Взаимодействие банков с корпорациями сферы естественных монополий в системе факторов регионального развития

Автор: Смирнова И.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-4 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются направления и формы эффективного взаимодействия кредитно-финансовых структур региона с крупными корпорациями энергетической сферы в качестве одного из факторов регионального развития. Показана методологическая важность системного подхода к выявлению и активизации потенциала указанного взаимодействия.

Энергетические компании, кредитно-финансовые структуры, региональное развитие, системный подход

Короткий адрес: https://sciup.org/140108095

IDR: 140108095

Текст научной статьи Взаимодействие банков с корпорациями сферы естественных монополий в системе факторов регионального развития

Определяемый высшим руководством страны последовательный переход на модель стимулирования развития несырьевого сектора российской экономики с целью ухода от сырьевой зависимости находит свое отражение в целом ряде стратегических документов. Одним из них является проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года, в котором в качестве ключевой идеи выступает концепция общеэкономической эффективности, в соответствии с которой энергетическая отрасль страны должна стать, во-первых, инициатором перехода от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК; во-вторых, изменить свое предназначение в экономике страны за счет переход от «локомотива развития» к «стимулирующей инфраструктуре», то есть к такой инфраструктуре, которая будет способствовать эффективному несырьевому развитию отраслей и направлений деятельности реального сектора экономики. Это определяет изменение главного внутреннего вызова реформирования отрасли на необходимость глубокой и всесторонней модернизации ТЭК России. Для проведения этих глубоких структурных изменений в данной сфере предполагается проведение следующих этапов:

  • 1.    2014-2020 гг. – этап внутренней перестройки.

  • 2.   2021-2025 гг. - этап ресурсно-инновационного развития и

  • формирования инфраструктуры новой экономики.
  • 3.    2026-2035 гг. - этап развития инновационной экономики.

Как видно из этих стратегических ориентиров, в ближайшие 10 лет региональной электроэнергетике потребуется значительный объем инвестиций для удовлетворения растущего спроса, а также для декарбонизации генерирующих мощностей и замены стареющей инфраструктуры. Инвестиции потребуются как в генерирующие мощности, так и в сетевые активы, включая традиционные электростанции, выработку электроэнергии из    возобновляемых источников,    а также

«интеллектуальные» линии электропередачи и распределительные сети. Присутствие такого высокотехнологичного и надежного источника электроэнергии, как РоАЭС, позволяет говорить о серьезных перспективах развития инновационного потенциала отрасли в Ростовской области. При этом, как справедливо отмечает Л.Г.Матвеева, в управлении инновационными процессами в промышленном секторе региона при принятии управленческих решений необходимо учитывать их относительно высокую стохастичность, обусловленную, прежде всего, самой сущностью промышленных инноваций, сложностью их продуцирования, абсорбции и трансфера, а также рисков инвестирования в них как объекта управления [1]. Поэтому участники инновационных проектов в данной сфере, включая кредитно-финансовые структуры, должны уделять большое внимание оценке сопряженной с финансированием (кредитованием) инновационных проектов в энергетической сфере региона рисковой составляющей.

Другим важным аспектом взаимодействий участников модернизационных преобразований в ТЭК, направленных на региональное развитие в целом, является учет принципов системного подхода, с позиций которого региональная экономика представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой и с внешней средой; при этом ряд взаимосвязей играет системообразующую роль в макроэкономике в целом и отдельных регионах, что связано с ключевой ролью крупных структурных единиц региональной экономики самостоятельного мезоэкономического статуса (таких как крупные энергетические компании), способствующих ее развитию или сдерживающих поступательную динамику, которые зачастую формируют базовые звенья, соединяющие лидирующие и отстающие функциональные зоны территориального комплекса [2].

В соответствии с этим каждый регион, с одной стороны, является относительно обособленной социально-экономической системой; с другой,-открытой к внешним связям. Эти особенности региональной системы проявляются и в формировании состава участников модернизационных преобразований ее базовых секторов, включая энергетическую сферу. В том числе участников инвестиционных процессов: например, в их состав могут вовлекаться как региональные, так и внешние банковские структуры, образуя с компанией своего рода консорциум – интегрированную структуру, создаваемую на период реализации инновационного проекта.

