Введение винной монополии в России: цели и результаты
Автор: Мариупольский А.М.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Экономическая теория
Статья в выпуске: 3 (30), 2013 года.
Бесплатный доступ
Данная работа посвящена вопросам организации и регулирования производства и продажи крепких алкогольных напитков в России в связи с учреждением казенной винной монополии во второй половине 90-х гг. ХIХ в. В течение 1895–1898 гг. казенная продажа водки была введена в 35 губерниях, а затем распространена на остальные регионы Империи. Введение винной монополии являлось важным этапом в истории государственного регулирования питейного вопроса в России.
Россия, сибирь, монополия, алкоголь, производство спирта, виноторговля, рынок, оптовый склад, казна
Короткий адрес: https://sciup.org/142178869
IDR: 142178869
Текст научной статьи Введение винной монополии в России: цели и результаты
Винная монополия, исключительное право государства на торговлю спиртными напитками, была введена в России во второй половине 90-х гг. Х1Х в. В течение 1895-1898 гг. казенная продажа водки была введена в 35 губерниях, а затем распространена на остальные регионы Империи. Введение винной монополии являлось важным этапом в истории государственного регулирования питейного вопроса в России. Монополия открывала не только полноводный источник дополнительных доходов для казны, но и существенно расширяла возможности контроля за производством и, в особенности, за продажей крепкого алкоголя в зависимости от изменения экономической и социальной ситуации в стране. В руках государства оказался реальный рычаг воздействия на уровень потребления спирта населением, т.е. помимо чисто фискальных интересов реформа имела и важный социальный аспект. Рынок спиртных напитков в стране в определенной степени стал регулируемым.
До введения винной монополии в России действовала так называемая акцизная система, в основе которой лежала идея свободы частного предпринимательства в сфере винокурения и виноторговли. Государственное регулирование ограничивалось установлением размеров акцизного и патентного сборов, а также общим контролем за деятельностью винопромышленников и виноторговцев. Еще накануне введения акцизной системы в России Государственный совет в 1860 г. высказался за полную свободу торговли вином, а также за установление такого акциза, который, не являясь слишком большим, удешевил бы вино настолько, чтобы оно могло быть предметом ежедневного пищевого режима населения. Насколько это удалось, можно судить по высказыванию одного из крупнейших государственных деятелей России конца Х1Х в. С.Ю. Витте: «В прошедшее с того времени 30-летие (с момента установления акцизной системы) было издано более десяти капитальных законодательных актов, имевших целью ограничить торговлю вином и оградить народонаселение от кабацкого промысла. Узаконения эти постепенно все более и более расширяли права администрации по упорядочению питейной торговли. К той же цели были направлены многочисленные административные распоряжения. Но все эти меры не привели к желаемому результату. Сила кабатчиков осталась непоколебленной» [1]. Оптимального решения питейного вопроса можно было достигнуть только при государственной монополии на реализацию спиртных напитков, при условии сохранения частного винокуренного производства.
Введение казенной винной монополии в России преследовало три основных цели. Первая и главная из них заключалась в стремлении государства увеличить налоговые поступления в бюджет. Вторая была направлена на поддержание сельскохозяйственного, т.е. помещичьего, винокурения, поскольку акцизная система с ее свободной конкуренцией в области винокуренного производства нанесла серьезный ущерб мелким сельскохозяйственным винокурням. Третья цель носила социальный характер и состояла в стремлении правительства ограничить уровень пьянства в стране путем ликвидации частных заведений для виноторговли.
Сущность новой системы питейного регулирования сводилась к следующим основным моментам: полная ликвидация частной оптовой виноторговли и существенное ограничение торговли раздробительной при сохранении частного винокуренного производства. Для практического решения поставленной задачи в стране было организовано строительство крупных казенных оптовых складов вина и спирта, которые располагались в крупных населенных пунктах. Например, в Сибири в 1902 г. (первый год введения казенной монополии на данной территории) было построено и открыто 14 казенных очистных складов, в 1903 г. их стало 15, ав последующие годы в Сибири функционировало 26 казенных оптовых складов, в их числе пять на территории Алтайского округа - Барнаульский, Бийский, Змеиногорский, Кузнецкий, Новониколаевский [2].
Напомним, что современный Новосибирск (Новониколаевск) был расположен на Кабинетских землях Алтайского округа. Данные склады выполняли целый ряд функций: получение с частных винокуренных заводов и хранение спирта с последующей его холодной очисткой (пропуск че- рез березовые или липовые угольные фильтры, а затем через песок с битым и промытым стеклом); производство из этого спирта хлебного вина (водки) установленной крепости, разлив полученного в итоге продукта в стеклянную тару различной емкости и упаковка; распределение и рассылка вина (водки) по местам раздробительной продажи. Поэтому не случайно, что на базе бывших казенных оптовых складов впоследствии, уже в советское время, были организованы новые производственные предприятия – ликеро-водочные заводы (например, барнаульский – БЛВЗ).
