Возвращение хомячка (Cricetulus barabensis Pallas, 1773): история одной залежи на юго-востоке Амурской области
Автор: Кадетова А.А., Мельникова Ю.А.
Журнал: Антропогенная трансформация природной среды @atps-psu
Рубрика: Сохранение природной среды
Статья в выпуске: 1 т.11, 2025 года.
Бесплатный доступ
Исследованы биотопическое распределение и динамика численности барабинского хомячка (Cricetulus barabensis Pallas, 1773) на границе ареала в Приамурье – в Хинганском заповеднике и на прилегающих территориях. Выявлены оптимальные местообитания барабинского хомячка – представителя степного фаунистического комплекса. Прослежено изменение численности вида в связи с природными (увлажнение) и антропогенными (распашка) факторами.
Барабинский хомячок, Cricetulus barabensis, динамика, Амурская область, Хинганский заповедник, залежь
Короткий адрес: https://sciup.org/147250858
IDR: 147250858 | DOI: 10.17072/2410-8553-2025-1-6-13
Текст научной статьи Возвращение хомячка (Cricetulus barabensis Pallas, 1773): история одной залежи на юго-востоке Амурской области
Барабинский хомячок (рис. 1 / fig. 1) – вид степного фаунистического комплекса [7]. Питается весной зелёными частями растений, летом – семенами, также поедает насекомых, делает запасы семян, зимой впадает в кратковременную спячку, роет норы. Вид встречается на юге Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, в Монголии и Северном Китае, ареал состоит из нескольких отдельных участков [2, 12, 13]. В районе
Хинганского заповедника проходит восточная граница участка ареала этого вида в Приамурье, также хомячок встречается на юге Еврейской Автономной области [1], а самый восточный «язык» ареала расположен заметно южнее и протягивается до оз. Ханка (рис. 2 / fig. 2). В сельскохозяйственных угодьях Зейско-Буре-инской равнины хомячок довольно обычен, но малочислен [3].

Рис. 1. Барабинский хомячок в естественном местообитании – сухом разнотравно-полынно-злаковом лугу с горноколосниками ( Orostachys sp). Фото А.А. Кадетовой. Fig. 1. The Chinese striped hamster ( Cricetulus barabensis ) in its natural habitat – dry grass-wormwood-grain meadow with Orostachys sp. Photo by A. Kadetova.