Таким образом, готовность банков к финансированию инновационных проектов в ТЭК региона ограничивается как внешними, так и внутренними факторами. Рассматривая свое участие в инновационных проектах энергетических компаний, кредитно-финансовые структуры стремятся достичь соответствующего уровня диверсификации и ограничить совокупную рискозависимость. В связи с этим наблюдавшийся в последнее время рост числа проектов возобновляемой энергетики создает проблему для банков, поскольку они стремятся к диверсификации своих портфелей. По мнению экспертов, самыми значительными факторами, оказывающими неблагоприятное влияние на готовность кредитных организаций финансировать, например, объекты ядерной энергетики, являются риски, связанные с превышением сметы затрат и задержками в строительстве. Все это может ухудшить экономику проекта и его способность выдерживать большую долговую нагрузку. Поэтому, как правило, банки ожидают, что большая часть инвестиций в новые объекты энергетики будет финансироваться за счет строительных организаций, а сами они будут участвовать только более мелкими долями. При этом главным отличительным моментом банковского кредитования инноваций в энергетическом комплексе региона является объективная и комплексная оценка эффективности инициируемого энергокомпаниями проекта.

Кроме того, кредитные организации убеждены в необходимости государственной поддержки (в форме страхования) с целью достижения минимизации определенных, сопряженных с инновационным проектом, рисков, что может в значительной мере способствовать привлечению финансирования из других источников. Участие в этих проектах международных финансовых организаций (МФО) также приветствуется, равно как и участие проверенных поставщиков технологий. Это может в еще большей степени снизить риски для банков, предоставляющих финансирование крупным энергетическим компаниям региона, и тем самым повысить их интерес к данным проектам.

Следует также отметить, что, как правило, в такого рода инвестиционных взаимодействиях участников инновационных процессов в регионе, как отмечает О.А.Чернова [3], большое внимание в их рисковой составляющей следует уделять и такому вопросу, как управление рисками контрагента. По оценкам экспертов, кредитные организации внимательно изучают членов консорциума, участвующих в проекте, как со стороны кредиторов (в случае предоставления финансирования совместно с другими кредитными организациями), так и со стороны разработчика проекта. В то же время некоторые банки проявляют повышенную осторожность при выборе финансовых партнеров, избегая привлечения новых для них кредиторов или кредиторов, имеющих ограниченный опыт работы. При этом ряд банков проявляют больше осторожности при выборе сторон, участвующих в реализации проекта. В то же время многие банки готовы работать с новыми участниками проекта при условии, что у них сложились хорошие отношения с существующим разработчиком.

При этом следует отметить, что для большинства банковских структур не свойственно предъявление завышенных требований в отношении участия поставщиков технологии. Принято считать, что поставщики технологии, так же, как инвесторы, серьезнее относятся к проекту, хотя в большинстве случаев банки не требуют от них долевого участия. Многие кредитные организации отмечают, что качество контракта на проектирование, материально-техническое обеспечение (МТО) и строительство и их доверие к руководству проекта являются важнейшими факторами при принятии решения об участии в инновационном взаимодействии. В тo же время, если применяемая проектом технология является не просто новой, но также и чрезвычайно сложной по своему характеру, долевое участие поставщика технологии определенно рассматривается как важный фактор эффективности создаваемого консорциума.

Банки считают, что институциональные инвесторы довольно редко участвуют в проектном финансировании. Из-за нежелания брать на себя строительный риск такие инвесторы обычно вкладывают средства в функционирующие активы, имеющие достаточно высокий рейтинг (в регулируемых секторах). В то же время многие банки считают, что эмиссия облигаций может быть хорошим способом привлечения подобных игроков к финансированию сделок в энергетической отрасли.

При этом специалисты отмечают значительные различия в привлекательности тех или иных технологий: по их мнению, среди возобновляемых источников энергия морского ветра может считаться достаточно зрелой технологией для рынка облигаций, тогда как технологии выработки электроэнергии путем преобразования энергии берегового ветра, биомассы и концентрированной солнечной энергии могут оказаться недостаточно испытанными.

Следует также отметить, что на готовность банков кредитовать те или иные проекты в энергетическом комплексе региона влияют такие факторы, как стабильность нормативно-правовой базы, сформированной в границах конкретной территории, и доверие к ней; интегральный уровень регионального риска; развитость информационной среды взаимодействия участников инновационного проекта (членов консорциума), а также некоторые части самого проекта, в частности, строительный и коммерческий риски, комплексное обеспечение, доходность, коэффициенты покрытия денежными средствами.

Большая роль в регулировании и стимулировании инновационных процессов в энергетической отрасли в направлении ее перехода на несырьевую модель отводится государству, которое, с одной стороны, является макрорегулятором этих процессов и выражает интересы всех региональных потребителей энергии, с другой стороны, - участником, заинтересованным в повышении доходности энергетических компаний, выступая также собственником за счет участия в их долевой собственности. Решение этой проблемы находится в плоскости согласования интересов государства и энергетических компаний, представляя собой сложный, но практически важный вопрос процесса модернизации энергетической сферы региона как фактора его устойчивого развития.

Статья научная