Выедание икры корфо-карагинской популяции тихоокеанской сельди Clupea pallasii тихоокеанскими чайками Larus schistisagus и морскими чернетями Aythya marila
Автор: А.А. Бонк
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 2548 т.34, 2025 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140310566
IDR: 140310566
Текст статьи Выедание икры корфо-карагинской популяции тихоокеанской сельди Clupea pallasii тихоокеанскими чайками Larus schistisagus и морскими чернетями Aythya marila
Александр Анатольевич Бонк . Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, Россия
Второе издание. Первая публикация в 200 4*
В западной части Берингова моря обитает одна из крупных популяций тихоокеанской сельди Clupea pallasii – корфо-карагинская (так называемая олюторская сельдь). Её нерест наблюдался в разных местах Карагинского залива. Современная область размножения этой популяции начала складываться со второй половины 1970-х годов. В последние годы она охватывает заливы Уала, Анапка и Корфа, эпизодически – губу Ложных вестей (остров Карагинский) и бухту Тымлат, причём первые два залива являются основным районом воспроизводства (Бонк 2002; Bonk 2003). Икрометание происходит на нерестилищах разного типа, но в основном используются лагунные, имеющие небольшие глубины (1-1.5 м) с обширными зарослями морской травы зостеры Zostera marina и подверженные регулярному обсыханию при отливах. Икра, выметанная сельдью на такие нерестилища, становится объектом питания разных групп животных – беспозвоночных, рыб и птиц. Ранее специальных исследований выедания икры сельди этими животными не проводилось. Исследования, выполненные на нерестилищах корфо-ка-рагинской сельди в мае 2000-2004 годов, позволили получить некоторые данные о роли отдельных видов птиц – тихоокеанской чайки Larus schis-tisagus и морской чернети Aythya marila – в общей убыли икры сельди в течение её развития.
Наблюдения проведены на нерестилищах, расположенных на отмели у устья реки Хайанапка (залив Уала), у косы Атвирин и мыса Ва-лахыл (залив Анапка) (см. рисунок).
Из всех возможных потребителей икры сельди птицы являются наиболее мобильными, и на их долю приходится основное её потребление (Outram 1958; Palsson 1984; Haegele 1993; Schweigert, Haegele 2001; Бонк 2002, 2004; Bonk 2003). Нашими наблюдениями установлено, что независимо от количества отложенной на нерестилищах икры, для птиц наиболее привлекательны нерестилища лагунного типа. Так, в устье реки Хайанапка, где расположено такое нерестилище, при снижении плотности обыкрения с 900 до 443 тыс. икринок на 1 м2 по-прежнему отмечено большое количество птиц, поскольку высокой доступности икры способствовал низкий уровень вод (0.1-0.2 м) даже при ежедневных приливах. Иная картина наблюдалась на нерестилище у косы Атвирин. Несмотря на первоначально высокую плотность обыкрения, доступность икры сельди в этом районе для чаек была незначительна, поскольку даже в сизигию площадь обсыхания не превышает 600 м2, а при ежедневных отливах практически весь обыкренный субстрат находится на глубине 0.4-0.5 м, что является серьёзным препятствием для птиц. Высокая численность кормящихся чаек на нерестилище у реки Хайанапка сохранялась до наступления сизигии. В сизигию резко возрастало количество кормящихся птиц на нерестилище у косы Атвирин, так как уровень воды в этом районе становился минимальным и повышалась доступность икры для птиц.
Районы наблюдений за птицами на нерестилищах корфо-карагинской сельди
Численность чаек и других птиц, потребляющих на нерестилищах икру сельди, варьирует в течение нереста. По данным П. С. Вяткина (2000), в колониях морских птиц, расположенных в основном районе размножения корфо-карагинской сельди – заливе Анапка (от Ложно-Ильпинского мыса до полуострова Ильпыр), гнездится около 12.8 тыс. тихоокеанских чаек. Поскольку для этого вида не характерны протяжённые кормовые миграции (Лупач 1988), то основным районом их кормления являются нерестилища сельди, расположенные в мелководной зоне заливов Анапка и Уала. До начала икрометания численность чаек на нерестилищах обычно невелика (примерно 1-1.5 тыс. особей). С подходом косяков сельди и началом нереста наблюдается увеличение ко- личества птиц в районе до 2.5-3 тыс. особей (в это время чайки кормятся как рыбой, так и икрой). Пик их численности обычно приходится на период после завершения массового икрометания сельди, особенно когда при отливе обыкренный субстрат оказывается на воздухе, и икра становится более доступной. В этот период численность чаек может достигать 5-7 тыс. особей. В отличие от тихоокеанской чайки, разные виды уток, в том числе и морская чернеть, не являются постоянными потребителями икры сельди. Практически все утки – мигрирующие и кочующие птицы, и их появление на нерестилищах обычно приходится на период, когда нерест сельди фактически окончен.