Взаимодействие России и ЕС: состояние и перспективы
Автор: Афанасьева Светлана Николаевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Миропорядок
Статья в выпуске: 7, 2008 года.
Бесплатный доступ
Не так давно мир находился под влиянием магической даты третьего миллениума. Тогда мировому сообществу удалось прийти к согласию и на саммите ООН сформулировать Цели Развития Тысячелетия. Сейчас внимание политиков и исследователей вновь оказывается прикованным к яркой дате - 2020 г. К этому рубежу мир подходит более динамичным и менее предсказуемым, по мнению некоторых аналитиков, он стоит на пороге «новой эпохи»1.
Короткий адрес: https://sciup.org/170169256
IDR: 170169256
Текст научной статьи Взаимодействие России и ЕС: состояние и перспективы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ЕС: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВы
Не так давно мир находился под влиянием магической даты третьего миллениума. Тогда мировому сообществу удалось прийти к согласию и на саммите ООН сформулировать Цели Развития Тысячелетия. Сейчас внимание политиков и исследователей вновь оказывается прикованным к яркой дате – 2020 г. К этому рубежу мир подходит более динамичным и менее предсказуемым, по мнению некоторых аналитиков, он стоит на пороге «новой эпохи» 1 .
В последние десятилетия на мировой арене произошли кардинальные перемены.
В изменившихся условиях Р-оссийская Федерация долж- на по-иному выстраивать свои международные связи. Серьезно упрочив свое положение в мире, сильная, более уверенная в себе Р-оссия становится важным фактором демократизации и гуманизации мировой политики. Она издавна представляет собой «отдельную ветвь» европейской цивилизации. Р-усь дважды подвергалась «европеизации». В первый раз – в IX–XI столетиях, когда она приняла христианство восточного образца и тем самым вошла в «зону влияния» Византии. Упадок последней совпал с подъемом Московии, которая, переняв византийские традиции доминирования светской власти над духовной, а также символику бывшей империи, самоидентифицировалась в образе Третьего Р-има. Во второй раз Р-оссия обратилась к Е-вропе в конце XVII в., рискнув использовать европейские достижения для защиты от самих европейцев. Р-езультаты были впечатляющими: менее чем через сто лет страна стала самой мощной державой Старого Света.
Тем не менее к концу XIX в. Р-оссия, став «европейской» п о форме, оставалась «вне» Е-вропы психологически и культурно. Она была одновременно страной европейской и неевропейской. Е-е народ находился в плену мифов о «евразийской особости» и исторической избранности. Обособление Р-оссии от Е-вропы получило новые импульсы в результате мощных социальных потрясений начала XX столетия, когда Р-оссийская империя стала Советским Союзом, а затем – раскола мира на две социально-политические системы, оказавшиеся в военно-блоковом противостоянии, вошедшем в историю как холодная война.
Те перемены были результатом силовых решений. Но сейчас становится все более очевидным, что существующие международные проблемы таких решений не имеют (или не должны иметь). Силовая политика доказывает свою несостоятельность, более того – контрпродуктивность. Мир подошел к рубежному моменту, когда необходимо задуматься над новой архитектурой глобальной безопасности, основанной на разумном балансе интересов всех субъектов международного общения. Следует признать, что миф об однополярном мире по модели Pax Americana окончательно рухнул в Ираке. Эта модель оказалась неработающей, что подтверждает невозможность обеспечения претензий на единоличное лидерство политическими
АФАНАСьЕВА Светлана Николаевна – соискатель РАГС
и экономическими ресурсами.
В последние полтора десятилетия укореняется понимание безальтернативности многосторонней дипломатии как основного метода регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровнях. В международном сообществе складываются объективные и субъективные условия для формирования общего видения современной эпохи с ее требованием глобальной солидарности, которое могло бы составить философскую основу нарождающегося многополярного миропорядка, из необходимости которого уже исходит подавляющее большинство государств.
В этих условиях растет значимость коллективного лидерства ведущих государств, объективно несущих особую ответственность за положение дел в мире. К их числу относится и Р-оссия. Она более трехсот лет несет на себе немалую долю бремени поддержания равновесия в европейской и мировой политике. Когда Р-оссия по какой-либо причине уходила от этой ответственности, а так происходило, например, после Крымской войны или в период между двумя мировыми войнами, это сопровождалось глубоким нездоровьем европейской политики и вело весь континент и даже мир к катастрофе.
В современных условиях безопасность Р-оссии не может быть обеспечена вне глобального и регионального контекста. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния факторов, находящихся за пределами наших границ. В то же время Р-оссия может существовать в своих нынешних границах только как активная мировая держава, проводящая инициативную политику по всему спектру актуальных международных проблем на основе реалистичной оценки собственных возможностей.
