Взаимодействие европейской и азиатской культур ведения бизнеса в условиях глобализации
Автор: Сизова Ю.С., Ульянова П.Д.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 5 (123), 2025 года.
Бесплатный доступ
Данная работа посвящена рассмотрению взаимодействия европейской и азиатской культур в контексте ведения бизнеса в условиях глобализации. Авторы подчеркивают острую актуальность исследования взаимодействия европейской и азиатской моделей ведения бизнеса, обусловленную как тенденциями к унификации экономических процессов, так и одновременно растущим культурным и социальным разнообразием в мире. В качестве теоретической основы используются три ключевых подхода к пониманию глобализации: цикличность культурных изменений, качественные преобразования современного мира и инструментальный взгляд на глобализацию как форму экспансии западных держав. Основная часть исследования посвящена сопоставлению европейской и азиатской бизнес-культур. Представлена подробная характеристика мотивационных факторов, форм собственности, сетевых структур, уровня финансовой прозрачности, роли государства и особенностей менеджмента в каждой из моделей. Особое внимание уделено культурно-социальным особенностям азиатской модели: системе гуаньси, конфуцианским традициям, понятию «лица» и роли неформальных связей. Делается вывод, что эффективное взаимодействие европейских и азиатских бизнесов возможно лишь при взаимной адаптации к культурным и институциональным особенностям партнёра.
Европейская культура бизнеса, азиатская культура бизнеса, глобализация и бизнес, культурные различия в бизнесе, стратегии адаптации в международном бизнесе, синтез культурных подходов в бизнесе
Короткий адрес: https://sciup.org/170209250
IDR: 170209250 | DOI: 10.24412/2411-0450-2025-5-358-363
Текст научной статьи Взаимодействие европейской и азиатской культур ведения бизнеса в условиях глобализации
В современном мире процессы усиления глобальной взаимосвязи всех сфер человеческой деятельности, в том числе и экономической, осложняются наличием двух ключевых направлений развития. С одной стороны, наблюдается стремление к объединению и стандартизации жизни различных народов и их экономик, с другой – происходит усиление разнообразия и дробления культур в целом и бизнес-культур в частности.
Многие национальные культуры исторически характеризуются разделением на различные подгруппы по этническим, социальным и религиозным признакам, и эта тенденция продолжает усиливаться, что не может не отразиться на таком аспекте, как ведение бизнеса. Такое противоречие между единством и многообразием делает глобальное развитие сложным и неоднозначным.
С середины XX столетия вопросы глобального развития и концепции глобализации привлекли значительное внимание представителей различных научных дисциплин. Иссле- дователи – от социологов и философов до историков, экономистов, антропологов и культурологов – активно включились в изучение этих явлений. Примечательно, что мнения ученых относительно глобализации демонстрируют как определенное сходство, так и существенные различия, что обусловлено сложностью и противоречивостью самого процесса глобализации.
В научном сообществе, как за рубежом, так и в России, сформировался многогранный подход к анализу глобализации. Исследователи рассматривают это явление с различных позиций, уделяя внимание его экономическим, политическим, информационным и культурным аспектам, а также последствиям для общества.
Значительный вклад в понимание процессов глобализации и формирование представлений о будущем мира внесли выдающиеся зарубежные ученые, среди которых З. Бауман, И. Валлерстайн, Э. Геллнер, Э. Гидденс, М. Кастельс, Г. Мартин, Д. Нейсбит, Э. Тоф- флер, С. Хантингтон, Хю Шуманн, Ф. Фукуяма и Э. Ян. В своих работах они представили разнообразные интерпретации глобализации и возможные сценарии развития глобального мира.
Теоретической основой исследования вопросов формирования и развития международного бизнеса в контексте мировых экономических отношений послужили работы отечественных и зарубежных ученых: Е.Ф. Авдокушина, И.А. Балюка, Н.М. Бевели-кова, Т.В. Ворониной, А.Д. Воскресенского, Д.В. Ефременко, В.Я. Пищика, В.К. Поспелова, С.Н. Сильвестрова, Ю.С. Чепурко, И.В. Шевченко, а также зарубежных ученых Р. Болдвина, С. Холленсена и Д.Джона. Проблемы интернационализации деловой активности предприятий рассматриваются в работах зарубежных и отечественных авторов, таких как С. Андерссон, Л. Велч и Р. Люстарин, А. Либман, П. МакДугалл, К. Норстрем, Б. Овиат, Б. Хейфец, А.В. Данильченко, А. Кузнецова.
