Взаимодействие светского и религиозного образования в современных условиях

Автор: Найденов Михаил Сергеевич

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 14-1, 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблемам взаимодействия светского и религиозного образования в современности, их сосуществованию, обсуждению перспектив сотрудничества. В статье исследуются сущность и структура религиозного образования. Рассматриваются позиции различных авторов относительно вхождения клерикального образования в светские учреждения.

Образование, религия, общество, культура, идеология

Короткий адрес: https://sciup.org/148182275

IDR: 148182275

Текст научной статьи Взаимодействие светского и религиозного образования в современных условиях

В период с 90-х гг. ХХ в. вплоть до современности, в России увеличилось количество учебных заведений религиозной направленности. Если в 1980-е гг. число религиозных учебных заведений, имевших в СССР официальный статус, было невелико, то на сегодняшний день их количество превысило несколько сотен. В учреждениях осуществляется подготовка на разных уровнях: от базового религиозного образования – до профессиональной подготовки священнослужителей. По состоянию на 1 января 2001 г., согласно статистическим данным Государственного реестра, в России насчитывалось

203 духовных образовательных учреждения разной вероисповедной принадлежности [1, с. 129].

Прежде всего, необходимо дать четкое определение понятию «религиозное образование». Согласно религиоведческой литературе, образование подобного рода можно трактовать как «деятельность, которая занимается трансляцией религиозных доктрин, опыта, чувств, способов культовой практики, осуществляемую профессионально подготовленными лицами (священнослужителями, религиозными педагогами)» [2, с. 12]. В качестве отдельного направления религиозного образования следует выделить бого- словское, которое занимается профессиональной подготовкой служителей религиозных организаций, специалистов по богословию, педагогов в области богословских дисциплин для духовных учебных заведений различных типов и уровней.

Наиболее важные функции, выполняемые религиозным образованием, следующие: 1) воспроизводство конфессиональных групп – верующих религиозной общины и квалифицированных священнослужителей; 2) инициация личности посредством религиозного образования и воспитания в состав определенной конфессиональной группы; 3) социализация и развитие личности верующего на протяжении всей его жизни;4) формирование и развитие духовнонравственной культуры верующих, влияние на культуру нерелигиозных людей, в частности, их этические ценности [3, с. 16]. Реализация данных функций осуществляется при помощи конфессиональных объединений и учреждений религиозного образования, а также посредством института семьи.

В ходе процессов установки адекватных отношений в современности между религиозными организациями и государством, клерикальной и атеистической частями гражданского общества, актуальными становятся поиск и нахождение универсальных форм оптимального взаимодействия светского и религиозного воспитания и образования. Также необходимым является определение наиболее оптимальных границ для влияния религиозного воспитания на образовательный процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях. При рассмотрении данного вопроса будет сделан акцент на информацию о православном образовании.

Наиболее актуальной указанная проблема становится с середины 1990-х гг. в связи с тем, что «начали действовать десятки различных партий и движений, выступающих с требованиями обязательного религиозного воспитания детей, введения преподавания религии в школах, создания церковных структур в армии» [4, с. 4]. Отмеченные процессы в обществе носят неоднозначную оценку. Присутствует как позитивное отношение со стороны представителей конфессий, определенной части светских педагогов и государственных служащих, так и противоположная, негативная оценка происходящих процессов (Д.М. Сахарных, А.В. Смирнов). Последнее связано с тем, что расширение перечня образовательных предметов в общеобразовательной школе, присутствие в нем религиозных дисциплин, введение в структуру государственного вузовского образования теологии расцениваются как негативное явление. Сторон- ники данной позиции считают, что Русская Православная Церковь (РПЦ) получает возможность подготовки священнослужителей за счет бюджета государства, что не приемлемо для светского общества. Обозначенные вопросы затрагивают интересы разных групп и слоев населения и поэтому требуют принятия адекватных решений.

М.О. Шахов разделяет фундаментальную функцию религиозного образования на два основных направления: 1) углубление и расширение знаний и опыта людей верующих, что предполагает дальнейшее профессиональное религиозное образование; 2) первичное ознакомление с историей и содержанием определенной конфессии, предполагающее привлечение на основе определенных знаний в религиозные общины новых членов [5, с. 60].

Если рассмотреть в качестве примера непрофессионального религиозного образования (включающего в себя и религиозное просвещение) образование в православном христианстве, то оно транслируется на следующие учреждения: дошкольное образование (детские сады); среднее общее образование (школы, гимназии, лицеи); дополнительное религиозное образование (православные детские сады, воскресные школы при храмах, курсы изучения катехизиса, лектории).

