Вред жизни и здоровью спортсмена, причиняемый в процессе спортивных мероприятий: уголовно-правовые подходы

Автор: Беляева И.М., Евстратенко Е.В., Красуцких Л.В.

Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu

Рубрика: Актуальные вопросы спортивного права

Статья в выпуске: S2 т.23, 2023 года.

Бесплатный доступ

Цель: оценка эффективности уголовно-правой охраны жизни и здоровья спортсменов в процессе их участия в спортивных мероприятиях.

Спортивная травма, согласие потерпевшего, вред здоровью спортсмена

Короткий адрес: https://sciup.org/147242717

IDR: 147242717   |   DOI: 10.14529/hsm23s219

Текст научной статьи Вред жизни и здоровью спортсмена, причиняемый в процессе спортивных мероприятий: уголовно-правовые подходы

I.M. Belyaeva1, ,

E.V. Evstratenko1, ,

L.V. Krasutskikh2, ,

Введение. Нередко общество не рассматривает в качестве общественно опасного деяния вред, причиняемый здоровью спортсмена в тренировочном процессе или при его участии в спортивных мероприятиях. Это обусловлено не только сложившимися стереотипами о травмах, получаемых спортсменами, но и сложившимися представлениями в области спортивной этики, а также нейтральным отношением общества к спортивному травматизму, поскольку занятие спортом общество относит к рискованному виду деятельности.

Тем не менее охрана жизни и здоровья спортсменов должна быть обеспечена, в том числе и правовыми средствами и гарантиями. Сами спортсмены в Декларации прав и обязанностей спортсменов, сформированной на основании консультаций по всему миру (одобрена в октябре 2018 г. на сессии МОК в Буэнос-Айресе), сформулировали право каждого спортсмена на охрану психического и физического здоровья, включая безопасную среду на соревнованиях и тренировках и защиту от жестокого обращения и домогательств [4]. Несомненно, данный документ имеет исключительно декларативное значение, но при этом он является значимым для спортсменов с точки зрения взаимного согласия на сохранение жизни и здоровья всех участников спортивного соревновательного процесса.

Материалы и методы. Стоит отметить, что действующее отечественное законодательство не проводит четкий и однозначный водораздел между понятиями «любительский спорт» и «профессиональный спорт». В базовом законодательном акте в области физической культуры и спорта – Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее ФЗ № 329) – получили закрепление определение понятия профессионального спорта (п. 11 ст. 2), основы его правового регулирования (ст. 19.1), а также очерчен круг его субъектов, которыми являются общероссийские спортивные федерации, профессиональные спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги, спортивные судьи, спортивные агенты, спортсмены и тренеры, участвующие в профессиональных спортивных соревнованиях. Примечательно, что, по мнению законодателя, профессиональный спорт связывается с рядом ключевых признаков – это наличие трудовых отношений спортсмена с профессиональным спортивным клубом и цель спортивного соревнования – получение дохода от его проведения (ст. 2 ФЗ № 329).

Следуя логике законодателя, жизнь и здоровье спортсменов находятся под защитой государства независимо от вида спорта и уровня спортивного мероприятия, в котором они принимают участие. Такой вывод следует из одного из базовых принципов, закрепленных в ст. 3 ФЗ № 329.

Одним из средств такой защиты выступают и нормы уголовного законодательства, несмотря на то, что каких-либо специальных норм, выделяющих спортсменов в качестве особо охраняемых потерпевших или специальных субъектов преступления, УК РФ не содержит.

Такой подход доктрина уголовного права объясняет тем, что занятие спортом всегда напрямую связано с волеизъявлением самого участника, притом что некоторые виды спорта непосредственно сопряжены с физическим воздействием на тело человека другими участниками спортивной деятельности. К таким видам спорта можно отнести, например, бокс, иные виды единоборств и спортивной борьбы и др. В Российской Федерации правила проведения спортивных соревнований по каждому виду спорта определяются соответствующей спортивной федерацией и утверждаются Министерством спорта РФ. В некоторых государствах правовое регулирование от российских подходов существенно отличается по тем видам спорта, в которых соревновательный процесс может быть оценен как «нападение» [12–15].

