Выбор средств выражения в рассказе И.А. Бунина "Святые"

Бесплатный доступ

Данная работа посвящена описанию и сопоставительному исследованию рассказов И.А. Бунина «Святые» и «Золотое дно». Нас заинтересовал тот факт, что изначально эти произведения вышли под единым названием «Чернозём» - значит они имеют стилистическую общность. Доказать эту гипотезу нам помог анализ произведений, в ходе которого были выявлены сходные черты.

Языковая композиция, образ автора, образ рассказчика

Короткий адрес: https://sciup.org/146281239

IDR: 146281239

Текст научной статьи Выбор средств выражения в рассказе И.А. Бунина "Святые"

Языковая организация текста представляет собой «связи и отношения языковых средств разных уровней, выражающих определенное идейнохудожественное содержание произведения» [5: 32]. «Композиция, – пишет Е.А. Баженова, – это схема организации и структурной упорядоченности целого текста (произведения), отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними» [1: 168].

Пониманию языковой и структурной организации текста способствует работа В.А. Бухбиндера, в которой он утверждал, что «разница между языковой и структурной оформленностью состоит в том, что первая зависит от набора языковых средств, а вторая – явление, относящееся только к текстовому уровню» [5: 82]. Нет текста без автора. Но образ автора одного текста всегда отличается от образа автора другого. И это отличие спрятано в принципах выбора и организации средств выражения. Проведём анализ выбранных средств выражения в рамках единого словесного целого – бунинского текста.

Наиболее общие свойства рассказа «Святые» проявляются в следующих компонентах организации текста.

  • 1.    Повествование от третьего лица: И, оглянувшись на гостиную, на буфетную, ходить к Арсеничу запрещалось, потому что у него было очень холодно… Такое повествование свидетельствует об отстранённости, дистанцированности образа автора от героев повествования, что проявляется в тенденциях объективного изображения.

  • 2.    «Всеведение»: Арсенич, сидя весь день один-одинешенек , пил чай, курил, сладко плакал и поздно ночью, – в одно время с господами, – укладывался спать, усталый и растроганный, на соломе возле печки.

  • 3 .    «Вненаходимость». Это свойство текста означает, что об образе автора ничего, кроме активной сосредоточенности на повествовании, узнать нельзя. Эта активность «переживается и организуется – как видящая, слышащая, движущая, помнящая, как не воплощенная, а воплощающая активность и уже затем отраженная в оформленном предмете» [1: 70]. Образ автора определяется, по В.В. Виноградову, так же, как «изъятый из мира повествования» [4: 140]. Согласно Бахтину, данная эстетическая позиция позволяет видеть и создавать цельный образ героя без привнесения авторской субъективности [1: 115].

  • 4.    Объективированное повествование не исключает изображения субъ-ективации – изображения точки зрения персонажа. Так, автор показывает Ар-сенича через призму наивного детского мироощущения.

    – Вы опять свои дудки курите? – спросил Вадя, остановив большие чистые глазки на этой ветошке, давно и бережно хранимой.

    – Опять, сударь, – покорным шепотом, тихо и радостно улыбнувшись, ответил Арсенич.

    – И водку пили? – спросил Митя.

    – Пил и ее, окаянную...

    – Всю?

    – Всю-с, – прошептал Арсенич. – Только вы за ради бога не сказывайте мамаше про мои слезы. Это я не от этого-с. Сами изволите знать – не первый раз...

Обратим внимание: с позиции образа автора сообщается о том, что чувствуют, видят, говорят и слышат герои рассказа:

К кафельным печкам подойти было нельзя – так накалили их. По всем комнатам горели праздничные лампы, в самой дальней, диванной, даже люстра, мягко игравшая хрусталем, смугло-золотистым от времени. В гостиной сдавали на трех зеленых столах, за высокими канделябрами, в блеске свечей. В столовой стол был уставлен закусками, посудой и разноцветными графинами: гости то и дело выхо-- 154 - дили из гостиной, наливали рюмки, чокались и, потыкав вилками, возвращались к картам.

Языковая организация сказа важна для понимания образа Арсенича (героя «Святых»), поэтому остановимся на этом изображении «чужого слова» подробнее.

Стилизации разговорной речи способствуют определённые средства выражения:

порядок слов, характерный для разговорной – спонтанной, неподготовленной – речи: Я, сударь, холоп простой …; Он день и ночь с приятелями, на гитарах там на разных играет и винцо пьет;

вводные слова и словосочетания:

Она сидит, например , за своим туалетом в одном капоте, чешет бесподобным черепаховым гребнем роскошные волны кудрей и отвечает, что, мол , я бы весьма рада, да теперь слишком поздно, я и так, говорит , из-за своей корысти день-деньской как в смоле киплю и, значит , принять его и осчастливить никак не могу…

Особого внимания здесь заслуживают «пустые» и «неуместные» слова, в обыденной речи называемые словами-паразитами. «Значит» и «например» часто встречаются в речи Арсенича:

Ну, что ж о них плакать-с! – сказал Арсенич. – Они, например , еще в сорок осьмом году скончались.

