Возрастной дефицит андрогенов у мужчин

Автор: Салиева Минара Юлбарсовна, Рустамова Хурматой Рустамовна

Журнал: Re-health journal.

Рубрика: Эндокринология

Статья в выпуске: 2 (10), 2021 года.

Бесплатный доступ

Эркакларда андроген етишмовчиликнинг бузилиши муаммоси долзарб ва муҳим масаладир, сабаби бу ҳолат кўпинча ижтимоий ҳолатни пасайтиради ва соғлиқнинг бузилишига олиб келади. Бундан ташқари, жинсий функцияларнинг бузилиши оиладаги келишмовчилик ва мамлакат демографик фонининг ёмонлашувига сабаб бўлади.

Тестостерон, дефицит андрогенов, возраст, ожирение, лептин

Короткий адрес: https://sciup.org/14125548

IDR: 14125548

Текст обзорной статьи Возрастной дефицит андрогенов у мужчин

ЭРКАКЛАРДАГИ ЁШГА ОИД АНРОГЕНЛАР ДЕФИЦИТИ

Эркакларда андроген етишмовчиликнинг бузилиши муаммоси долзарб ва муҳим масаладир, сабаби бу ҳолат кўпинча ижтимоий ҳолатни пасайтиради ва соғлиқнинг бузилишига олиб келади. Бундан ташқари, жинсий функцияларнинг бузилиши оиладаги келишмовчилик ва мамлакат демографик фонининг ёмонлашувига сабаб бўлади.

Калит сўзлар : тестостерон, андрогенлар дефицити, ёш, семириш, лептин.

Введение. В настоящее время представители различных медицинских специальностей проявляют большой интерес к изучению возрастного дефицита андрогенов у мужчин.

Согласно определению, синдром дефицита тестостерона (СДТ) – это связанный с увеличением возраста мужчин синдром, проявляющийся клиническими симптомами и биохимическими признаками снижения уровня тестостерона (ниже референтных значений, характерных для молодых здоровых взрослых мужчин). Известно, что после 30-летнего рубежа у мужчин наблюдается постепенное (примерно на 1–3 % в год) снижение уровней общего и свободного тестостерона крови, способствующее повышению вероятности появления клинических признаков андрогеннего дефицита.

Сроки развития и выраженность симптомов зависят от индивидуальных особенностей секреции и метаболизма тестостерона, а также от строения андрогеновых рецепторов [29, 30].

Одновременно с ростом частоты ожирения и МС у мужчин наблюдается прогрессивный рост заболеваемости сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а одним из общих патофизиологических механизмов объединяющих все вышеперечисленные заболевания, может выступать дефицит мужских половых гормонов (андрогенный дефицит), который, как и уролитиаз, сегодня претендует на роль нового важнейшего компонента МС у мужчин.

В исследовании The Tromsш Study (2004) наглядно доказаны обратные связи между выраженностью ожирения и уровнем общего тестостерона крови у мужчин (J. Svartberg, D. von Mцhlen, H. Schirmer et al., 2004).Ожирение и ИР / СД 2-го типа как ключевые компоненты МС находятся в достоверной патогенетической корреляции с андрогенным дефицитом и взаимно усугубляют клиническое течение друг друга, формируя своеобразный«порочный круг патогенеза» (A.T. Guay, 2007; P. Srikanthan, A.S. Karlamangla, 2011; A.M. Traish, F. Saad, 2009).

Такое патогенетически и клинически значимое взаимоотношение между уровнем общего тестостерона, инсулина и ожирением у мужчин называют «золотым правилом» современной мужской эндокринологии для урологов, так как урологи, хотят они того или нет, занимаются лечением патологии урогенитального тракта, являющегося как у мужчин, так и у женщин гормонозависимой структурнофункциональной системой [25].

Проблема андрогендефицитных нарушений у мужчин молодого возраста является актуальным общезначимым вопросом, поскольку данное состояние часто снижает социальный статус и приводит к нарушениям здоровья. Кроме того, нарушение сексуальной функции приводит к семейной дисгармонии и ухудшению демографического фона страны. Быть может, более правильным было бы использовать вместо термина «фертильный» термин «молодой возраст», но мы сочли эти понятия практически синонимичными, поскольку именно на молодой возраст приходится пик реализации функции деторождения, хотя фертильность мужчины физиологически сохраняется до преклонных лет [28]. Андрогендефицит констатируется при наличии явных или замаскированных симптомов и признаков, которые сопровождаются видимым снижением уровня тестостерона в крови. Дефицит тестостерона у мужчин проявляется совокупностью клинических, психологических, лабораторных изменений и, несомненно, оказывает негативное воздействие на организм в целом. Дисбаланс физиологического регулирования синтеза тестостерона индуцирует его недостаток с последующим каскадом биохимических реакций [26, 27].

Гипогонадизм подразделяют на врожденный и приобретенный. Общепринято выделять гипогонадизм первичный и вторичный Важно отметить, что при возрастном андрогендефиците секреция гонадотропных гормонов не изменяется.

Проявления дефицита андрогенов могут маскироваться многочисленными признаками, проявляющимися сексуальными затруднениями, соматическими проявлениями, психологическими проблемами, изменениями биохимических и гормональных показателей.