В ее внешнеполитической деятельности особое значение имеет европейское направление. Необходимость обновленных подходов, ориентированных на формирование нового качества международных отношений, связана здесь как с укреплением позиций Р-оссии, так и с тем, что основные европейские и евроатлантические объединения – Е-С, СЕ-, ОБ-СЕ-, НА-ТО – переживают период трансформации, связанной с поиском ими своих ниш в изменившихся международных реалиях. В этих условиях точкой опоры политики Р-оссии на европейском пространстве являются двусторонние отношения, где присутствуют экономика, политика, социальная сфера, вопросы культуры и контакты между людьми. Р-еализация потенциала двусторонних связей должна помочь определиться со шкалой приоритетов относительно многосторонних организаций.
Главным российским партнером в Е-вропе является Е-вросоюз, с ним связан основной массив российских интересов на европейском направлении. Несмотря на замедление темпов европейской интеграции, она остается мощным геополитическим фактором, который необходимо учитывать при выстраивании российской политики в международных делах.
Стратегическое партнерство с Е-С развивается в целом конструктивно, диалог по самому широкому спектру взаимодействия становится все более насыщенным и предметным. Вместе с тем отмечаются попытки ряда стран, присоединившихся к Е-вросоюзу в 2004 г., «воспользоваться» преимуществами членства для реализации своих политических задач на российском направлении, превращая отношения Р-оссия – Е-С в «заложника» собственных геополитических интересов.
Приоритетным вопросом повестки дня остается разработка базового договора Р-оссия – Е-С, который заложил бы новую правовую основу сотрудничества с Е-вросоюзом взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), десятилетний срок действия которого истек 1 декабря 2007 г. В то же время двусторонним отношениям не грозит правовой вакуум. Основное внимание в работе с Е-вросоюзом уделяется реализации принятых на саммите Р-оссия – Е-С 10 мая 2005 г. в Москве «дорожных карт» по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты.
Для оценки перспектив взаимодействия Р-оссии и Е-вросоюза важно учитывать итоги председательства Р-оссии в Комитете министров Совета Е-вропы (КМСЕ-) в мае-ноябре 2006 г. Это председательство существенно укрепило российское влияние на формирование общеевропейской повестки дня. Б-лагодаря этому Р-оссия СМОГЛА- принять меры по нейтрализа- ции намерений Е-вросоюза по выходу из общеевропейского пространства в области прав человека путем создания А-гентства Е-вросоюза по основным правам человека, которое не подпадало бы под действие Е-вропейской Конвенции о правах человека. Р-оссия стремится энергично отстаивать линию на повышение самостоятельности Совета Е-вропы и его роли в наиболее значимых европейских проектах (обеспечение свободы передвижения, создание общеевропейского правового пространства, защита прав человека в контексте новых угроз, социально-культурная защищенность личности и др.).
Особое место в российской внешней политике занимают отношения с НА-ТО. Североатлантический альянс остается геополитическим и силовым фактором, влияющим на ситуацию в сфере безопасности у российских границ. Несомненно, во взаимоотношениях Р-оссия – НА-ТО имеются противоречия, но общая ситуация весьма далека от времени холодной войны. При всех различиях в тактических и геополитических приоритетах у Р-оссии и НА-ТО имеется значительное поле совпадения интересов в реагировании на общие угрозы и вызовы в сфере безопасности – терроризм, региональные кризисы, природные и техногенные катастрофы. В документах альянса неоднократно констатировалось, что партнерство Р-оссия – НА-ТО является стратегическим элементом в укреплении безопасности на евроатлантическом пространстве.
Для той части мира, которую принято называть евроатлантическим регионом, позитивным импульсом стала бы институционализация тройственного взаимопонимания между Р-оссией, Е-вросоюзом и США-. Взаимодействие в таком формате уже осуществляется по отдельным вопросам. Хотя имеются и спорные проблемы, к которым добавилась проблема Косово. Р-оссийская Федерация упорно подчеркивает опасность одностороннего и, по сути, силового нарушения территориальной целостности суверенного государства в обход принципов международного права и таящегося в нем взрыва попыток провозглашения суверенитета другими непризнанными государствами.
Представляется, что «тройка» Р-оссия – Е-С – США- могла бы «направлять мировую лодку в спокойные воды». В рамках этого «треугольника» есть позиции, по которым
Е-вропа ближе к США-, но по ряду стратегических вопросов у нее больше сходства с Р-оссией. В качестве примера можно привести тему применения силы и иных форм принуждения, а также отношение к незыблемости принципов международного права. «Несмотря на различия в «тройке», – заявил министр иностранных дел Р-Ф С. В. Лавров, – мы должны стремиться выйти на максимально возможный общий знаменатель. В любом случае, если уж кто-то считает, что без концепции сдерживания не обойтись, то такой «тройственный концерт» – лучшая, а главное – неконфронтационная и незатратная форма взаимного сдерживания. Возможно, пора подумать о новом определении атлантизма, не исключающем Р-оссию».