* Примечание: Синим кружком обозначено положение Хинганского заповедника
* Note : The blue circle shows the Khingansky State Nature Reserve.
Хинганский заповедник расположен на юго-востоке Амурской области, занимает площадь 97,8 тыс. га и состоит из трёх лесничеств. Хинганское лесничество расположено на юго-западных отрогах Буреинского хребта (высоты до 502 м над у.м.), растительность преимущественно лесная, с лугами в долинах рек; здесь барабинский хомячок не обнаружен. Лебединское и Антоновское лесничества расположены на поймах и надпойменных террасах Амура и Буреи, их растительность луговая и болотная, представлены луга различной степени увлажнения, доля сухих остепнённых лугов крайне мала. Сухие луга на прилегающих территориях в основном заняты сельскохозяйственными угодьями. На территории Хинганского заповедника, по данным «Летописей Природы» 1976-2005 гг. [8], отмечались единичные поимки хомячка на сухих разнотравных лугах Антоновского лесничества – западного равнинного участка заповедника.
Материалы и методы
Учёты численности мелких млекопитающих методом ловушко-линий проводятся в Хинганском заповеднике регулярно с 1982 г. Постоянные учётные линии охватывают наиболее распространённые местообитания. В 2006-2018 гг. проводились дополнительные исследования для наиболее полной характеристики населения мелких млекопитающих различных местообитаний – как фоновых, так и второстепенных, и редких, суммарный объём учётов составил более 10,1 тыс. ловушко-ночей [4], на некоторых участках исследования продолжены в последующие годы. В том числе были проведены учёты на сухих остепнённых лугах у южной границы Антоновского лесничества, где выявлена высокая численность барабинского хомячка (2008–2024 гг., за исключением 2023 г., суммарно 842 ловушко-ночи, 237 зверьков, включая 79 особей барабинского хомячка). Учёты проводились авторами преимущественно в августе.
Результаты и их обсуждение
Постоянные учётные линии Хинганского заповедника приурочены к наиболее типичным и распространённым местообитаниям. Для равнинных лесничеств это дубовые ( Quercus mongolica Fisch. ex Ledeb.) леса с лещиной ( Corylus heterophylla Fisch. ex Trautv.) и/или леспедецей ( Lespedeza bicolor Turcz.) на вытянутых повышениях (рёлках) и луга – влажные разнотравно-злаковые, иногда с зарослями ивы козьей ( Salix caprea L.) («иволуга»). До 1990-х гг. барабинский хомячок не был обнаружен на территории заповедника, предполагались его заходы или обитание «по остепнённым рёлочным лугам». В 1980 г. один экземпляр был пойман на окраине соевых полей совхоза в 3 км от урочища «Цаплин-ское», у юго-западных границ Антоновского лесничества [3, 9]. Первое упоминание о поимке вида на территории заповедника относится к 2002 г.: « Пойман взрослый активный самец 6 июля 2002 г. на разнотравно-осоковом лугу в районе кордона Лебединого Лебединского лесничества (постоянная учётная линия мышевидных грызунов №6) » [10]. В следующем томе «Летописи…» [11] о барабинском хомячке сообщается: « Единичные особи отлавливались на разнотравных лугах в Лебединском и Антоновском лесничествах на постоянных учётных линиях », из таблиц Летописи следует, что в Антоновском лесничестве в 2003 г. поймано 7 зверьков – 4 самца и 3 самки, в Лебединском вид в 2003 г. не отмечен. В последующих томах «Летописи…» о барабин-ском хомячке « сведений не поступало ».
Летом 2006 г. в Антоновском лесничестве выставлено несколько дополнительных ловушко-линий на левобережье р. Борзя в районе оз. Клёшенское в стороне от постоянной учётной линии. Постоянная линия расположена на разнотравно-осоково-злаковом кочкар-ном лугу с кустами ивы козьей, основу населения здесь составляют полевая мышь ( Apodemus agrarius ) и два морфологически сходных вида крупных серых полёвок
– большая и Максимовича ( Alexandromys fortis, A. max-imowiczii ). На этой линии барабинского хомячка не отлавливали ни разу (по крайней мере, начиная с 2006 г.). Остепнённые луга в этой части заповедника отсутствуют, встречаются лишь небольшие сухие злаковополынные и злаково-бобовые «островки» на микроповышениях среди злаково-разнотравных лугов. Именно в пределах этих «островков» поймано несколько хомячков, в том числе размножающиеся самки: в 2006 г. относительная численность составила 3,8 ос./100 л.-н. (особей / 100 ловушко-ночей), в 2007 г. – 0; в 2009 г. – 7,3 ос./100 л.-н.
Также хомячки отловлены на сухих злаково-полынных лугах и залежах у южной границы Лебединского лесничества (2011 г., 3,7–11,8 ос./100 л.-н.) и на соевых полях, обильно засорённых злаками и полынями, у пос. Архара (2011 г., 6,7 ос./100 л.-н.). В Лебединском лесничестве хомячки обнаружены менее чем в 3 км от берега Амура, в Антоновском – в 10-15 км. Наиболее удалённая от Амура находка состоялась в окрестностях пос. Архара (35 км), находящегося в 2 км от берега р. Архары – притока Амура.
Оптимальные местообитания, где хомячки обитают постоянно и размножаются, обнаружены на сопредельной с Антоновским лесничеством территории – остепнённые полынно-келериевые, лапчатково-по-лынные с бобовыми луга на песчаных гривах в окрестностях оз. Долгое [5]. Мониторинг численности хомячка в этом местообитании проводится с 2008 г. (рис. 3, 4 / fig. 3, 4).
Максимальные показатели численности достигают 38–42 ос./100 л.н. (2009 и 2018 гг.), минимальные – 1,5 в 2013 г. и 0 в 2016 г., когда депрессия численности наблюдалась у всех мышевидных грызунов. Отмечено, что хомячки предпочитают места с разреженным травяным покровом, между стеблями должны оставаться «проплешины», мест с густой высокой травой зверьки избегают. Густота и высота травостоя меняется по годам в зависимости от увлажнения и различных нарушений (рис. 5 / fig. 5).
Так, 2008 г. отличался сухой весной и засушливым летом; травяной покров на песчаных гривах в окрестностях оз. Долгое в июле-августе был разреженным, невысоким, обильны келерия ( Koeleria cristata (L.) Pers.) и горноколосник ( Orostachys malacophylla (Pall.) Fisch.). Депрессия численности наблюдалась у всех грызунов по всей территории Антоновского лесничества, за исключением хомячка в этом местообитании: численность вида здесь составляла 13,3 ос./100 л.-н., в среднем по лесничеству – 2,6, средняя численность всех остальных видов – 3,4 ос./100 л.-н. (из 30 особей 13 – барабинские хомячки). Молодой самец хомячка – вероятно, расселяющаяся особь – отловлен в июле 2008 г. на влажном разнотравно-вейниковом лугу у р. Джонгуль на юго-востоке Антоновского лесничества; воды между кочками не было, в отличие от лет с обычным увлажнением.
В прилегающем к этим лугам рёлочном дубовом с липой ( Tilia amurensis Rupr.) кустарниковом разнотравно-осоковом лесу в 2010 г. отловлен молодой самец хомячка (5,9 ос./100 л.-н.), однако за 10 лет учётов на этой линии это единственный случай.
Отмечено, что численность хомячков была ниже во влажные годы, когда луга густо зарастали травой (участие келерии и полыней было меньше обычного, горно-колосник отсутствовал). Для поиска коррелятивных связей использованы данные метеостанции пос. Архара о температуре воздуха и количестве осадков и показатели относительной численности барабинского хомячка и фоновых видов (восточноазиатская и полевая мыши, красная и красно-серая полёвки, полёвки большая и Максимовича). Среди всех рассмотренных видов у барабинского хомячка выявлена наиболее зна- чительная отрицательная корреляция численности с количеством осадков – -0,49 с суммой летних осадков, -0,43 с годовой суммой осадков, -0,52 с количеством осадков в мае. Положительные значения коэффициентов получены для температур весны (0,29) и июня (0,23), для температур июля-августа – отрицательный коэффициент (-0,40).