Существует три ключевых подхода к пониманию процессов глобализации.
Первая позиция, представленная Ш. Эйзенштадтом и российским культурологом А.Я. Флиером, рассматривает глобализацию как естественный этап в череде исторических циклов. По их мнению, это не принципиально новое явление, а очередной период в постоянной динамике культурной дифференциации человечества, где фазы повышения и понижения энтропии (многообразия) сменяют друг друга. В постиндустриальную эпоху наблюдается фаза понижения энтропии через культурную универсализацию, однако вскоре ожидается обратный процесс [12, 10].
Вторая позиция, которую разделяют С. Хантингтон, Э. Тоффлер, У. Ганнерс и Э. Люттвак, утверждает, что мир переживает фундаментальные качественные преобразования [11, 9, 13, 7]. C. Хантингтон видит в этом перспективу столкновения цивилизаций [11], Э.Тоффлер говорит о «шоке будущего» из-за непонимания происходящих изменений [9], а У. Ганнерс и Э. Люттвак рассматривают это как столкновение с пока не идентифицированной тенденцией будущего развития, которая может проявляться не только в форме глобализации [13, 7].
Третья позиция, которой придерживаются многие другие авторитетные социологи, интерпретирует глобализацию как инструмент политической, экономической и информационной экспансии западных стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития. По их мнению, это направлено на восстановление прямого или косвенного колониального контроля над странами «третьего мира», особенно в сфере экономического доминирования на их внутренних рынках. При этом большинство сторонников этой позиции склонны к пессимистичным прогнозам и воспринимают глобализацию как признак надвигающегося кризиса [4].
Для России, находящейся на стыке Европы и Азии, ключевым является создание позитивной обстановки сотрудничества как на европейском, так и на азиатском направлениях. Несмотря на то обстоятельство, что отношения России с Европой в настоящий момент весьма прохладные, основной целью этого взаимодействия остается установление стабильной системы безопасности и сотрудничества на всем европейском континенте. Россия рассматривает Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как важный инструмент для достижения этих целей.
Увеличивающееся значение Азии во внешней политике Российской Федерации объясняется её прямым включением в этот динамично развивающийся регион, а также неотложной потребностью в экономическом подъеме Сибири и Дальнего Востока. Основной упор делается на активизации участия России в ведущих интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), таких как форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), региональный форум Ассоциации государств ЮгоВосточной Азии (АСЕАН) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная при активном участии России вместе с Китаем, Казахстаном, Киргизией, и Таджикистаном [5].
Для России, АСЕАН представляет собой важного партнера и ключевой центр формирующегося многополярного мирового порядка. В 1996 году Россия получила статус полномасштабного партнера АСЕАН по диалогу, что является высшей формой сотрудничества между Ассоциацией и внерегиональными странами. Этот статус предоставляет России право участвовать наравне с другими ведущими государствами АТР и Евросоюзом в ежегодных постминистерских мероприятиях после совещания министров иностранных дел государств-членов АСЕАН.
Россия также активно участвует в сессиях Асеановского регионального форума (АРФ), единственной межправительственной структуре в АТР, где обсуждаются вопросы обеспечения безопасности и стабильности в регионе. Россия присоединилась к деятельности Форума с его создания в 1994 году. Интерес России к укреплению партнерства с АСЕАН не ограничивается политическими вопросами и распространяется также на сферу экономического сотрудничества, что подтверждают представители деловых кругов России [6].
В течение последних десяти лет модель международного бизнеса претерпела эволюцию, обусловленную изменениями в мировой экономической ситуации, политическими и правовыми изменениями в различных странах, а также глобальными тенденциями. Одним из существенных изменений в сфере международного бизнеса стало отступление от использования модели оффшорных компаний. Ранее такие компании создавались с целью использования налоговых льгот и более гибких правовых условий в юрисдикциях, где функционировали безналоговые зоны. Однако в последние годы эта модель утратила популярность по нескольким причинам:
Использование оффшорных компаний может быть связано с репутационными рисками для компаний и инвесторов, особенно если эти компании создаются в странах с низким уровнем корпоративной прозрачности или сомнительной репутацией.