Причинение вреда здоровью спортсмена в процессе его участия в спортивных мероприятиях – достаточно распространенное явление. По данным различных источников спортивные травмы разнообразны и многочисленны, имеют различный причинный комплекс (от рискованного поведения самого спортсмена до умышленного причинения вреда его здоровью организатором или другим участником спортивного мероприятия). Например, по данным исследования, проведенного в 2011 году, установлено, что смертность от бокса снижается, ее пик пришелся на 1920-е годы, когда было зарегистрировано 233 смерти. Чтобы уменьшить число смертельных случаев, количество раундов было сокращено с 15 до 12 в 1980-х годах. Согласно отчету Американской медицинской ассоциации, за 2009 год, смертность от боксерских поединков достигала 0,13 на 1000 участников в год [3]. Другие исследования показывают, что черепно-мозговые травмы распространены как среди профессиональных, так и среди боксеров-любителей. В связи с высоким травматизмом в данном виде спорта Всемирной медицинской ассоциацией в 2020 году даже было сделано заявление, что «бокс качественно отличается от других видов спорта из-за травм, которые он вызывает, и что его следует запретить» [11]. Неслучайно в специальной литературе даже используется понятие «боксерская болезнь», обусловленная травматизацией на ринге [10].

Как уже отмечалось, обязательным условием участия спортсмена в соревновании является его добровольное на то согласие и обязательство соблюдения правил, установленных для конкретного вида спорта, но при этом спортсмен не дает одновременно согласие на причинение вреда своему здоровью (жизни), однако он понимает возможность получения травмы, но рассчитывает на свое мастерство в данном конкретном виде спорта и соблюдение правил, что позволит избежать получения травм. Следовательно, в рамках правил спортивного соревнования согласие спортсмена на участие в нем аккумулирует само согласие на занятие спортом, обязательство соблюдать конкретные правила и согласие на возможный риск причинения физического вреда этому спортсмену в границах правил, соответствующих данному виду спорта [2].

Результаты. Таким образом, спортсмен, участвуя в спортивном мероприятии, осознает риск вреда для собственного здоровья, информирован о нем и готов к такому риску. Преступление же в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 УК РФ – это «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания», а значит, правовая оценка вреда здоровью или жизни спортсмена, причиненного в процессе спортивного мероприятия, должна быть дана с позиций виновности, общественной опасности, противоправности, наказуемости.

Некоторые авторы предлагают рассматривать случаи причинения вреда здоровью (жизни) спортсмена в рамках спортивного мероприятия как причинение вреда с согласия потерпевшего и, следовательно, как непреступное деяние, как вред, не обладающий признаком общественной опасности. Теоретические обоснование такого подхода (с оговорками, в том числе по тяжести вреда), можно найти, например, в работах А.Н. Красикова [5], А.А. Пионтковского [6], Ю.С. Ткачевского [7] и др.

Вряд ли возможно отнести вред, причиненный здоровью (жизни) спортсмена в процессе его участия в спортивном мероприятии, как вред, причиненный для достижения общественно полезной цели в рамках действия ст. 41 УК РФ

В соответствии с указанной нормой «риск признается обоснованным, если общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием)». Еще одним обязательным условием признания риска обоснованным является принятие всех необходимых и достаточных мер, направленных на предотвращение вреда рискующим лицом. Участие спортсмена в спортивных мероприятиях, безусловно, направлено на достижение общественно полезных целей – пропаганда здорового образа жизни, поддержание престижа отечественного спорта и т. п. Однако стоит согласиться с А.А. Медведевым, что такой вариант рассмотрения причинения вреда в рамках спортивных состязаний не является обоснованным риском и не может служить основанием, исключающим преступность деяния [8].

