Высшие базидиальные грибы в антропогенно измененных условиях как биоиндикаторы состояния окружающей среды

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению перспектив использования ряда видов высших базидиальных грибов (на примере наиболее распространенных в городских экосистемах видов Agaricus bitorquis, Agaricus arvensis и Coprinus comatus) в качестве потенциальных биоиндикаторов для оценки общего уровня загрязнения почв тяжелыми металлами. Показано, что несмотря на целый ряд исследований, роль макромицетов в осуществлении локального биомониторинга по-прежнему остается недооцененной, что обусловлено целым рядом причин, таких как зависимость количества и размеров плодовых тел от погодно-климатических условий конкретного года проведения сбора материала и общего уровня увлажнения почвы и пр. В то же время следует учитывать, что плодовые тела многих видов макромицетов обладают повышенной способностью к биосорбции ионов тяжелых металлов из почвы, что позволяет рассматривать данные организмы как потенциально полезные при количественной оценке общего уровня загрязнения субстрата городских почв по сравнению с аналогичными показателями для природных экосистем.

Еще

Биоиндикаторы, макромицеты, загрязнение почвы, тяжелые металлы, антропогенно измененные экосистемы

Короткий адрес: https://sciup.org/170208516

IDR: 170208516   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-12-2-23-27

Текст научной статьи Высшие базидиальные грибы в антропогенно измененных условиях как биоиндикаторы состояния окружающей среды

Биоиндикационные методы, несмотря на повсеместное внедрение в систему мониторинга локального состояния окружающей среды широкого спектра современного и высокоэффективного оборудования, по-прежнему сохраняют достаточно высокую популярность среди специалистов в области экосистемной экологии благодаря относительной простоте и достоверности результатов. В то же время в отношении выбора конкретных объектов биоиндикации нередко возникает серьезная проблема, поскольку целый ряд эврибионтных видов обладает высоким уровнем толерантности к повышенным уровням загрязнения воздушной, водной или почвенной среды и в то же время чувствительные к данным показателям виды живых организмов нередко характеризуется узким ареалом распространения, что ограничивает возможности их использования даже в случае полевых наблюдений. Еще одно затруднение связано со сложностью интерпретации полученных результатов при применении количественных методов, базирующихся на статистической обработке проведенных измерений: например, такой показатель, как коэффициент флуктуирующей асимметрии листовых пла- стин деревьев может определяться общим уровнем экологического стресса, испытываемого растениями в силу разнообразных причин, не всегда спровоцированных исключительно влиянием человеческого фактора. Ли-хеоиндикация (использование различных видов лишайников в качестве показателей общего уровня загрязнения или чистоты атмосферного воздуха) является более надежным методом, однако именно в силу крайне ограниченного распространения большинства видов данных симбиотических организмов на значительной части территории современных мегаполисов (включая парковые зоны) она подходит, в первую очередь, для сравнения контрастных показателей: город-экологически чистая территория, но не для оценки качества окружающей среды в пределах городского округа.

В то же время целый ряд исследований демонстрирует, что микро- и макромицеты обладают хорошим потенциалом в плане использования в качестве биоиндикационных объектов в силу достаточно высокой распространенности в урбанизированных условиях и повышенной способности микоризы к сорбции из субстрата ионов тяжелых металлов, которые в дальнейшем накапливаются в плодовых телах. В частности, Д.В. Попыванов и А.А. Широких отмечают, что целый ряд видов высших базидиальных грибов агарикомице-тов, включая широко распространенные Agaricus bitorquis и Agaricus arvensis, обладают высокой способность к абсорбции ионов Cu, Pb и Zn из субстрата, причем выявлена положительная корреляция между содержанием ионов данных тяжелых металлов в субстрате и накоплением последних в базидио-мах грибов соответствующих видов [1]. В целом, способность шляпочных грибов к аккумуляции плодовыми телами ионов тяжелых металлов в концентрациях, превышающих аналогичный показатель в субстрате, изучается уже достаточно давно и даже рассматриваются перспективы использования базидио-мицетов в качестве потенциальных объектов биоремедиации [2; 3], однако отмечается, что биосорбция ионов нередко носит видоспецифичный характер, что также необходимо учитывать при лабораторных исследованиях [4].

