Выявление психофизиологических возможностей развития творческого потенциала у обучаемых: история исследования творческого процесса и безмедикаментозная компьютерная коррекция

Автор: Изосимова Снежана Александровна

Журнал: Вестник профессионального образования.

Рубрика: Открытая аудитория

Статья в выпуске: 1 (6), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются причины и специфика творчества. Особый акцент ставится на такой его черте, как взаимопроникающий синкретизм со следующими науками: история, философия, психология. При этом особое внимание уделяется следующим литературным направлениям: фантастика и психологический реализм. Также рассматривается роль психофизиологического состояния личности во время творческого процесса. Безмедикаментозная коррекция и возможности психофизиологического диагностирования эмоционального состояния человека как в повседневности, так и во время творческого процесса.

Психология, история, философия, фантастика, психологический реализм, творческий процесс, импульс, психофизиологическое диагностирование, безмедикаментозная коррекция

Короткий адрес: https://sciup.org/15018168

IDR: 15018168

Текст научной статьи Выявление психофизиологических возможностей развития творческого потенциала у обучаемых: история исследования творческого процесса и безмедикаментозная компьютерная коррекция

  • -    каковы исторические особенности характеристики и исследования творческого процесса, начиная со времен древней Греции и до наших дней;

  • -    роль психофизиологической диагностики для корректировки психоэмоционального состояния личности в целом и творческого процесса в частности.

Обзор литературных источников . Проблема исследования творческого процесса, классификации его на этапы и последовательного анализа каждого из них поднималась учеными-исследователями различных исторических эпох и направлений исследований: Аристотель, Е.П. Ильин, А.Н. Петров «Психология творчества», А.Н. Лук, В.Н. Наумчик, А.М. Блох, Б.А. Лезин, П.К. Энгельмейер, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг и др.

Психофизиологическая сторона эмоционального состояния личности, предварительный анализ ее возможностей реализовать себя в процессе творчества, диагностика и выбор корректирующих безмедикаментозных средств - данный комплекс

вопросов наиболее ярко и всеобъемлюще раскрыт в работах И.С. Сальникова, Р.И. Сальникова.

Основная часть. В древней Греции процесс творчества рассматривался как явление стихийное, не поддающееся анализу – «все вершится по воле богов» [1]. А сам творец, человек, «избранный богами» [2], считался не от мира сего. То в дальнейшем подход к характеристике возникновения причин творчества несколько изменился. Исследователи этого процесса (Б.А. Лезин, П.К. Энгельмейер, А.М. Блох, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг и др.) постепенно смещают интонационное зерно анализа творческого процесса из сферы чувств, «сердца», в рациональную область мозга.

Процесс творчества исследователи пытаются разделить на определенные стадии, дав характеристику каждой из них. Например, П.К. Энгельмейер выделяет в творческом процессе три стадии: желание, знание, умение. В отличие от него, А.М. Блох центральным понятием при исследовании творческого процесса считает «идею». А сам творческий процесс, с его точки зрения, состоит из последовательных этапов ее обработки: возникновения идеи, апробации, воплощения и проверки.

Однако, дать окончательную оценку творческому процессу, разложить все по полочкам и конкретно охарактеризовать каждый этап – невозможно. Человека нельзя научить творить. Как однозначно отметил Б.А. Лезин, делая окончательный вывод из собственных исследований творчества, что творческий процесс – это без сомнения работа, труд, «но как эта работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок» [3].

Общепринятыми среди исследователей этого явления этапами творческого процесса являются следующие:

  • -    подготовка – сбор необходимого материала, систематизация и продумывание сюжета, композиции. Данному этапу характерна напряженная мозговая работа и полная сосредоточенность. Мозг воспринимает и перерабатывает новую информацию, формируя будущую канву сюжета и сам замысел произведения. На этом этапе психофизиологическая диагностика поможет человеку соблюсти необходимый эмоциональный баланс между сосредоточенностью и расслаблением, чтобы избежать переутомления;

  • -    инкубация (созревание) – непосредственно процесс работы над замыслом. При этом следует учитывать и тот факт, что напряженная работа над замыслом и обдумывание не могут происходить постоянно – человеку необходим отдых при первых признаках ПНПН (признаки нервно-психического напряжения). Потому что мозг просто перестает давать конструктивные идеи, постоянно курсируя по одной и той же колее. Чаще всего именно в минуты отдыха (например, сна) к человеку приходит долгожданное

решение поставленного вопроса, так называемое озарение. С этой целью также может использоваться музыко- и цветотерапия. Причем снижение ощущений тревожности и облегчение состояния глубокой депрессии у людей наблюдается при прослушивании грустной печальной музыки.