Причины нестабильности и угрозы для мирового бизнеса возникли из-за смены предпочтений предпринимателей в выборе стратегий. Вместо использования оффшорных компаний, бизнесмены стали предпочитать юрисдикции с более открытыми налоговыми и правовыми условиями, такие как оншоры. Также была рассмотрена модель венчурного капитала, а предприимчивые компании создавали филиалы в разных странах для снижения налогового давления.
Важно отметить, что изменения в модели мирового бизнеса не означают полного отказа от использования оффшорных компаний. После массового оттока от оффшоров, бизнес активно направился в Евросоюз, привлекаемый многочисленными преимуществами, в том числе продвинутыми финансовыми рынками в европейских юрисдикциях, обеспечивающими легкий доступ к капиталу и финансированию
Помимо этого, европейские экономические условия, оказывают негативное воздействие на бизнес. Среди таких факторов можно отметить [8]:
-
- отсутствие экономического прогресса ограничивает возможности компаний для роста и расширения;
-
- высокая налоговая нагрузка в Европе, особенно для предприятий, планирующих свою деятельность внутри страны;
-
- высокая конкуренция на европейском рынке, приводящая к уменьшению прибыли и затрудняющая долгосрочное развитие компаний;
-
- сложные и дорогостоящие регулирование и бюрократические процессы для бизнеса в Европе;
-
- нестабильность, вызванная политическими и экономическими изменениями, такими как Brexit и миграционный кризис.
Все больше предпринимателей перемещают свой бизнес в Азию (Индонезию, Китай, Таиланд) по следующим причинам:
-
- низкая стоимость труда в некоторых азиатских странах, таких как Индия, Китай и Вьетнам, способствует снижению затрат на персонал и увеличивает прибыль;
-
- в Азии много квалифицированных специалистов, готовых работать за более низкую плату;
-
- гибкость в управлении кадровыми ресурсами благодаря наличию множества аутсорс-компаний.
Для успешного функционирования международного бизнеса в странах ВосточноАзиатского региона иностранным предпринимателям необходимо принимать во внимание специфику развития данного региона. Данная специфика лежит в основе азиатской модели ведения бизнеса, которая существенно отличается от европейской модели. Для стран Азии характерен определенный формат деловых связей, формирующий азиатскую модель ведения бизнеса. Данная модель содержит ряд экономических, социальных и культурных характеристик, которые необходимо учитывать предпринимателям для успешного функционирования в регионе. На формирование азиатской модели наибольшее влияние оказал Китай. В таблице 1 приведены основные характеристики азиатской и европейской модели ведения бизнеса.
Таблица 1. Основные характеристики азиатской и европейской модели ведения бизнеса [1]
Показатель |
Европейская модель |
Азиатская модель |
Мотивация |
Экономическая мотивация. |
Экономическая и социальная мотивация. |
Цель компании |
Максимизация стоимости компании, увеличение прибыли. |
Увеличение прибыли на основе соблюдения традиционных семейных норм. |
Передача прав собственности |
Основной инструмент сделок по слияниям и поглощениям. |
Сделки по слияниям и поглощениям составляют небольшую долю, основной инструмент – передача прав собственности из поколения в поколение внутри семьи. |
Сетевые организации |
Независимы. |
Зависимы. |
Финансовая прозрачность |
Основная финансовая информация находится в открытом доступе. |
В открытом доступе находится общая характеристика компании, основная финансовая информация не раскрывается. |
Структура привлеченных средств для МСП |
80% – банковские кредиты, эмиссия ценных бумаг; 20% – средства родственников, собственные средства. |
40% – банковские кредиты, эмиссия ценных бумаг; 60% – средства родственников, собственные средства. |
Государственное регулирование |
Государственная помощь предусмотрена, низкий уровень государственного контроля. |
Государственная помощь в виде субсидий и грантов существует, но не развита; высокий уровень государственного контроля. |
Наличие барьеров |
Минимальные барьеры при входе для иностранных предпринимателей. |
Наличие экономических и культурных барьеров входа. |
Менеджмент |
Профессиональные и квалифицированные специалисты, работающие на договорной основе. |