При обсуждении потенциальной возможности включения шляпочных грибов в число стандартных объектов экологического мониторинга наибольшие дискуссии вызывает сложность интерпретации полученных результатов. Например, А.А. Костычев отмечает, что если в качестве индикаторов загрязнения окружающей среды радионуклидами бази-диальные макромицеты зарекомендовали себя достаточно успешно, то в отношении оценки уровня загрязнения почвы ионами тяжелых металлов и мышьяком ситуация выглядит не столь однозначно именно в силу упоминавшейся выше видоспецифичности и широкой вариабельности результатов измерений: для целого ряда видов не было выявлено достоверных различий между содержанием ионов Ni, Zn, Cr и As в плодовых телах, собранных на территории лесной заповедной зоны и вдоль центральной автомагистрали [5]. Однако для видов рода Agaricus ситуация выглядит совершенно иначе: так, например, абсорбция Ni базидиомами в лесной экосистеме в разы ниже, чем аналогичный показатель в районе золоотвала, а для ионов Pb эти значения различаются почти в 8 раз, для Zn – в два раза и для Cr – в 3,5 раза [5, с. 110].

Во многих работах отмечается перспективность использования для биоиндикации именно агарикомицетов конкретных видов, наиболее широко распространенных в природных и урбанизированных экосистемах: Agaricus bitorquis, Agaricus arvensis, Coprinus comatus и некоторых других эврибионтов, хорошо адаптированных к разнообразным условиям существования – от относительно экологически чистых лесных экосистем до урбанизированных и трансформированных территорий [6; 7]. Кроме того, для грибов рода Agari-cus показана отрицательная корреляция между концентрацией в плодовых телах ионов таких металлов как железо, цинк, никель, магний и свинец и скоростью роста, и биомассой плодовых тел, что, на первый взгляд, делает био-индикационный метод с использованием данных объектов еще более удобным в силу упрощения процедуры общих измерений [8]. Однако ранние исследования автора данной статьи, проведенные со сбором материала на территории парковых (контроль) и придорожных зон г. Екатеринбурга, не выявили подобных закономерностей в отношении Agaricus bitorquis и Agaricus arvensis: достоверных различий в средней массе плодовых тел, а также диаметре шляпки и высоте плодовых тел обнаружено не было. Исключение составлял вид Coprinus comatus (навозник белый), у которого отмечались достоверные различия между материалом, собранным в придорожной зоне и на территории парков, но только в отношении средней массы плодовых тел [9]. Таким образом, выбор наиболее подходящих для биондикации видов базидиомицетов становится еще более ограниченным.

Еще одной проблемой, с которой нередко приходится сталкиваться исследователями ба-зидиомицетов, является зависимость количества доступного для сбора материала от погодно-климатических условий в конкретный период времени и общий сезон в целом. Поскольку для анализа обычно используются ба-зидиомы в возрасте 1-4 суток, то для репрезентативности выборки необходимо, чтобы подобные экземпляры на конкретной территории были представлены в достаточном для идентификации количестве. Однако в периоды засушливого лета с минимальным количеством осадков выбор материала очень ограничен. В таблице 1 представлены данные по общему количеству плодовых тел грибов видов Agaricus bitorquis, Agaricus arvensis и Coprinus comatus, собранных на территории четырех 4) на протяжении 2021-2024 гг. в период с мая парков г. Екатеринбурга (обозначенных в по сентябрь.

дальнейшем как Парк1, Парк 2, Парк 3 и Парк

Таблица 1. Количество плодовых тел макромицетов, собранных на территории парков г. Екатеринб урга

Вид грибов

Парк 1

Парк 2

Парк 3

Парк 4

2021

2022

2023

2024

2021

2022

2023

2024

2021

2022

2023

2024

2021

2022

2023

2024

Agaricus bitorquis

116

78

76

234

124

67

58

297

186

69

58

302

211

46

48

312

Agaricus arvensis

132

64

69

305

143

71

65

356

164

54

35

312

167

37

39

297

Coprinus comatus

117

54

65

213

118

52

48

276

142

43

27

279

113

32

43

186

Как следует из представленных данных, количество собранного материала существенно варьировал в зависимости от года проведения исследования. Так в 2022-2023 гг. на территории Свердловской области было зафиксировано минимальное количество осадков как в весенне-летний, так и в зимний сезон, сопровождающееся продолжительным периодом высоких летних температур что закономерно привело к минимальному увлажнению почвы, интенсивному испарению, и, как следствие – ранней дефолиации деревьев и очень низкому количеству образующихся плодовых тел грибов. В 2024 г., напротив, наблюдалось избыточное увлажнение на протяжении всего весенне-летнего сезона, что стимулировало интенсивный рост травяного покрова и успешное развитие плодовых тел шляпочных грибов до конца сентября. Таким образом, очевидно, что высокая зависимость от погодно-климатических условий создает дополнительные затруднения при использовании высших базидиомицетов в качестве тест-объектов для биоиндикации.

