Встречи экзотических птиц в Коломенском (Москва)

Автор: Резанов Александр Геннадиевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 671 т.20, 2011 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140152293

IDR: 140152293

Текст статьи Встречи экзотических птиц в Коломенском (Москва)

В последние годы в условиях «дикой» природы всё чаще происходят встречи с т.н. «клеточными» птицами – улетевшими или выпущенными в природу особями видов, которые в данном географическом регионе в диком состоянии не встречаются. Такие экзоты при благоприятном стечении обстоятельств могут даже натурализовываться в новых условиях, постепенно входя в состав местной фауны. Например, в Западной Европе натурализовалось 40 экзотических видов птиц (Нанкинов 2010).

10, 20 и 31 октября 2005 в Коломенском (Москва) на небольшом участке в плодово-ягодных садах в районе верховий Голосова оврага держался молодой самец фазана Phasianus colchicus . Птица была непуглива, подпускала на 1-2 м. При настойчивом преследовании фазан быстро уходил или убегал в заросли. Иногда он кормился на открытом пространстве по краю травянисто-кустарниковой растительности. В последние две встречи самец имел уже оперение взрослой птицы с ярко-белым ошейником (форма «ring-neck game pheasant» из Восточной Азии). Скорее всего, это была гибридная особь Ph. colchicus × Ph. versicolor или гибриды между расами (Cramp, Simmons 1982), или т.н. «охотничий фазан», возможно, клеточный.

Летом в Москве и Подмосковье обычны встречи с волнистыми попугайчиками Melopsittacus undulatus. В 1960-х годах в районе станции Манихино волнистый попугайчик сидел на плетне в компании с полевыми воробьями Passer montanus. При приближении человека он улетел вместе с ними. В Коломенском и его окрестностях я встречал волнистых попугайчиков несколько раз. Обычно они держались в яблоневых садах, нередко среди полевых воробьёв. Попугаи были достаточно пугливы, и попытки поймать их оказывались неудачными. В Западной Европе, где волнистый попугайчик в некоторых странах натурализовался, он встречается в природе вместе с домовыми воробьями Passer domesticus и золотистыми щурками Merops apiaster (Heinzel et al. 1997). 15 июля 2009 над берегом реки Москвы в районе Нагатинского затона на высоте 40-50 м с громкими резкими криками пролетал кольчатый попугай Psittacula sp. Вероятнее всего, это был попугай Крамера P. krameri. Птица села в верхнюю часть кроны огромного раскидистого тополя в 25 м от земли. Несмотря на наблюдение в течение часа, больше увидеть её не удалось. Попугай Крамера, как и волнистый попугайчик, тоже натурализовался в Западной Европе. В частности, в Лондоне уже давно существует его большая свободноживу-щая популяция (Lever 1987; Нанкинов 2009).

Естественно, что тропические и другие виды, не приспособленные к суровым многоснежным зимам, в средней полосе России, в отличие от южной Европы (Heinzel et al . 1997; Брикетти 2004), натурализоваться не могут. Тем не менее, встречи таких экзотов в природе – это крайне интересное и заслуживающее пристального внимания явление. Так, есть сообщения, что в Узбекистане уже появилась «дикая» популяция попугая Крамера (Митропольский 2008). В Москве и Петербурге в 1960-1970-х годах в результате непреднамеренной интродукции появились городские популяции майны Acridotheres tristis (Бутьев, Журавлёв 1975; Мальчевский, Пукинский 1983), некоторые из которых просуществовали до середины 1990-х (Матюхин и др. 2008).

Статья