Взаимодействие Большого театра и РККА в годы Второй мировой войны
Автор: Егорова Елена Эдуардовна
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Искусство, образование, наука
Статья в выпуске: 2, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается шефская деятельность Большого театра над РККА, гастроли концертных бригад в Западной Украине в 1939 г. и в Молдавии в 1940 г., служба артистов в рядах Красной Армии и в концертных бригадах во время Великой Отечественной войны, вопросы бронирования актёрского состава и специалистов, функционирование противопожарных бригад.
Большой театр, балет, красная армия, вторая мировая война, концертные бригады, западная украина
Короткий адрес: https://sciup.org/170174109
IDR: 170174109
Текст обзорной статьи Взаимодействие Большого театра и РККА в годы Второй мировой войны
Государственный академический Большой театр (ГАБТ) — один из главных символов нашего государства, являясь культурным центром страны, всегда был образцом для других театров и концертных организаций.
После Октябрьской социалистической революции театр из привилегированного развлечения для аристократии становится средством художественного воспитания масс. В связи с переездом правительства в Москву, Большой театр, бывший до этого времени на вторых ролях после Мариинского театра, становится теперь ведущим театром страны, принимает активное участие в процессе художественно-эстетического развития масс, пропагандируя выдающиеся музыкальные произведения в среде простого народа.
Одним из важных аспектов шефской работы театра являлось сотрудничество с Рабоче-крестьянской Красной Армией (РККА): проведение шефских концертов и спектаклей для бойцов. В предвоенное время по предписанию Политуправления Красной Армии, выданному ГАБТу, театр наряду с другими театрами и учреждениями культуры, в их числе и с Филармонией, был обязан давать для военных два шефских бесплатных концерта в год на сцене Большого теа- тра. Они проходили обычно в феврале и ноябре, будучи приуроченными ко Дню Красной Армии и Дню Октябрьской революции. За «культшеф-скую» работу театр неоднократно награждался призами Московского Военного Округа.
Одним из вариантов шефской работы были гастроли концертных бригад, выезжавших в военные полевые лагеря. Больше всего известно о работе концертных бригад в военный период, однако эти бригады появились ещё задолго до войны. Многие артисты, участвовавшие в работе таких бригад, проходили по статье «неблагонадёжные», в виду национального или социального происхождения, по факту наличия родственников за границей. Только за зимний сезон (15.09.37–15.03.38) годов было арестовано 47 человек!1
Одно из выступлений творческой бригады солистов ГАБТ связано с событием, оценить которое оказалось возможным лишь спустя долгие годы. Событие это — присоединение территорий Западной Украины, и, фактически, начало Второй Мировой войны.
В августе 1939 г. между СССР и Германией подписывается знаменитый акт о ненападении, получивший название «Пакт Молотова — Риббентропа», в котором разграничивалась сфера влияния в Европе. К СССР были присоединены новые территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Окончательно территория Западной Украины вошла в состав Украинской ССР 2 ноября 1939 г. Но уже с 16 октября по 3 ноября, в период, когда идёт подписание соглашений о воссоединении территорий Украины, на вновь присоединённые территории Западной Украины, к войскам, «высаживается творческий десант» из именитых солистов Большого Театра. По приглашению Киевского Военного Округа тогда с концертами выступали знаменитейшие артисты: «Народный артист-орденоно-сец»2 М. Рейзен, «Заслуженный артист РСФСР, дважды орденоносец» И. С. Козловский, «Заслуженный артист РСФСР, орденоносец-бригадир» М. Габович3, «Солистка балета ГАБТ, орденоносец» С. Мессерер, В. Кригер, С. Кнушевицкий, и др. Всего в работе бригады участвовало 23 человека, из них два сотрудника из числа техперсонала. Концертная бригада, сформированная из артистов столь высокого уровня, обычно не участвовавших в работе концертных бригад, лишь подчёркивала уникальность произошедшего события.
В благодарственном письме, говорилось: «Бригада артистов в составе 21-го человека проработала в частях Украинского фронта с 16-го октября по 3-е ноября 1939 г. За этот период было дано 23 концерта частям Рабоче-Крестьянской Красной Армии и трудящимся Западной Украины. Весь коллектив артистов с честью выполнил порученную ему почётную задачу по культурному обслуживанию бойцов и командиров частей Украинского фронта. Работа концертной бригады ГАБТа демонстрировала образцы советского социалистического искусства, поднимала советский патриотизм в массах, мобилизовала бойцов, командиров и политработников фронта на дальнейшие успехи в боевой и политической подготовке.