Рис. 3. Численность мелких млекопитающих на сухом лугу (ловушко-линия №15) в 2008–2024 гг.
Виды: 1 – восточноазиаткая мышь ( Apodemus peninsulae ), 2 – полевая мышь ( Apodemus agrarius ), 3 – красная полёвка ( Myodes rutilus ), 4 – полёвки большая и Максимовича ( Alexandromys maximowiczii + A. fortis ), 5 – барабинский хомячок ( Cricetulus barabensis ), 6 – бурундук ( Tamias sibiricus ), 7 – тундряная бурозубка ( Sorex tundrensis )
Fig. 3. Small mammals’s abundance in the dry meadow (trap-line 15) in 2008-2024.
Species: 1 – Apodemus peninsulae , 2 – Apodemus agrarius , 3 – Myodes rutilus , 4 – Alexandromys maximowiczii + A. fortis , 5 – Cricetulus barabensis , 6 – Tamias sibiricus , 7 – Sorex tundrensis .

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
---Средняя по заповеднику, все виды // Average for the Reserve, all species -----Cricetulus barabensis: Средняя по заповеднику // Average for the Reserve ^^— Cricetulus barabensis: В оптимальных биотопах // In preferred biotops
Рис. 4. Динамика численности барабинского хомячка в Хинганском заповеднике в 2006–2018 гг. Fig. 4. The Chinese striped hamster’s population dynamics in the Khingansky Nature Reserve in 2006-2018.