Клинические симптомы андрогендефицита могут протекать под маской других заболеваний внутренних органов. Тем не менее его выявление у мужчин должно проводиться по принципу активного диагностического поиска. До настоящего времени дискутируется вопрос о происхождении и роли синдрома дефицита тестостерона (СДТ) при ожирении и подходах к его коррекции. Ожирение справедливо называют «эпидемией ХХI века». Около 2 млрд человек на планете страдают от ожирения и связанных с ним патологических нарушений здоровья. Как справедливо отмечают П.Р. Голдаева, О.А. Павленко (2016), прослеживается явный тренд во всем мире к росту доли тучных лиц среди населения. Коррекция нарушений у тучных пациентов преследует как косметические цели, так и нормализацию основных функциональных показателей, в том числе показателей андрогенного статуса. С другой стороны, наличие ожирения и коррекция связанных с ним состояний требуют дифференцированного подхода в зависимости от целей, которые ставят перед собой врач и пациент [21,22, 23, 24, 25]. В России в настоящее время не менее 30% трудоспособного населения имеют избыточную массу тела и 25% - ожирение, среди них, по разным оценкам, до 20% мужчин. Каждые 10 лет число людей с ожирением увеличивается на 10%. С другой стороны, доля мужчин с нарушениями андрогенного статуса в возрасте 20-29 лет в Англии составляет 2–3%, 40-49 лет - 10% от общего числа больных. В Соединенных Штатах Америки у 5% молодых мужчин выявляются признаки данной патологии, а в Канаде более 14% мужчин в молодом возрасте получают андрогензаместительную терапию [29, 30].

Тестостерон и ожирение. Среди множества патофизиологических механизмов, лежащих в основе абдоминального ожирения, инсулинорезистентности и метаболического синдрома (МС), представляет интерес расстройство функций эндокринных желез, в частности кортизолпродуцирующей функции надпочечников и тестостеронпродуци- рующей функции семенников у мужчин. Связь мужского гипогонадизма и МС была продемонстрирована в большом количестве исследований последних лет, причем андрогенный дефицит при наличии абдоминального ожирения может сформироваться у мужчин молодого возраста. Доказательством роли гиперкортицизма в развитии и поддержании инсулинорезистентности служит сходство пациентов с МС и пациентов с болезнью Иценко–Кушинга (БИК),а нормальные или субнормальные уровни плазменного кортизола у пациентов с МС объясняются увеличением его продукции вне стероидсекретирующих желез[19, 20].

Есть основания полагать, что кортизол и тестостерон оказывают взаимное влияние друг на друга, что реализуется как на центральном, так и на периферическом уровне. Так, высокий уровень кортизола способен подавлять выработку тестостерона за счет торможения секреции лютеинизирующего гормона, а так же прямого действия на клетки Лейдига.

В свою очередь, тестостерон оказывает влияние на выработку адренокортикотропного гормона (АКТГ) гипофиза, воздействуя на тестостероночувствительные афференты гипоталамо-гипофизарной оси, что обеспечивает регуляцию репродуктивного и социального поведения [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. В условиях медикаментозной стимуляции синтеза АКТГ и андрогенной депривации, смоделированных в работе американских ученых, регистрировали значимо более низкие уровни кортизола у мужчин, которым вводили экзогенный тестостерон. Причем в этой же группе пациентов стимулированный АКТГ был выше. Такое расхождение свидетельствует о подавлении продукции кортизола тестостероном на уровне коры надпочечников [11, 12, 13, 14, 15].

Как известно, выработка кортизола и тестостерона подчиняется циркадному ритму, изучение которого может внести определенный вклад в диагностику гормональных нарушений при ожирении и МС. В данном случае перспективным лабораторным методом является определение уровней кортизола и тестостерона в слюне. Саливадиагностика благодаря простоте сбора материала позволяет оценивать суточный профиль свободных, наиболее биологически активных форм стероидов [16, 17, 18].

Заключение. Результаты анализа литературы свидетельствуют о различиях в гормональных изменениях у мужчин при развитии ожирения. Относительное снижение тестостерона у мужчин являются предикторами развития висцерального ожирения. Осо бенности влияния половых гормонов, наличие частой лептинорезистентности определяет эффективность лечения данного заболевания. Учитывая многогранность развития ожирения, влияние половых различий в развитии заболевания, рациональное применение медикаментозных и немедикаментозных средств требует дальнейшего изучения с целью профилактики и лечения метаболических расстройств у пациентов с ожирением.

Список литературы Возрастной дефицит андрогенов у мужчин

  • Аметов А. С., Стельмах М. В. Эректильная дисфункция и ожирение //Терапевтический архив. - 2013. - Т. 85. - №. 10.
  • Васильева О. В., Селятицкая В. Г. Связь ожирения с уровнем тестостерона, признаками тревоги, депрессии и ускоренного старения у мужчин //Сибирский научный медицинский журнал. - 2018. - Т. 38. - №. 1.
  • Гамидов С. И., Шатылко Т. В., Гасанов Н. Г. Мужское здоровье и ожирение-диагностика и терапевтические подходы //Ожирение и метаболизм. - 2019. - Т. 16. - №. 3.
  • Геворкян М. А. Ожирение и репродуктивное здоровье женщины //Ожирение и метаболизм. - 2008. - №. 3.
  • Гончаров Н. П. и др. Влияние пролонгированного тестостерона ундеканоата на метаболические и гормональные параметры у мужчин с ожирением и хронической сердечной недостаточностью //Андрология и генитальная хирургия. - 2013. - №. 1.
Статья обзорная