Выступления концертной бригады ГАБТ неизменно пользовались заслуженным успехом, встречали восторженный приём красноармейской аудитории и трудящихся масс Западной Украины.
За большую работу в деле культурного обслуживания бойцов, командиров Красной Армии Украинского фронта и трудящихся Западной Украины ОБ’ЯВЛЯЮ БЛАГОДАРНОСТЬ» (Далее следует поимённая благодарность). Документ подписан Начальником Политического Управления Украинского фронта — Дивизионным комиссаром Е. Пожидаевым4.
Другие театральные концертные бригады посещали с концертами части РККА и военные лагеря. Сезон 1940 г. был особенно богат подобными знаковыми выступлениями.
В шефских выступлениях принимала участие концертная бригада, возглавляемая «политически неблагонадёжным» поляком — солистом оперы Б. П. Зелезинским. В конце каждого гастрольного «турне», Зелезинский составлял рапорт о поездке. Сохранившийся рапорт крайне интересен. В нём подробно описывается маршрут поездок с указанием, сколько времени занимала поездка из одного пункта до другого, в котором часу выехали и в котором прибыли в места выступления, сколько человек присутствовало на концерте, для какого контингента выступали. В 1940 г. основным местом выступления концертной бригады Б. П. Зелезинского был Украинский фронт и Бессарабия (недавно присоединённые территории). По его подробным отчётам, направлявшимся Начальнику политуправления Красной Армии, ЦК РАБИС и руководству ГАБТ, можно изучать дислокацию военных частей:
«…28 мая в 2 дня дан концерт в г. Тирасполе в закрытом помещении, присутствовало свыше 600 бойцов и командиров спецчастей.
28 мая в 5 час. вечера бригада на машинах выехала вдоль границы на Журу 110 кил. К 9 час. вечера были в Дубоссарах, узнав, что здесь расположена часть, недавно прибывшая с Финляндии с фронта, остановились и прямо с машины и на сцену.
Дали концерт, присутствовало 1000 бойцов, командиров и политработников, после концерта в 12 ночи направились в Журу, прибыли в 4 ½ час. утра 29 мая…»5 Таким образом, по дням был расписан весь график концертного турне по вновь присоединённым территориям Западной Буковины и военным лагерям. Шефские концерты Большого театра продолжались вплоть до начала войны. 21 июня прошли отчётные концерты хореографического училища Большого театра, а 22 июня началась война.
Официально театр открыл сезон 6 сентября 1941 г. В начале нового театрального сезона, когда враг «стоял под Москвой», было принято решение об эвакуации театра. 14 октября 1941 г. театр был эвакуирован в Куйбышев6, где он пробыл до середины августа 1943 г.
Само главное здание театра в годы войны сильно пострадало: 28 октября 1941 г. в 15.30 на здание Большого театра была сброшена бомба, разорвавшаяся у главного входа в театр. «При взрыве были убиты 5 работников, 4 ранено. Материальные убытки составляют около 700.000 руб.»7 Театр был закрыт. Ремонтные работы проводились вплоть до середины 1942 г.
Группа артистов, не уехавших по разным причинам в эвакуацию, обратилась с письмом к правительству с просьбой открыть театр8. Руководство коллективом взял на себя М. Габович, являвшийся членом КПСС с 1936 г. В начале войны Михаил Маркович был политруком роты, а затем добровольцем-комиссаром истребительного батальона Свердловского района9. С открытием театрального сезона он был назначен директором и художественным руководителем Филиала ГАБТ. В конце октября М. Габович выступал по радио и объявил об открытии опернобалетного сезона, хотя «враг стоял в “двух шагах” от Москвы»10. Новый сезон трагического 1941 г. театр открыл 19 ноября11 на сцене филиала Большого театра — ныне Театра Оперетты. Габович руководил огромной работой. В его задачи, помимо обеспечения репертуара, монтажа декораций, подбора и бронирования актёров, что, учитывая масштабы призыва в армию и эвакуации, было очень сложным делом, входили и технические задачи: обеспечение безопасности, работа пожарных бригад, обеспечение актёров продовольственными карточками, дровами, и т.д. После возвращения театра из эвакуации в августе 1943 г. Габович вернулся к актёрской работе.