Таким образом, в организме развивается стрессовая ситуация: постоянное сильное напряжение; резистенция - невозможность уставшего организма, психики создать психологический щит для защиты от негативных внешних психических воздействий; в результате чего происходит истощение психофизиологических сил организма. Что может привести к нервному срыву, депрессии, а также формированию внутренних комплексов, разного рода фобий и серьезных заболеваний психофизиологического плана:

  • -    озарение - решение поставленных проблем и вопросов, композиционных перипетий и коллизий - развертывание сюжета и композиции произведения, определение системы персонажей;

  • -    проверка - апробация полученной идеи в действительности. Для конкретной научно-технической разработки - этот этап заключается в практическом использовании изобретения на предприятии. Для художественного произведения на данный момент данная операция чаще всего заключается в подсчете процента продаж. Что является наглядным показателем читательского интереса.

При этом следует обратить внимание на тот момент, что не бывает беспроблемных путей создания новой идеи или произведения. В большинстве случаев, «мозг устает» постоянно раздумывать над поставленной задачей и не может прийти к ее конструктивному решению. Поэтому временное отвлечение от поставленной проблемы является тем необходимым условием, во время которого к писателю, творцу, изобретателю приходит озарение (вдохновение, или Муза, как считали философы древней Греции).

Причем, многие из подобных примеров отвлечения, отдыха после долгой работы и внезапного озарения, даже вошли в историю. Например, яблоко, упавшее на голову Ньютону и проч.

Главной чертой, присущей художественному творчеству, является такое уникальное явление, как синкретизм. Синкретизм - «нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития; это значение термина применяется к области искусства» [10]. Однако, в художественном творчестве значение данного термина приобретает более широкие и многогранные формы.

Например, произведения живописи и скульптуры воздействуют не только на зрительные органы восприятия человека, но и создают в сознании личности

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ сопровождающие их слуховые, даже осязательные, обонятельные образы. Таким образом, с полным правом можно говорить о своеобразной синестезии, которую вызывают в человеческом сознании произведения художественного творчества в целом и литературы в частности.

Однако, синкретизм литературных произведений пронизывает не только непосредственно сферу восприятия, но и конкретные науки: философию, психологию, историю, объединяя их с литературой в одно целое. Таким образом, читатель при прочтении произведения создает свой персональный мир, наполненный цветом, запахами, действующими персонажами. Мир, который обладает теми же качествами, что и окружающая человека реальность.

Актуальность литературного произведения во многом зависит от философского звучания и авторской интерпретации поставленных в тексте проблем. Так, сказка-притча «Маленький принц» А. Сент-Екзюпери не утрачивает своей актуальности и через множество лет после написания и выхода в свет. Проблемы выбора своего пути, обретения любви, дружбы, предательства и верности, ответственности за свой выбор, «за тех, кого приручили» [5], которые автор поднимает в своем произведении, особенно актуальны сегодня.

Для создания реальности, достоверности, жизненности сюжета и героев произведения, писателями используется психология. Ведь художественный образ не только реалистического, прозаического, но и поэтического, даже фантастического произведения является в той или иной степени отражением реальности: либо реальных событий, либо чувств, эмоций. Что обеспечивает жизненность и реалистичность, выпуклую объективность созданных автором картин.

Таким образом, даже такая познавательная, конкретизирующая отрасль человеческого знания, как история, которая базируется исключительно на фактах и конкретных доказательствах того или иного явления, выступает не только инструментом познания, но позволяет, подобно психологии, сделать картину изображенного автором в произведении мира более выпуклой и реальной. В большинстве случаев авторами используется даже лексика (стилизованная разговорная речь), специфические слова и термины, характерные для изображаемой в произведении эпохи и употребляемые в те времена, согласно книжным источникам.

