Встречи серого сорокопута Lanius excubitor на юге и востоке Украины
Автор: Витер Станислав Геннадьевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 751 т.21, 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140152728
IDR: 140152728
Текст статьи Встречи серого сорокопута Lanius excubitor на юге и востоке Украины
Детали распространения и сам факт присутствия на гнездовании на Украине так называемого «степного» подвида серого сорокопута Lanius excubitor homeyeri Cabanis 1873 остаются невыясненными и сами по себе спорными. В первой половине ХХ века этот подвид указан в статусе гнездящегося для степных районов Полтавской равнины (Гавриленко 1929). В более поздних работах указания на гнездование вида в степных районах Украины отсутствуют (Зубаровський 1977; Фесенко, Бокотей 2002).
В 2010 году нами впервые зарегистрировано гнездование серого сорокопута в степных районах Левобережной Украины. 4 августа пара птиц с двумя плохо летающими слётками отмечена на участке целинной луговой степи на границе 4-й и 5-й террас долины Северского Донца, в окрестностях села Благодатное (Змиевский район, Харьковская область). Птицы держались среди кустарниковых ивовых зарослей в обширном влажном понижении (поде) посреди степи. Там же в глубине ивового куста найдено гнездо, расположенное на высоте около 2 м от поверхности земли. Некоторые особенности окраски наблюдавшихся особей – очень светлый верх, хорошо развитые светлые партии кроющих крыла сверху, большие белые «зеркальца» на крыльях и сильное развитие белого цвета на маховых (не менее 50% поверхности) позволяют предположительно отнести их к подвиду homeyeri. К сожалению, сделать качественную фотографию птиц не удалось.
Проверка участка 25-26 апреля 2011 не принесла положительных результатов. В августе 2011 года нами посещены некоторые степные участки на юге Донецкой области, Приазовье в Запорожской области, Степной Крым (юго-западное Присивашье, южная часть Арабатской стрелки и «основание» Керченского полуострова). 12 августа выводок серых сорокопутов (не менее 3 молодых) и пару взрослых особей наблюдали в долине реки Кальмиус между сёлами Староласпа и Гранитное (Тельмановский район). Взрослые птицы докармливали слётков, которые держались на большом кусте бузины, растущей с края гранитной «плиты», образующей берег реки. Местность представляет собой петрофитную типчаково-ковыльно-полынную степь на выходах гранитов с участками скал, завалами валунов, зарослями кустарников (бузина, шиповник, тёрн) по распадкам между скал и вдоль русла реки. Гнездо было расположено в кусте бузины (в глубине куста) на противоположном берегу реки и детально обследовать его не удалось. Дальнейшее изучение сделанных фотографий взрослых птиц и их анализ В.А.Паевским и В.М.Лоскотом (Зоологический институт РАН) позволили сделать заключение о принадлежности наблюдаемых птиц к подвиду homeyeri . Среди добычи сорокопутов отмечены крупные саранчовые, мышевидные грызуны и прыткие ящерицы.
16 августа 2011 одиночного взрослого серого сорокопута наблюдали в лесополосе среди полей в 2 км в северо-востоку от села Набережное Приморского района Запорожской области. Местность представляет собой плоскую приморскую низменность у основания Обиточной косы. По характеру окраски данная особь также приближается к фенотипу «homeyeri» . Статус её пребывания не определён.
21 августа 2011 пару взрослых птиц и 2 слётка наблюдали в лесополосе между сёлами Каменское и Львово (Ленинский район, Крым). Местность представляет собой слабо всхолмлённую равнину, занятую полями и степными пастбищами (типчаково-полынные степи с отдельными кустами шиповника и кустарничками караганы степной), пересечённую лентами лесополос. В силу дефицита времени поиск гнезда не проводили. По характеру окраски взрослые птицы соответствуют фенотипу «homeyeri». Приблизительно в том же районе – в 6 км на юго-запад от предыдущего участка, между сёлами Фронтовое и Владиславовка обнаружен ещё один участок серого сорокопута. Кратковременное наблюдение птиц позволило отметить на участке одну взрослую и одну молодую птицу. Обе особи держались в зарослях кустарниковой растительности у русла Северокрымского канала, проходящего через плоскую равнину, занятую степными и пахотными угодьями. Факт гнездования птиц не установлен.
Следует отметить, что наблюдаемые нами сроки пребывания не-распавшихся выводков совместно с родителями несколько более поздние в сравнении со средними по данным литературы. Как известно из литературных источников, продолжительность гнездового сезона (от откладки яиц до распада выводков) составляет 80 дней: до 17 сут – насиживание, 21 сут – пребывание птенцов в гнезде, 40-50 сут – после-гнездовая жизнь выводков на территории родителей, которые продолжают докармливание слётков (Lefranc 1993 – цит. по: Панов 2008; Shon 1994б; Панов 2008). Касательно сроков гнездования, например появления кладок в Восточной Европе, есть такие данные: в Белоруссии – третья декада апреля (Никифоров и др. 1989), в Рязанской области – конец первой – начало второй декады апреля (Иванчев, Котюков 1998). Выводки хорошо летающих молодых в сопровождении взрослых отмечены в Мордовии 27 июля и 15 августа (Панов 2008). Таким образом, в наших случаях, вероятно, откладка яиц имела место в самых последних числах апреля или в начале мая.
Возникает естественный вопрос: не является ли часть наблюдавшихся нами «птиц на гнездовых участках и территориях пар» (например, в Крыму) в действительности относящимися к мигрирующим особям? Однозначного ответа на этот вопрос у нас нет, однако данные детальных исследований биологии вида, имеющиеся в доступной литературе, позволят сделать некоторые заключения.
Первый момент – фенология: сроки миграций, регистраций видимых перемещений птиц. На севере Европы осеннее движение серых сорокопутов к югу начинается во второй половине сентября (Панов 2008). В Ленинградской области пролёт прослеживается в октябре – начале ноября (Мальчевский, Пукинский 1983). В Крыму наиболее ранняя встреча L. excubitor – 19 сентября, а регулярные регистрации на миграции и зимовке – с середины октября (Панов 2008). Наши наблюдения в Харьковской области в 2007-2011 годах позволяют говорить о появлении мигрантов в 20-х числах сентября – начале октября. К началу октября первые мигрирующие серые сорокопуты достигают Донецкой и Луганской областей (наши данные).
Второй момент – характер перемещения птиц, а именно, раздельное перемещение к местам зимовки членов конкретной пары и слётков, т.е. каждая особь добирается до места зимовки отдельно от других. Наблюдения, выполненные как на кочующих, так на оседлых группировках серого сорокопута в Германии (Shon 1994а) свидетельствуют в пользу того, что слётки, первыми покинувшие гнездо, раньше отлетают, чем те, что вылетают позже (и отдельно от последних!). В этой же работе указано, что брачные партнёры отдельно друг от друга покидают гнездовые участки и места их зимовки разделены даже у особей оседлых группировок (Shon 1994а). Ни в одной из известных нам публикаций (Cramp, Perrins 1993; Shon 1994а; Панов 2008) не упоминаются случаи совместных миграций и кочёвок семей к местам зимовки, при которых выводки перемещались бы полным составом и в сопровождении докармливающих их родителей.
Автор искренне благодарен А.С.Влащенко за материально-техническое содействие в проведении данного исследования, а В.А.Паевскому и В.М. Лоскоту – за помощь в определении подвидовой принадлежности птиц и ценные советы при обсуждении полученного материала и подготовке рукописи к печати.