Значительная часть артистов в течение лета 1941 г. призывалась в РККА рядовыми бойцами.
Многие шли воевать добровольцами. Заявления от артистов, хранящиеся в архиве, показывают, что многие были призваны в артиллерию, разведку, железнодорожные войска. Кого-то призывали в военные специализированные музыкальные коллективы.
Благодаря личному вмешательству руководителя — Михаила Габовича, выезжавшего на фронт за бойцами — артистами балета, удалось спасти жизни многих из артистов балета. Артистов балета часто призывали в десант, так как танцоры, по своим физическим характеристикам, подходили к службе именно в этих родах войск. В 1942 г. в Казани были призваны в ряды армии выпускники хореографического училища — артисты балета, но при выброске с вертолёта вся десантная группа была расстреляна фашистами в воздухе. Дядя М. Плисецкой, акробат, танцор и участник трио Клавдии Шульженко, также был призван в десант и расстрелян в составе десантной группы 31 декабря 1941 г.
С началом войны деятельность концертных бригад не прекратилась. Наоборот, их стало гораздо больше. В Большом театре было сформировано около 20 бригад артистов, в которых принимало участие около 400 человек12. Формировались не только концертные бригады из артистов Большого театра, но и сборные бригады из разных театров и организаций13: ГАБТа, МХАТа, Филармонии и т.д. Одну из таких бригад возглавляла солистка балета С. Звягина, другую — Н. Спа-совская. В её бригаду, дошедшую с войсками 1-го белорусского фронта до Берлина, входили солисты оперы Е. Межерауп, П. Селиванов, солист балета И. Леонтовский, солисты оркестра Ю. Реен-тович, П. Швец, аккомпаниатор Н. Корольков14, В. Я. Белый.
Одним из ярких руководителей концертных бригад был солист балета Ивлиев В. С. Он пошёл служить добровольцем и оказался в 3-й гвардейской армии, с которой прошёл всю войну.
В РККА, понимая необходимость сохранения профессиональной квалификации артистов, постепенно начинают формироваться специализированные концертные бригады, куда переводили из действующей армии рядовых бойцов, не имеющих брони. Значительное количество ар- тистов Большого театра воевало именно в таких бригадах, прошли всю войну, воевали на Орловской дуге, под Сталинградом, побывав и в окружении, были ранены, награждены за храбрость. Ряд бойцов были обойдены уже выписанными ранее наградами, и в середине 50-х гг. ГАБТ повторно рассматривался вопрос об их награждении, в результате медали и ордена были вручены сотрудникам театра.
Среди них был концертмейстер балета Бек-керман Г. Г., служивший в должности командира отделения в 10-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Был дважды ранен. Участвовал в боях на северо-западном фронте и на Орловско-Курской дуге в районе станции Поныри в июле 1943 г. Завьялов Е. П., прошёл войну в составе 37 отдельного истребительного противотанкового дивизиона 212-й Кричевской Стрелковой дивизии 61-й Армии в должности наводчика 76 мм. дивизионной пушки, был неоднократно награждён15. Примечательны непростые судьбы артистов оперы — П. П. Апраксина, и его коллег Тимофеева, Боровика. В одной концертной бригаде они прошли всю войну16.
В эвакуации театр продолжил активную работу на благо Родины. Вот как писала бывшая балерина Э. Бочарникова о деятельности ГАБТ в эвакуации: «Коллектив Большого театра за время пребывания в Куйбышеве дал более десятка шефских спектаклей и около 500 концертов в госпиталях. Семь бригад солистов театра выезжали на фронт, где провели 1140 выступлений, около 50 концертов были даны на колхозных полях. Доноры театра для спасения жизни раненых бойцов и командиров отдали свыше 300 литров крови. В Ф. постройки эскадрильи “Советский артист” каждый работник театра вносил часть своей зарплаты. В Ф. обороны коллектив собрал почти 2 миллиона рублей, трижды получив правительственную награду.