В то же время признание уголовным законодательством согласия потерпевшего на причинение того или иного вреда обстоятельством, исключающим преступность деяния, предполагает, что эта норма не может относиться только к сфере спорта. Если же рассматривать возможность введения в главу 8 УК РФ общей нормы о согласии потерпевшего на причинение вреда, она должна охватывать все сферы человеческой жизнедеятельности и отвечать, как минимум, следующим условиям:

– наличие сознательно выраженного согласия на причинение вреда, которое бы отвечало признакам добровольности, предшествовало по времени причинению вреда и было бы оформлено надлежащим образом;

– общественно полезные цели, в спорте – это достижение желаемого для спортсмена определенного спортивного результата и осознание им невозможности достичь указанной цели иными способами. На наш взгляд, не должно быть допущено причинения вреда здоровью и жизни спортсмена большего, чем это возможно для достижения указанной цели, а умышленное причинение более тяжкого вреда здоровью или жизни спортсмена ни при каких условиях не может исключать преступность деяния.

Обоснование целесообразности включения такого обстоятельства в главу 8 УК РФ обосновывают, например, О.А. Михаль и Ю.А. Власов [9].

В то же время вред, причиняемый спортсмену, по степени тяжести здоровью чаще всего причиняется легкий (ст. 115 УК РФ) либо в виде побоев (ст. 116 УК РФ) при условии, что он причинен умышленно. Действующая редакция ст. 116 УК РФ в случае причинения физической боли, не повлекшей кратковременного расстройства здоровья или временной нетрудоспособности спортсмена, неприменима, поскольку требует установления в субъективной стороне специфических побуждений. Если же речь идет о легком вреде, умышленно причиненном здоровью спортсмена, квалификация по ст. 115 УК РФ возможна, но для уголовного преследования требуется заявление потерпевшего, поскольку дела о данном преступлении в соответствии со ст. 20 УПК РФ отнесены к делам частного обвинения. Неосторожное же причинение вреда побоев или легкого вреда здоровью находится за пределами действия уголовного закона в силу степени общественной опасности.

В тех случаях, когда спортсмену в процессе его участия в спортивном мероприятии умышленно причиняется вред здоровью средней тяжести, согласие потерпевшего на причинение ему вреда может быть предусмотрено в примечании к ст. 112 УК РФ в качестве условия освобождения от уголовной ответственности по аналогии с примечанием к ст. 122 УК РФ.

По мнению некоторых авторов, в процессе спортивных состязаний вред здоровью может быть причинен и без нарушения соревно- вательных правил. Так, боксер в рамках действующих правил может причинить спарринг-партнеру не только любой степени тяжести вред здоровью, но и смерть. Такое развитие событий возможно и в игровых командных видах спорта (например, футбол, хоккей). Очевидно, стоит согласиться с выводами Е.В. Безручко о том, что в подобных ситуациях имеет место невиновное причинение вреда (ст. 28 УК РФ) и действия спортсмена не должны влечь уголовно-правовых последствий [1].

Представляется ошибочным точка зрения, что действия спортсмена без нарушений правил спортивного мероприятия не могут повлечь уголовную отнесенность при причинении вреда. В каждом конкретном случае необходимо устанавливать, являлось ли указанное деяние общественно опасным. Лицо, занимающееся спортом и имеющее определенные навыки и силу, обязано осознавать свои возможности и силу удара.

Существует еще одна позиция по урегулированию вопросов уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью спортсмена или причинение ему смерти при проведении спортивных мероприятий в результате грубого нарушения спортивных правил – введение специальных составов преступлений в главу 25 УК РФ с установлением уголовной ответственности как для непосред- ственного причинителя вреда, так и для организаторов спортивного мероприятия [10].

Заключение. На основании анализа существующих позиций считаем, что участие спортсмена в спортивных соревнованиях представляет собой особый вид деятельности, это результат свободного волеизъявления спортсмена, когда последний осознает возможность и допускает риск получения и (или) причинения вреда жизни или здоровью человека.