Благодаря вышеперечисленному, образ легендарной Таис Афинской, созданный Ефремовым в одноименном произведении [2], пленяет читателей своей красотой, внутренней силой и изображенным автором с учетом мельчайших деталей повседневным греческим колоритом прошлых эпох вот уже на протяжении многих лет. Текст произведения, сюжетная канва представляют собой, «образно выражаясь, лексико-

семантическое художественное полотно, в котором каждая, даже самая мельчайшая, деталь образно и художественно дополняют друг друга» [2].

Автор мастерски создает образы легендарной гетеры и Александра Македонского, художественно раскрывая их внутреннюю сущность, а не только ставшую традиционной образцово-показательную составляющую. Не делая их образы «плакатным», но, описывая легендарного полководца, как живого человека: думающего, страдающего, планирующего свои действия и ошибающегося, побеждающего свои внутренние комплексы и исправляющего ошибки, автор придает этому художественному образу гораздо больше притягательности, чем если бы Александр Македонский был изображен в привычном героико-патриотическом, патетическом ключе. Читатель видит не только Александра-полководца, историческую личность, но живого человека. Что является неоспоримым достижением автора. «Великие люди тоже страдают, ошибаются и живут» [2].

«Искусство создания полноценных художественных образов сродни ювелирному. Достаточно один раз переборщить, либо недодать - и результат будет плачевным и не заслуживающим внимания», - писал Г.С. Альтшуллер [1, с. 38].

Образ главной героини - Таис, также переполнен индивидуальными личностными чертами. В нем слились воедино такие качества, как: трагичность, хрупкость, ранимость и огромная духовная сила, которая дает ей волю к победе. Автор и не показывает окончательную гибель (смерть) своей героини - она, как и созданная ею легенда о прекрасной Таис, просто уходит в вечность, уплывая на палубе судна к новым приключениям.

В образе Таис встречаются и глубоко индивидуализированные черты и особенности, что придает ему необыкновенную живость и реалистичность. Например, она является почитательницей водной стихии, прекрасно плавает и чувствует себя как «рыба в воде»; видит и способна оценить красоту окружающего мира; она образована и отлично разбирается в чисто женском искусстве: одежде, выборе украшений и проч. Читатель видит не просто шаблонную, придуманную автором героиню, а реального живого человека.

Таким образом, Ефремов в произведении, историко-фантастическом по жанру, реализует тонкий психологический литературный прием диалога автора с читателем. Диалога, который не заканчивается после прочтения последней страницы произведения. Он выходит за пределы произведения и приобретает индивидуальные черты, в зависимости от психо-эмоциональной сферы и физиологического состояния каждого читателя в момент прочтения произведения. Предлагая каждому читателю лично раздумывать над судьбой литературного героя.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Этот прием наиболее характерен для литературы психологического реализма. Однако автор мастерски использует его в историко-фантастическом произведении, придавая ему тем самым большей достоверности и реализма. Таким образом, подчеркивая глубоко гуманистическое звучание произведения. Как будто говоря читателю о том, что все можно изменить, необходимо не отчаиваться, не опускать рук, а искать свой смысл жизни, жизненную дорогу, как бы трудно при этом не было.

Главной особенностью, которая отличает творчество от других видов искусства, является его индивидуализация, импровизация и синкретизм, т.е. личностный фактор. Психофизиология творческого процесса - явление глубоко индивидуальное. Во многом зависящее от эмоционального состояния, в котором человек находится в момент творчества [9]. Что делает окончательный анализ причин возникновения и составляющих этапов творческого процесса делом будущего, мотивированным индивидуальными особенностями в каждом конкретном случае.

Поэтому возможность психофизиологической коррекции занимает значительное место в творческом процессе. Так называемое нормальное состояние человека, по данным исследователей, насчитывает более 85 различных интеллектуальнопсихофизиологических оттенков [10]. Например, апатия, радость, печаль, утомление и т.д.