За годы Великой Отечественной войны коллектив Большого театра выступил с 5 тысячами концертов перед воинами Советской Армии на фронтах, а также в госпиталях и оборонных заводах»17.
В августе 1943 г. театр возвращается из эвакуации. Артисты и их семьи, в количестве 1044 человек вместе с личным багажом, декорациями и театральным реквизитом, были доставлены 23 и 24 августа 1943 г. в Химки двумя пароходами «Калинин» и «Володарский». Всего на реэвакуацию из Куйбышева в Москву было выделено 1 млн. 495 тысяч 600 рублей18.
С конца 1943 г. ГАБТ осуществляет постановки как на основной сцене, так и на сцене филиала. Театр планировал новые постановки, возникла острая нужда в грамотных специалистах. По этой причине были отозваны из армии 35 человек.
Проблема предоставления брони артистам и персоналу театра, информация о количестве людей, которым предоставлялась бронь, была засекречена (3 уровень секретности). Отчётные карточки о бронировании подавались раз в квартал. На сезон 1944–45 гг. Большой театр подавал списки бронирования на специалистов в отдел кадров Комитета по Делам Искусств при СНК СССР.
Во второй половине войны артисты обычно проходили службу в профильных коллективах: в Краснознамённом ансамбле песни и пляски им. Александрова, на Военном факультете Московской Государственной Консерватории, в Образцовом оркестре НКО под управлением Чернецкого С. А., в музвзводах и т.д. Но театр продолжал оставаться на военном положении, и артисты театра считались бойцами, проходящими службу в МПВО. Были организованы противопожарные бригады по 33 человека, дежурившие каждый вечер. Обычно бригады собирались из следующего состава: оркестр — 11 чел., хор — 9, балет — 5, опера — 2, миманс — 4, комендатура ГАБТ — 2.
Команды разбивались по два человека и распределялись по объектам. Также было организовано дежурство «бойцов дегазационного и санитарного отделения Унитарной команды МПВО ГАБТ» в количестве 40 человек. Пренебрежение дежурством рассматривалось почти как дезертирство и наказывалось строгим выговором. В случае выпадения дежурства на выходной день, боец поступал в распоряжение домоуправления и проходил дежурство по месту жительства19. Но, увы, выговоров было очень много.
В течение 1944 — начале 1945 г. работники театра регулярно призывались на трудовой фронт. Свердловский райисполком партии спускал разнарядку на отзыв сотрудников театра: на сельскохозяйственные работы, на заготовку дров в Тарусский леспромхоз, на строительство IV очереди Московского метрополитена. Непременным условием тех, кто привлекался к строительству, было членство в ВЛКСМ20. В большинстве своём это были технические работники.
В таком военно-трудовом режиме театр продол жил свою работу вп лоть до Победы. Отметив
Победу рядом постановок, приняв вновь в свои ряды бойцов концертных бригад РККА, театр продолжил свою работу в условиях мирного времени.
В октябре 1945 г. театр подтверждает свой договор с РККА о предоставлении сцены для шефских концертов, деятельности концертных бригад. Руководство Большого театра утверждало, что и впредь будет оказывать шефскую помощь, приглашая военных на специально организованные представления. И, таким образом, дружба бойцов Большого театра с бойцами РККА, а, позднее, с Советской Армией, оставалось крепкой и нерушимой ещё долгие годы.
Список литературы Взаимодействие Большого театра и РККА в годы Второй мировой войны
- Бочарникова Э. В. Большой театр: Краткий исторический очерк. М., 1987.
- Михаил Габович. Статьи. Воспоминания о М. М. Габовиче. М., 1977.
- История Второй Мировой войны 1939-1945. Т. 3. Начало войны. Подготовка агрессии против СССР. М., 1974. С. 355-358.
- Лавровский Л. М. Документы, статьи, воспоминания: сборник. М., 1983.
- Майя Плисецкая. Я — Майя Плисецкая. М., 1997.
- РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 7. Ед. хр. 85.
- РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 7. Ед. хр. 90.
- РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 53.
- РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 55.
- РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 60.
- РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 61.
- РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 8. Ед. хр. 62.
- РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 9. Ед. хр. 11.
- РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 9. Ед. хр. 14.