Монопольные склады в Западной Сибири начали действовать в 1902 г. Так, например, Мариинский ликеро-водочный завод начинает отсчет своей истории именно с того же 1902 г. [3]. В это же время был построен и Барнаульский казенный склад, ныне БЛВЗ, и датой его основания корректно считать 1902 г., а не 1899 г., как делают авторы книги об истории этого предприятия [4]. В отношении крепости вина (водки), поступавшего в итоге в розничную продажу, следует отметить, что именно благодаря введению монополии казне удалось окончательно добиться полного единообразия.
В течение предыдущего времени крепость водок и настоек в законодательном порядке не оговаривалась и поэтому часто была различной. Самым крепким алкогольным напитком на Руси считался «Ерофеич» (был весьма популярен в XVIII – начале ХІХ в.), крепость которого могла достигать 76º. Наиболее массовым из крепких напитков являло сь хлебное вино разной степени очистки. В связи с этим название указанного напитка могло быть различным: простое хлебное вино, столовое вино, пенное вино и т.п. Содержание спирта в нем первоначально варьировалось от 38º до 45º. Подобное положение дел долгое время препятствовало достижению четкой стандартизации при производстве данного напитка. Проблема разрешилась в середине ХІХ в., когда великий русский химик Д.И. Менделеев в докторской диссертации «О соединении спирта с водою», защищенной в Петербургском университете 31 января 1865 г., доказал, что именно сорокаградусная крепость водки является оптимальной [5].
Результатом этого явилось то, что привычная современному жителю нашей страны крепость для водки в 40º была законодательно установлена решением Государственного совета и утверждена царем Александром II 18 июня 1868 г. [6]. Но в условиях акцизной системы установить полный контроль за единообразием крепости находящегося в продаже хлебного вина не представлялось возможным. Введение же монополии на оптовую и фактически раздробительную виноторговлю с обязательным разливом готовой продукции в запечатанную стеклянную тару с наклейкой этикеток позволило поставить под государственный контроль фактически всю водочную продукцию и добиться ее стандартизации. Не случайно уже в первые годы новой системы как из официального, так и из народного языка исчезает термин хлебное вино (в различных его вариациях) и окончательно утверждается термин водка.
Из казенных оптовых складов водка поступала в казенные заведения для раздробительной продажи, которые получили в народе весьма красноречивое название – «монопольки». В этих заведениях упакованная в стеклянную тару водка продавалась исключительно на вынос. В этом заключался один из значимых аспектов монополии.
При акцизной системе значительную часть заведений для продажи водки составляли так называемые питейные дома (или просто кабаки), где товар отпускался не только на вынос, но и потреблялся на месте (причем, как правило, без горячих закусок, а то и вовсе без всяких закусок). Подобное обстоятельство способствовало не только развитию пьянства, но и создавало благодатную почву для различного рода злоупотреблений (например, разбавление водки водой, недолив и т.п.). Попытки правительства каким-то образом решить эту проблему предпринимались не раз.
Так, в 1885 г. питейные дома были заменены ведерными лавками, где водка продавалась только на вынос. Распивочная же торговля была разрешена в трактирах, где посетителям должны были предлагаться различные закуски, в том числе и горячие. Получила свое начало практика разлива водки в стеклянную посуду с целью затруднения ее фальсификации. Однако означенные меры не дали серьезных положительных результатов. Многие трактиры превратились в кабаки, получила развитие так называемая беспатентная торговля (т.е. тайная торговля вином, без приобретения патента). Например, в 1887 г. было официально обнаружено и пресечено 19904 случая беспатентной торговли, а в 1895 г. – 13898 случаев [7].
После введения винной монополии частная раздробительная продажа вина была резко ограничена. Распивочную продажу водки могли теперь производить только трактиры, «ресторации», а также буфеты на железнодорожных станциях и пароходах. Выносная же частная торговля разрешалась только из ренсковых погребов. Права на подобную торговлю можно было получить только с разрешения министра финансов и на определенных условиях. Кроме того, значитель- но сократилось и тайное винокурение (самогоноварение), поскольку качество получаемого таким образом продукта ввиду плохого оборудования значительно уступало казенной водке.
Важным моментом было еще и то, что окончательно установилась практика разлива казенной водки в стеклянную посуду. Специальным распоряжением было утверждено пять размеров стеклянной посуды. Поскольку (как уже отмечалось выше) основной мерой жидкостей, в том числе и водки, являлось ведро (12 л), то и объем стеклянной посуды для фасовки водки был установлен в соответственных пропорциях: 1/4 ведра (3 литра -четверть), 1/20 ведра (0,6 л - бутылка), 1/40 ведра (0,3 л - полубутылка), 1/100 ведра (120 г - чарка) и 1/200 ведра (60 г - получарка) [8]. Были разработаны специальные требования к стеклянной посуде: вес сосудов, их высота, внутренний диаметр горлышка, диаметр цилиндрической части и т.д.