Кроме того, как уже было сказано выше, индивидуум не находится в каком-либо из состояний постоянно. Причем зависит это от множества факторов как внешнего общественно-социального, так и внутреннего личностного плана: отношений в семье, на работе (производстве), характеристики окружающей среды, культурной обстановки, состояния сна или бодрствования, здоровья и практически неограниченного множества иных факторов. Из-за чего возникает острая необходимость в разработке средств для оперативной диагностики ИПФС (интеллектуально-психофизиологического состояния) человека [10]. Что позволит проводить своевременную диагностику ИПФС, находить безмедикаментозные средства для его коррекции. Что позволит, в свою очередь, стимулировать творческий процесс в целом.

В настоящее время в Государственном учреждении «Институт проблем искусственного интеллекта» проводится разработка компьютерной системы интеллектуально-духовной реабилитации и безмедикаментозной компьютерной терапии [10]. В основе которой - слуховое восприятие произносимых вслух специально подобранных текстов, сопровождаемых соответствующими текстам видеоизображениями, характеризующимися различной цветовой гаммой, и музыкой.

Кроме того, использование данной научной разработки позволит каждому пользователю самостоятельно провести диагностику собственного

психофизиологического состояния и подобрать безмедикаментозные средства коррекции лично. А также стимулировать развитие творческих особенностей личности.

Что в перспективе может стать предпосылкой для создания искусственного интеллекта, в определенной мере наделенного способностями к творчеству. Таким образом, ситуация, созданная в произведениях Айзека Азимова («Сны роботов»), когда робот не просто механически выполняет заложенную в него человеком-оператором программу, а способен к интерпретациям, творческому мышлению, действиям в соответствии с так называемым программным алгоритмом творчества, вполне может стать реальностью в ближайшем будущем.

Из вышесказанного следует закономерный вывод о том, что роботизация – явление многоплановое, хотя говорить о глобализации данного явления преждевременно [11]. Однако, актуальность данной проблемы возрастает день ото дня.

Благодаря чему становится очевидным тот факт, что такие, на первый взгляд абсолютно различные отрасли, как литература, творческий процесс и роботизация, компьютерное психофизиологическое диагностирование личности человека, творца, не только тесно взаимосвязаны между собой, но и способны определенным образом влиять друг на друга, способствовать их обоюдному развитию и совершенствованию.

Список литературы Выявление психофизиологических возможностей развития творческого потенциала у обучаемых: история исследования творческого процесса и безмедикаментозная компьютерная коррекция

  • Альтшуллер, Г. С. О психологии изобретательского творчества [Текст] / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро // Вопросы психологии. – 1956. – № 6. – С. 37-49.
  • Ефремов, И. Таис Афинская [Текст] / И. Ефремов. – Москва : Зебра, 2008. – 512 с.
  • Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. – Москва : Наука, 2001. – 433 с.
  • Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. – М. : Наука, 1978. – 128 с.
  • Наумчик, В. Н. Творческая личность [Текст] / В. Н. Наумчик. – Минск, 1998.
  • Петров, А. Н. Теория творчества [Электронный ресурс] / А. Н. Петров, В. Н. Петрова. – Режим доступа : http://tvorchestvo.biz/theory.html.
  • Сальников, И. С. Современные методы и методики изучения и диагностирования интеллектуально-психофизиологических состояний человека и способы их компьютерной аудио-визуальной терапии [Текст] / И. С. Сальников, Р. И. Сальников // Искусственный интеллект. – 2006. – № 4. – С. 548–554.
  • Сальников, И. С. Принципы функционирования роботизированного компьютера [Текст] / И. С. Сальников, Р. И. Сальников // Проблемы искусственного интеллекта. – 2016. – № 2 (3). – С. 73–83.
  • Солсо, Р. Л. Когнитивная психология [Текст] / Р. Л. Солсо ; пер. с англ. – Москва : Тривола, 1996.
  • Синкретизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа : ru.wikipedia.org.
  • Тимирязев, А. К. Логика – искусство мышления [Текст] / А. К. Тимирязев. – Киев, 2000.
Еще
Статья научная