Анализируя возможные варианты уголовно-правовой оценки вреда жизни и здоровью спортсмена, причиняемого в процессе спортивных мероприятий, полагаем, что неосторожное причинение физической боли, а также легкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести лежит за пределами уголовной юрисдикции. При умышленном причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью спортсмена наиболее логичным представляется введение примечаний к ст. 115 и 112 УК РФ, закрепляющих условия освобождения от уголовной ответственности, когда вред причинен с согласия потерпевшего. Причинение же смерти или тяжкого вреда здоровью при любой форме вины считаем обоснованным и необходимым квалифицировать в соответствии с общими требованиями квалификации преступлений против здоровья и жизни человека.

Список литературы Вред жизни и здоровью спортсмена, причиняемый в процессе спортивных мероприятий: уголовно-правовые подходы

  • Безручко, Е.В. Причинение вреда здоровью при занятиях спортом: вопросы уголовно-правовой оценки / Е.В. Безручко // Бизнес в законе. – 2009. – № 4. – С. 69–71.
  • Берестовой, А.Н. Теоретико-правовые вопросы регламентации уголовной ответственности за причинение вреда при проведении спортивных состязаний / А.Н. Берестовой // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2019. – № 3(50). – С. 31–36.
  • В среднем 13 боксеров умирают на ринге каждый год. – https://sport.rambler.ru/boxing/43023886-v-srednem-13-bokserov-umirayut-na-ringe-kazhdyy-god/ (дата обращения: 23.10.2022).
  • Декларация прав и обязанностей спортсменов. – https://olympics.com/athlete365/ru/ (дата обращения: 23.10.2022).
  • Красиков, А.Н. Сущность и значение согласия потерпевшего в советском уголовном праве / А.Н. Красиков / под ред. И.С. Ноя. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1976. – 120 c.
  • Курс советского уголовного права: в 6 т. – М., 1970. – Т. 2. – С. 493.
  • Курс уголовного права: Учение о преступлении. Общая часть: Т. 1 / Г.Н. Борзенков, В.С. Комиссаров, Н.Е. Крылова и др.; под ред. Н.Ф. Кузнецов, И.М. Тяжкова. – М.: Зерцало, 1999. – 592 с.
  • Медведев, А.А. Причинение вреда во время спортивных соревнований как обстоятельство, исключающее преступность деяния / А.А. Медведев // Вопросы российской юстиции. – 2019. – № 4. – С. 395–404.
  • Михаль, О.А. Уголовно-правовое регулирование причинения вреда здоровью или смерти при спортивных занятиях / О.А. Михаль, Ю.А. Власов // Соврем. право. – 2014. – № 9. – С. 128–132.
  • Скворцов, А.А. Причинение вреда жизни и здоровью при занятиях спортом: проблемы уголовно-правовой квалификации: моногр. / А.А. Скворцов. – М.: Волтерс Клувер, 2016. – 120 с.
  • Тимофеев, О. 24-летний боксер скончался после потери сознания после боя / О. Тимофеев. – https://www.mk.ru/sport/2022/06/10/24letniy-bokser-skonchalsya-posle-poteri-soznaniya-posle-boya.html (дата обращения: 23.10.2022).
  • Athlete health and safety at large sporting events: the development of consensus-driven guidelines / M. Mountjoy et al. // British journal of sports medicine. – 2021. – Vol. 55, No. 4. – P. 191–197.
  • Beran, R. The Law (s) of the Rings: Boxing and the Law / R. Beran, J. Beran // Journal of law and medicine. – 2009. – Vol. 16, No. 4. – P. 684–695.
  • Melnik, K. Giving violence a sporting chance: A review of measures used to curb excessive violence in professional sports / K. Melnik // J. Legis. – 1990. – Vol. 17. – P. 123.
  • White, D.V. Sports violence as criminal assault: Development of the doctrine by Canadian courts / D.V. White // Duke LJ. – 1986. – P. 1030.
Еще
Статья научная