Рис. 5. Оптимальные местообитания барабинского хомячка – остепнённые полынно-келериевые, лап-чатково-полынные с бобовыми луга на песчаных гривах в окрестностях оз. Долгое в 2008–2015 гг.
Fig. 5. The Chinese striped hamster’s optimal habitat – steppe-like meadows (with Artemisia species, Koeleria sp and other grains, Potentilla sp, and leguminose plants) on sandy ridges next to Dolgoe lake in 2008-2015.
В 2016 г. луг был распахан и засеян соей (рис. 6 / fig. 6), при этом был уничтожен накопившийся за 3-4 года войлок из старой травы (ранее войлок уничтожался периодическими пожарами), в результате образовался сухой соево-злаково-полынный «луг» с обширными участками открытого песка между стеблями растений – и в 2017 и 2018 гг. наблюдался рост числен- ности хомячка, а также взрывной рост численности полевой мыши (рис. 3 / fig. 3). В 2017 г. в травостое преобладали полыни (высота 120-180 см), в 2018 г. среди полыни стали заметны полосы сои (30-40% площади), высота травостоя 40-70 см, по понижениям более густые и высокие заросли.

Рис. 6. Остепнённые луга (рис. 5) после распашки (2016 г.) и посадок сои (2017–2020 гг.), залежи на их месте в 2021–2024 гг.
Fig. 6. Steppe-like meadows (see fig. 5) after plowing (2016) and planting soybeans (2017–2020), and fallows on their place in 2021–2024.

В 2019 году в травостое преобладала соя, злаков и полыни меньше, чем в предыдущие годы, горноколос-ника нет. В населении абсолютно преобладает полевая мышь, в этот год наблюдается пик численности вида, на сухих лугах и залежах – свыше 80 ос./100 л.-н. Хомячки не отмечены, как и в следующие три года. Неизвестно, в какие сроки и на какую глубину проводилась вспашка, то есть могло ли это повлиять на зимующих хомячков. В 2020 г. преобладают соя, злаки и полынь, горноколосника нет (есть на дороге вдоль поля).
К 2021 г. арендаторы перестали пахать и засевать эти холмы соей, которая быстро выпала из состава травостоя, а высокорослые сорные виды (преимущественно полыни) остались. В 2023 г. учёты не проводились.
В 2024 г. местами чувствовались борозды, на повышениях – плоский песок с разреженным, неравномерно распределённым травостоем (проективное покрытие 40-70%), единичные экземпляры горноколосника. В понижениях более густой и высокий травостой (полынь, злаки, ПП 80-100%). Впервые с 2018 г. стандартным методом учётов обнаружено присутствие бара-бинского хомячка – 3,0 ос./100 л.-н., 7,1% улова; ювенильные самец и самка пойманы на участках с разреженным травостоем. Основу населения составляли полёвки большая и Максимовича – летом 2024 г. наблюдался пик их численности; эти виды, наоборот, отлавливались на участках с наиболее густым травостоем.
Остаётся открытым вопрос, оставались ли барабин-ские хомячки на этих распаханных лугах в 2019-2022 гг., но с крайне низкой численностью, не выявляемой во время учётов, или же вернулись сюда из какого-либо рефугиума.
Заключение
Барабинский хомячок на юго-востоке Амурской области – немногочисленный, можно сказать, редкий вид со спорадическим распространением на границе ареала, высокой численности достигает только в редких растительных сообществах – остепнённых лугах. Вид не внесён в Красную книгу Амурской области [6] или Красные книги соседних регионов и, вероятно, не нуждается в особой охране, помимо природных сообществ населяя сельскохозяйственные угодья. Однако актуальных сведений о распространении барабинского хомячка в Амурской области и численности его в различных местообитаниях, включая поля, нет. Неясно, насколько распространено и стабильно обитание бара-бинских хомячков на возделываемых полях. При этом занимаемые видом природные местообитания явно представляют собой редкие избежавшие распашки места с наличием степных видов как животных, так и растений.
Наши наблюдения за барабинским хомячком в Хинганском заповеднике и его окрестностях позволили выявить оптимальные местообитания вида, а также проследить изменения в численности, связанные с распашкой и вторичной сукцессией, начавшейся после забрасывания пашни.
Сведения об авторском вкладе
А.А. Кадетова – проведение учётов с 2006 г. (с 2012 – совместно с соавтором), подготовка текста рукописи.
Ю.А. Мельникова – проведение учётов с 2012 г.
Contribution of the authors
A.A. Kadetova – trapping since 2006 (since 2012 – together with a co-author), manuscript preparation.
Yu.A. Melnikova – trapping since 2012.