Резюмируя все вышесказанное, можно заключить, что агарикомицеты и другие шляпочные грибы могут рассматриваться в качестве объектов для биоиндикации почвенного покрова при определенных ограничениях, обусловленных как особенностями физиологии, так и биохимии этих организмов, зависящих от целого ряда факторов, не всегда имеющих антропогенные причины. В таблице 2 суммированы некоторые преимущества и ограничения, накладываемые на использование базидиомицетов в роли индикаторов для экологического мониторинга.

использования высших базидиомицетов в

Таблица 2. Преимущества и проблемы биоиндикации

Преимущества

Проблемы

Эврибионтность   и   доступность   для

исследования (у ряда видов)

Отсутствие  непосредственно  наблюдаемой  чувствительности  к

повышенному уровню загрязнения почвы

Отсутствие  проблем  при  выявлении

объектов

Зависимость количества плодовых тел от погодно-климатических условий

Длительность     существования     (для

микоризы)

Многолетнее накопление ионов тяжелых металлов из почвы, что затрудняет интерпретацию результатов для конкретного момента времени

Возможность проведения качественного и количественного анализа материала

Сложность подбора конкретных видов и условий для повышения валидности полученных результатов, проблемы при установлении однозначных причинно-следственных связей

Аккумуляция ионов тяжелых металлов из почвенного субстрата

Видоспецифичность в отношении конкретных ионов.

Таким образом, можно отметить, что несмотря на целый ряд проведенных исследований и широкий спектр литературных данных, вопрос о перспективах более широкого при- менения базидиомицетов в биоиндикацион-ных исследованиях до сих пор окончательно не решен, поскольку наряду с бесспорными положительными моментами включения в ме- тодику экомониторинга данных объектов существует целый ряд проблем, связанных, как уже отмечалось с высокой видоспецифично-стью шляпочных грибов в отношении аккумуляции ионов конкретных тяжелых металлов, что требует разработки методик применительно к разным видам или же поиск универсального биондикатора, который может оказаться узкоспециализированным и стенобио-нтным. Кроме того, существующая положительная корреляция между количеством образующихся плодовых тел и уровнем осадков затрудняет биондикационные исследования в динамике, что также может поставить под сомнение достоверность результатов наблюдений. Вместе с тем, следует признать, что применение шляпочных объектов в биомониторинге имеет дальнейшие перспективы именно по причине многолетнего существования микоризы, позволяющей получить информацию о предшествующем состоянии заселенной территории. В целом, исследование роли ба-зидиомицетов в экомониторинге требует дальнейших исследований и многолетних наблюдений, позволяющих более надежно интерпретировать полученные результаты.

Список литературы Высшие базидиальные грибы в антропогенно измененных условиях как биоиндикаторы состояния окружающей среды

  • Попыванов Д.В., Широких А.А. Видовой состава и способность агарикомицетов к аккумуляции тяжелых металлов в условиях урбоэкосистемы // Микология и фитопатология. - 2021. - Т. 55. - №2. - С. 138-147. EDN: RTTZIC
  • Бакайтис В.И., Басалаева С.Н. Содержание макро- и микроэлементов в дикорастущих грибах Новосибирской области // Техника и технологии пищевых производств. - 2009. - Т. 32. - С. 73-76.
  • Иванов А.И., Костычев А.А., Скобанев А.В. Аккумуляция тяжелых металлов и мышьяка базидиомами макромицетов различных эколого-трофических и систематических групп // Поволжский экологический журнал. - 2008. - №3. - С. 190-199. EDN: JWOQFN
  • Королев Ю.В., Степанцев В.В., Вахранева О.П. Аккумуляция тяжелых металлов лесными грибами в Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета. - 2014. - Вып. 1. - С. 78-85. EDN: RVLNJN
  • Костычев А.А. Возможность использования базидиальных макромицетов в качестве биоиндикаторов загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами и мышьяком // Вестник ОГУ. - 2008. - №1. - С. 108-112.
  • Omaka N., Offor I., Ehiri R. Fe, Pb, Mn and Cd concentrations in edible mushrooms (Agaricus campestris) grow in Abalaki, Ebonyi state, Nigeria // International Scholarly and Scientific Research & Innovation. - 2014. - Vol. 8(1). - P. 84-88.
  • Chauhan D., Suhalka Ch. Potential of Agaricus bisporus for bioremediation of different heavy metals // Journal of Chemical, Biological, Physical and Science Security. - 2014. - Vol. 4.- № 1. - P. 338-341.
  • Yilmaz F., Işiloĝlu M. Merdivan M. Heavy metal levels in some macrofungi // Turkish Journal of Botany. - 2003. - Vol. 27. - P. 45-56.
  • Гордеева И.В. Исследование влияния загрязнения субстрата тяжелыми металлами на размеры плодовых тел грибов в городских экосистемах// Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 10. - Ч. 4. - С. 9-11. EDN: WWSEUD
Еще
Статья научная