевик», адыгейская областная «Адыгейская правда», армавирская городская «Армавирская коммуна» и сочинская «Красное знамя» с периодичностью пять раз в неделю; адыгейская областная газета «Социалистическая

Адыгея» (на адыгейском языке), туапсинская – «Ударник», «Ейская правда», тихорецкая – «Ленинский путь», нефтегорская – «Вышка», «Апшеронский рабочий» и кропоткинская – «За коммуну» три раза в неделю. Все остальные районные газеты издавались один раз в неделю [13].

Возобновление театрально-концертной деятельности также относилось к числу важнейших задач, стоявших перед местными властями. Однако этому мешало как отсутствие подходящих помещений, так и недостаток культурных сил. Тем не менее власти и артисты делали все возможное. Представления шли в неотапливаемых помещениях, не хватало электропроводки, светового оборудования, материалов для декораций и костюмов. Концертно-эстрадное бюро собирало разбросанные войной творческие силы, формировало новые коллективы и гастрольные маршруты [14].

Даже лишившись помещения, труппа Краснодарского краевого театра им. М. Горького продолжала давать представления. С 22 февраля по 23 мая 1943 г. театр работал в Сочи, где поставил 77 спектаклей для 50 тысяч зрителей. К 1 августа 1943 г. бригады драмтеатра и концертноэстрадного бюро дали 800 концертов и 25 спектаклей в районах края, госпиталях, воинских частях и на передовых участках фронта [15].

Это были основные, но не единственные творческие коллективы в крае. В Армавире работал филиал местного гортеатра, эвакуированного в Армению. В Кропоткине силами лишь десяти артистов, оставшихся в труппе, ставились маленькие пьесы в клубе. Здесь же самостоятельно возник ансамбль музыки, песни и пляски в составе 30 человек. Театр-ансамбль был организован в станице Лабинской. В Ейске давал представления стихийно возникший театр [16]. Подобные факты в очередной раз подтверждают, что ни военные действия, ни разрушительные последствия немецко-фашистской оккупации, ни страшная разруха в городах и сельских населенных пунктах оказались не в силах истребить в людях стремление к искусству.

Итак, деятельность культурно-просветительных учреждений на территории Краснодарского края была возобновлена в крайне сжатые сроки. Благодаря трудовому героизму деятелей культуры искусство вновь стало частью повседневной жизни населения. Тысячи советских граждан и раненых красноармейцев получили возможность приобщиться к богатому духовному наследию страны и края. Культурно-просветительные учреждения незамедлительно отреагировали на хронику текущих военных событий: патриотические кинокартины и музейные выставки, газетные публикации и театральные постановки вселяли уверенность в непременной победе над врагом, культивировали ненависть к врагу, готовность к самопожертвованию ради спасения Родины.

Ссылки:

  • 1.    Шаповалов С.Н. Культура Кубани в период немецко-фашистской оккупации (1942–1943 гг.) // Победа – одна на всех : материалы международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.), г. Витебск. Витебск, 2014.

  • 2.    Зеленская Т.В. Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны: 1941– 1945 гг. : автореф. … канд. ист. наук. Ростов на/Д., 2005.

  • 3.    Еремеева А.Н. Культурная жизнь Кубани в XX веке. Краснодар, 2013.

  • 4.    Леонова Т.В. Развитие государственных и муниципальных музеев Краснодарского края в конце XX – начале XXI в. : монография. Краснодар, 2013.

  • 5.    Еремеева А.Н. Указ. соч. С. 66.

  • 6.    Леонова Т.В. Указ. соч. С. 24.

  • 7.    Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945: Рассекреченные документы. Хроника событий : в 3 кн. / сост. А.М. Беляев, И.Ю. Бондарь. Краснодар, 2003. Кн. 2. Ч. 1. Хроника событий. 1943 год.

  • 8.   Там же. С. 191.

  • 9.   Там же. С. 192.

  • 10.    Шаповалов С.Н. Праздник и война – опыт проведения праздников в 1943–1945 гг. (по материалам Краснодарского края и Ростовской области) // Общество: философия, история, культура. 2014. № 2.

  • 11.    Еремеева А.Н. Указ. соч. С. 67.

  • 12.    Кринко Е.Ф. Жизнь за линией фронта: Кубань в оккупации (1942–1943). Майкоп, 2000.

  • 13.    Большевик. 1943. 10 апр.

  • 14.    Еремеева А.Н. Культурная жизнь Кубани… С. 67.

  • 15.    Кубань в годы Великой Отечественной войны… С. 415.

  • 16.    Там же. С. 416.

Список литературы Возобновление деятельности культурно-просветительных учреждений в Краснодарском крае в 1943 г

  • Шаповалов С.Н. Культура Кубани в период немецко-фашистской оккупации (1942-1943 гг.)//Победа -одна на всех: материалы международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.), г. Витебск. Витебск, 2014.
  • Зеленская Т.В. Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны: 19411945 гг.: автореф.. канд. ист. наук. Ростов на/Д., 2005.
  • Еремеева А.Н. Культурная жизнь Кубани в XX веке. Краснодар, 2013.
  • Леонова Т.В. Развитие государственных и муниципальных музеев Краснодарского края в конце XX -начале XXI в.: монография. Краснодар, 2013.
  • Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945: Рассекреченные документы. Хроника событий: в 3 кн./сост. А.М. Беляев, И.Ю. Бондарь. Краснодар, 2003. Кн. 2. Ч. 1. Хроника событий. 1943 год.
  • Шаповалов С.Н. Праздник и война -опыт проведения праздников в 1943-1945 гг. (по материалам Краснодарского края и Ростовской области)//Общество: философия, история, культура. 2014. № 2.
  • Кринко Е.Ф. Жизнь за линией фронта: Кубань в оккупации (1942-1943). Майкоп, 2000.
  • Еремеева А.Н. Культурная жизнь Кубани. С. 67.
  • Кубань в годы Великой Отечественной войны. С. 415.
Еще
Статья научная