Специалисты работают на договорной основе, но на руководящие должности чаще всего выдвигают членов семьи. |
Текучесть кадров |
Высокий уровень. |
Низкий уровень, существует пожизненный найм. |
Основная ценность сотрудников |
Материальное вознаграждение; контрактные соглашения. |
Материальное вознаграждение; персональное доверие. |
Принятие решений, заключение сделок |
В зависимости от значимости может быть как долгим, так и быстрым процессом. |
Долгий процесс с выяснением всех аспектов сделки, учетом мнений всех, даже незначительных участников. |
Соблюдение формальностей |
Четкое разграничение задач каждого работника. |
Отсутствие разграничение задач работников, гибкая система. |
Цели и перспективы развития |
Краткосрочные перспективы. |
Долгосрочные перспективы, сохранение семейной и деловой репутации имеет важное значение. |
Кроме того, выделим несколько культурных особенностей азиатской модели ведения бизнеса. К ним относятся:
-
- Особое значение системы неформальных, дружеских, клановых, семейно-родственных связей. В Китае данный порядок имеет название гуаньси (пер. с кит. – связи, отношения). Считается, что через гуаньси можно решить любые вопросы в рамках бизнес-процессов.
-
- Почитание традиций, культурных и конфуцианских ценностей в деловом общении. Группа считается важнее личности. Преобла-
- дание национального единства, национализма.
-
- Большое значение имеет умение «не потерять лицо». Например, в Южной Корее в культуре делового общения важно не нанести вреда кибун.
-
- Поведение на публике должно быть консервативным, необходимо быть пунктуальным, уметь отказывать, не сказав «нет».
-
- Важными элементами делового общения являются язык тела, дресс-код, уважение старшего поколения [3].
Развитие внешней торговли в Азии также поддерживается соглашениями о свободной торговле, такими как Региональное экономическое партнерство и Соглашение о транстихоокеанском партнерстве. Эти соглашения упрощают торговлю между странами и облегчают компаниям производство и экспорт товаров на другие рынки в регионе [2].
Немаловажным фактором в сотрудничестве бизнесов является политическая стабильность и надежность правительства, а азиатские страны как раз придерживаются принципов открытости и поддержки иностранных инвестиций.
Нельзя не отметить и такой фактор, как предсказуемость бизнес-среды на долгосрочную перспективу. В Азии такая предсказуемость считается дополнительным преимуществом для регистрации бизнеса. Это помогает компаниям планировать свои будущие инве- доверие к правительству. Например, Китай предпринимает шаги по улучшению предсказуемости бизнес-среды, включая уменьшение регуляторных ограничений и улучшение инфраструктуры. В Южной Корее правительство снизило количество разрешительных документов, что значительно упростило процедуры регистрации бизнеса и сократило время на получение документации.
Бизнес-партнерство выступает ключевым фактором в развитии глобальной экономики и формировании международных экономических отношений. Оно способствует активному обмену информацией и капиталом между странами, внедрению передовых технологий и расширению доступности различных товаров и услуг для потребителей. Данный процесс характеризуется высокой динамикой развития и напрямую зависит от экономического состояния отдельных государств.
Особое внимание в современном мире привлекает регион ВАР, который демонстрирует наиболее впечатляющие темпы развития в сфере международного бизнеса. Это делает крайне важным проведение всестороннего анализа и изучение специфических особенностей данного региона. При этом особое значение имеет исследование опыта крупнейших и наиболее стабильных азиатских экономик – Китая, Японии и Южной Кореи.
Для российской экономики изучение международного бизнеса в контексте смещения центра экономической мощи в азиатский регион приобретает особую актуальность. В условиях действующих внешнеэкономических санкций страны ВАР, прежде всего Китай, рассматриваются Россией как стратегически значимые партнеры в торговоэкономической сфере, что открывает новые возможности для развития деловых отношений и укрепления экономических связей.
стиции и расширение, а также повышает их