Взяла она, значит, с собой лишь этот узелок да, например, материно благословение, образ Николая-угодника в серебряной вызолоченной ризе, идет по межам куда глаза глядят и плачет горькими слезьми, не хуже меня такого-то – конечно, уж от радости, что вырвалась, значит, на волю, под голубые небеса, и доходит до большого стада.

И уж хотели было так и сделать, как думали, венчик, значит, подрисовать и освятить этот образ прелестный ;

-    местоименные повторы:

…была эта Елена просто алчная блудница, и множество господ пропали, например, из-за ее красы, как червь капустный. Только всходит однажды в ее уборные комнаты, уж этак поздно вечером, главный ее камердинер и докладывает, что желает ее немедленно видеть молодой и прелестный граф из свиты самой государыни императрицы...

Анализ диалектной лексики показывает, что автор подобрал такие слова, вложив их в уста Арсенича, которые употребляются на определённой территории: в южных областях России.

Они, например, еще в сорок осьмом (литературное «восьмом») году скончались [7: 12].

Я нонче ( литературное «сегодня») плакал по поводу блудницы и мученицы Елены, о судьбе ее несчастной...

Мне ваша мамаша мещину (литературное «месячина») выдают и рубль серебром денег.

Речь главного героя стилистически однородна, но состоит она из стилистически неоднородных компонентов.

В эту группу входят следующие словесные ряды:

-    образованные из средств выражения, характерных для устного народного творчества:

снаряжает корабль парусный, устилает его, например, всякими коврами и шелками шамаханскими и отплывает в путь с друзьями-приятелями, с винами, с музыкой, со всякой дворовой прислугой...»; «…пал на колени середь площади, уронил свою голувушку .

И уж совсем иного складу: отпетый бокутир, беспутная головушка , все нипочем.

Тут, в скором ли, в долгом ли времени , хозяйка оказалась ей недовольна;

-    книжно-романтические словесные ряды:

„.и награду получить за свою первую и последнюю любовь ...

«от своего чувственного сердца

„.совсем отвратилась, например, от бездушной светской жизни

-    заимствованные слова в речи Арсенича:

Тут, в скором ли, в долгом ли времени, хозяйка оказалась ей недовольна, зачала ее всячески мальтретировать...

Она, конечно, даже в лице изменилась, исхудела, стала еще прекраснее прежнего и совсем отвратилась, например, от бездушной светской жизни, стала неглижировать своими обязанностями и уж ни за какие благи в мире не соглашалась предать свое тело, полюбивши одного до гробовой доски;

-    речь главного героя насыщена церковнославянизмами:

Да господь-то , видно, не по-ихнему судил! Может, на то вон ее святая воля была, - сказал Арсенич, поднимая воспаленные глаза и указывая ими на богоматерь . -Всякие там богини никогда не могли по-нашему страдать и сердечность иметь, они только страсть свою питали, а ведь она сама за свою любовь к кресту пошла скорбеть ... Но только спаситель ей так сказал: "Не плачь, моя мать, дева Мария , моя мука - живот вечный отныне и во веки веков...

Взяла она, значит, с собой лишь этот узелок да, например, материно благословение , образ Николая-угодника в серебряной вызолоченной ризе... ;

В статье основное внимание было уделено выбору средств выражения для построения образов рассказа, центральным из которых является образ Ар-сенича. Ключ к его пониманию, а вместе с тем и раскрытие принципа взаимодействия выбранных языковых средств в образе дан в самом тексте. В разговоре с детьми Арсенич говорит о себе:

Я все это по народу слышу да из книг сличаю-с. Сижу и читаю на гулянках, - у меня книги бесподобные, старинные есть... Душа у меня, правда, не нонешнего веку... Мне господь не по заслугам великий дар дал. Этому дару старцы валаамские только при великой древности, да и то не все, домогаются. Этот прелестный дар -слезный дар называется. А уж как я стихи, например, люблю, того и сказать даже невозможно!

Как видим, образ автора в рассказе «Святые» является организующим началом, благодаря которому так ярко и полно раскрывается образ Арсенича, а выбранная И.А. Буниным сказовая манера повествования, присущая главному герою, как нельзя лучше передала его самобытность и непосредственность.

Статья «Выбор средств выражения в рассказе Бунина «Святые» была представлена на XX ежегодных научных чтениях «Язык как материал словесности» (Горшковские чтения), проводившиеся 21 октября 2016 г. в Центральной библиотеке им. Н.А. Некрасова.

Список литературы Выбор средств выражения в рассказе И.А. Бунина "Святые"

  • Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве//Вопросы литературы и эстетики. М.: «Художественная литература», 1975. С. 22-25.
  • Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 томах. Том 2. М.: Изд-во «Художественная литература», 1965. 527 с.
  • Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка Текст.: учеб. для вузов. М: Высшая школа, 1973. 416 с.
  • Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гос. изд. худ. лит., 1959. 145 с.
  • Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М.: Высшая школа, 1980. С. 18-19.
  • Горшков А.И. Русская стилистика. М.: ООО «Издательство Астрель», 2001, 367 с.
  • иалектический атлас русского языка. М.: Аспект-Пресс, 1994.
  • Папян Ю.М. Образы автора и рассказчика в слагаемых языковой композиции//Язык -культура -история. Сборник статей к 80-летию Л.И. Скворцова. М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2014. С. 28-29.
Статья научная