Формула равновесия в международных делах одна – это мирное сосуществование, опора на международное право, коллективная безопасность, политико-дипломатическое урегулирование конфликтов. Эти базовые принципы закреплены в Уставе ООН. Этим принципам Р-оссия неуклонно следует, что и подтверждается ее европейской политикой.
Говоря о задачах по интеграции в глобальную экономику, чаще всего обращают внимание на необходимость преодоления энергетической внешнеэкономической специализации страны. Но вряд ли надо отказываться от тех естественных преимуществ, которыми обладает Р-оссия во внешней торговле. Так, у страны имеются огромные возможности для того, чтобы занять лидирующее место на мировом продовольственном рынке. Е-сли к тому же учесть сектора, где отечественные производители обладают глобальным влиянием благодаря уникальности занимаемого положения (например, в производстве титановых сплавов для авиапромышленности или палладия для автомобилестроения), можно говорить о том, что интеграция Р-оссии в глобальную экономику и мировую политику отвечает интересам и Р-оссии и мира.
Однако нельзя игнорировать то обстоятельство, что в последнее время все чаще начинает встречаться оборот «новая холодная война»1. Он как раз отражает тот факт, что Запад отнюдь не всегда и не во всем готов считаться с интереса- ми Р-оссии как великой державы и равноправного актора мировой политики. Отсюда следуют два возможных сценария европейского направления внешней политики. Первый – постепенное сближение Р-оссии и Е-вропейского Союза. Второй – формирование и укрепление Е-вразийского экономического союза. Пока второй сценарий видится более вероятным, чем первый. Но нельзя упускать ни малейшего шанса в продвижении к реализации европейского сценария, который, разумеется, не означает того, что в ближайшее время или даже в среднесрочной перспективе Р-оссия станет членом Е-вросоюза.
Положительная сторона такого сценария заключается в том, что он позволяет видеть более четко возможности партнерства с каждой из стран-членов Е-С. Ключевое значение для строительства отвечающей российским геополитическим интересам европейской архитектуры имеют отношения с ведущими государствами Е-вропы – Германией, Францией, Испанией, Италией. Во взаимодействии с этими государствами формируются устои европейской жизни на равноправной основе. Несомненно, важны инициативные шаги по наращиванию с ними эффективного взаимодействия и сотрудничества. В перспективе будет еще более востребован механизм трехстороннего политического диалога Р-оссия – Германия – Франция, «изменяемая геометрия» других форматов отношений с европейскими странами, рассматривающими роль Р-оссии на евразийском пространстве как важный стабилизирующий фактор.
Необходимо использовать складывающуюся структуру отношений стратегического партнерства с ФР-Г и Францией, опирающуюся на разветвленную систему постоянно действующих инструментов, наиболее весомым из которых являются межгосударственные консультации на высшем уровне, в качестве модели для формирования системных связей с крупными партнерами в Е-вропе и других регионах.
Важным, хотя и непростым, партнером остается для Р-оссии Великобритания. Главный ресурс дальнейшего развития российско-британских связей – торговоэкономическое и инвестиционноесотруд-ничество, а также совместные наработки в сфере антитеррора. Однако, несмотря на масштабность нашего сотрудничества, двусторонние отношения и взаимодействие на международной арене сдерживаются откровенно мессианским настроем значительной части британской политэлиты, в том числе в отношении внутриполитических процессов в Р-оссии.
Существенным резервом европейской политики Р-оссии выступают государства Центральной и Восточной Е-вропы. С теми из них, кто настроен на прагматическое сотрудничество с Р-оссией, следует продолжать линию на регулярный политический диалог, развивать торгово-экономические связи, включая инвестиционную составляющую, и гуманитарный обмен.
Отношения Р-оссии со странами Северной Е-вропы в целом имеют стабильный характер, хотя развиваются с различной степенью интенсивности. Особой динамикой отличается сотрудничество с Финляндией, с которой осуществляется углубленный политический диалог, активно развивается торгово-экономическое взаимодействие. Р-езультаты российско-финляндского сотрудничества наглядно демонстрируют преимущества, в том числе и сугубо экономического порядка, поддержания добрососедских отношений с Р-оссией.
А-симметрия во взаимодействии Е-С с его европейскими соседями не дает достаточных оснований для утверждения того, что он проводит по отношению к невходящим в его состав европейским странам справедливую и взвешенную «политику включения». Пока налицо скорее первые наметки дифференцированной интеграции, в том числе и с российским участием, с элементами партнерства в селективных сферах политики.
Переговоры по новому соглашению Р-оссия – Е-С важны с той точки зрения, что они дают некоторый шанс переломить эту весьма неудовлетворительную тенденцию через постепенное расширение институциональных границ европейской интеграции, которое в более долговременной перспективе послужило бы в том числе и задачам демократизации в Р-оссии. Р-оссийская сторона считает, что в базовом договоре должны быть отражены все направления сотрудничества, а также наполнен содержанием сам термин «стратегическое партнерство».