При полном или почти полном господстве государства в виноторговле заготовка спирта после введения монополии осуществлялась на частных винокуренных заводах и приобреталась казной двумя способами. Часть спирта, а именно до двух третей годовой потребности в каждом районе, покупалась у местных винокуренных заводчиков по ценам, ежегодно определяемым Министерством финансов на основании сведений об урожае хлебов и картофеля, а также стоимости производства сырого спирта. Это количество спирта распределялось между владельцами местных винокуренных заводов следующим образом: 5 тыс. ведер поставлялось в казну без разверстки; остальная часть распределялась между заводами по соразмерности их производства, причем отправной точкой их производительности считалась средняя выкурка за 1892-1895 гг.
Оставшаяся 1/3 спирта, необходимого для казенной операции, приобреталась с торгов. На эти торги допускались только владельцы винокурен ных заводов и арендаторы, а также их поверенные. Торги проходили в один или несколько приемов в год и утверждались министром финансов. Приобретенный в результате торгов сырой спирт доставлялся на частные спиртоочистительные заводы или же в таковые отделения винокуренных заводов, с которыми казна заключала договоры на ректификацию. При ней на траты и отбросы спирта устанавливалась норма в 5% от сданного в очистку сырого спирта. Крепость принимаемого в казну товара не должна была быть ниже 95° по спиртометру Траллеса. Допускался к приемке и спирт крепостью 94°, но уже с понижением оплаты на определенный процент [9].
Касаясь оценки казенной винной монополии как способа регулирования питейного вопроса, следует сказать, что наиболее блестящие результаты были достигнуты в фискальном отношении. Она полностью оправдала ожидания правительства. Достаточно отметить, что уже первый (1895) год действия новой системы принес государству доход в 23262 тыс. руб., когда новые правила продажи алкогольной продукции были установлены только в шести губерниях. По мере же распространения новой системы на остальной территории России доходы казны стали увеличиваться. Уже в 1904 г. они достигли 546705 тыс. руб., а в 1912 г. - 819788 тыс. руб. [10], что составляло около 40% доходной части государственного бюджета.
Относительно итогов реформы в социальном отношении ограничимся тем замечанием, что фискальное направление в целом оказалось для государства значительно более приоритетным. Сама же эта тема требует самостоятельного изучения и выходит за рамки данной статьи. Казенная винная монополия просуществовала в России до 1914 г., когда в связи с началом Первой мировой войны на всей территории страны был введен сухой закон, который был отменен в середине 20-х гг. прошлого столетия.
-
1. Выступление Министра финансов С.Ю. Витте на Государственном совете в 1893 г. // Казенная про-дажапитей. СПб., 1900. С. 6.
-
2. Колокольников К.А. Развитие винной монополии в Томской губернии с Семипалатинской областью. Томск, 1914. С. 60.
-
3. См.: Андрющенко Б.К., Багаева Л.А., Бузанова В.А., Зыкова В.Г., Зиновьев В.П. Мариинский ликероводочный завод. 1902-2002. Томск, 2002. С. 3.
-
4. Шамина Л.Н., Башунов В.М. Школа Диониса. Барнаул, 1999. С. 3.
-
5. Менделеев Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. М., 1991. С. 11.
-
6. Краткий очерк взимания питейного налога с крепких алкогольных напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. СПб., 1913. С. 4.
-
7. Фридман М.И. Винная монополия. Петроград, 1916. С. 84-85.
-
8. Казенная продажа питей. СПб., 1900. С. 34-35.
-
9. Там же. С. 28-29, 31-33.
-
10. Краткий очерк 50-летия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. СПб., 1913. Приложение. С. 38.
Список литературы Введение винной монополии в России: цели и результаты
- Выступление Министра финансов С.Ю. Витте на Государственном совете в 1893 г.//Казенная продажа питей. СПб., 1900. С. 6.
- Колокольников К.А. Развитие винной монополии в Томской губернии с Семипалатинской областью. Томск, 1914. С. 60.
- Андрющенко Б.К., Багаева Л.А., Бузанова В.А., Зыкова В.Г., Зиновьев В.П. Мариинский ликероводочный завод. 1902-2002. Томск, 2002. С. 3.
- Шамина Л.Н., Башунов В.М. Школа Диониса. Барнаул, 1999. С. 3.
- Менделеев Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. М., 1991. С. 11.
- Краткий очерк взимания питейного налога с крепких алкогольных напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. СПб., 1913. С. 4.
- Фридман М.И. Винная монополия. Петроград, 1916. С. 84-85.
- Казенная продажа питей. СПб., 1900. С. 34-35.
- Казенная продажа питей. СПб., 1900. С. 28-29, 31-33.
- Краткий очерк 50-летия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и 50-летия деятельности учреждений, заведывающих неокладными сборами. СПб., 1913. Приложение. С. 38.