Основной целью деятельности учреждений непрофессионального религиозного образования является формирование религиозной человеческой личности. Реализация данной цели во многом зависит от уровня квалификации, профессиональной подготовки и личностных качеств священнослужителей. Именно по этой причине различные конфессии уделяют огромное внимание развитию профессионального религиозного образования.

В профессиональном православном образовании можно выделить:

  • 1.    Начальный этап образования (получают в духовном училище). Специфика этого уровня образования заключается в равнозначности реализуемых в духовных училищах программ учебным программам духовных семинарий;

  • 2.    Этап среднего профессионального образования, реализация которого осуществляется в духовных семинариях. Духовная семинария является учебным заведением религиозного характера с четырехлетним сроком обучения. В духовной семинарии производится обучение священнослужителей для церковной службы в храмах-приходах: углубленным образом изучаются богословские, церковно-исторические, церковно-практические дисциплины, также делается

  • 3.    Этап высшего профессионального образования, постигаемый священнослужителем в духовной академии. Духовная академия является высшим учебным заведением со сроком обучения от четырех и более лет, в котором происходит подготовка священнослужителей-преподавателей церковных духовных учебных заведений, а также специалистов в области религиозных исследований для удовлетворения научногуманитарных интересов церкви. Студентами академий изучаются: библейское богословие, древние языки, история, теологии древней церкви и древневосточных нехалкидонийских церквей, славянских церквей, новейшая история поместных православных соборов, различные философские дисциплины [6, с. 30].

  • 4.    Этап образования после университета, предоставляющий право выпускнику духовной академии на защиту диссертации и получение богословской степени.

акцент на приобретении и закреплении навыков профессионального совершения литургии, правильных взаимоотношениях между священником и прихожанами;

Таким образом, образовательная система духовных православных учреждений обеспечивает воспроизводство отдельной религиозной группы - священнослужителей, которые обладают богословским знанием, навыками практического его применения и являются носителями христианской этики. Обучение в учреждении профессионального православного образования означает помимо профессионального самоопределения человека, также и выбор определенного образа жизни и жизненной позиции. Если выбор абсолютно любого вида светского профессионального образования опирается на рационалистическую мотивацию личности, то с религиозным все обстоит совершенно противоположным образом - здесь выбор обусловлен в большей степени комплексом иррациональных побуждений, психологических установок человека. От квалификации священников, уровня их теоретической подготовки и реализации педагогического потенциала зависит степень эффективности православного образования, а значит и результат -количество и качество неофитов в религиозной общине.

Рост общественного значения светского образования ведет, в свою очередь, к качественным изменениям организационных форм и методов религиозного образования. С утверждением среднего общего образования, доступности бесплатного школьного образования практически всем членам общества исчезает и различие между рядовыми верующими и священнослужителями с точки зрения приобщения их к религиозным истинам, толкованиям по тем или иным вопросам вероисповедания. Однако, отличаясь от светского тем, что в религиозном образовании нет свободы в отношении плюрализма мировоззрений, оно, напротив, задает высокую степень стандартизации и одновременно предоставляет личности удовлетворение определенных духовных потребностей, что может стать первым этапом вовлеченности человека в конфессиональную общность.

Рассматривая проблему взаимоотношения светского и религиозного образования, Б.С. Гершунский пишет, что достижение их правильного соотношения должно содействовать «интеграции ментальных (психических) ценностей людей и социумов, постепенному формированию единого ментального пространства цивилизации» [7, с. 556]. При этом образование должно найти и осуществить «решение важнейшей задачи цивилизационного масштаба: вернуть людям веру в высшие нравственные идеалы и ценности, подвести каждого человека к пониманию и внутреннему принятию Смысла человеческой жизни, указать ему путь достижения личностных жизненных устремлений» [7, с. 457]. Анализируя светское образование, А.Ф. Закирова отмечает, что при всех преимуществах оно не может на основе логического и понятийного мышления досконально выразить и освоить явления жизни, поскольку в понятийнологическом способе постижения мира во многом элиминируются аспекты переживания, остается в тени личностный смысл, заложенный в универсалиях культуры [8, с. 33].

Несмотря на объективность характера светского образования, в нем присутствует ограниченность, которая наиболее интенсивно проявляется при изучении внутреннего мира челове- ка, межчеловеческих отношений, процесса становления и формирования личности. В.С. Степин считает, что наука способна для изучения всяких явлений и процессов в человеческом мире, но в особом ракурсе и с особой точки зрения. Этот особый ракурс предмета, выражающий одновременно безграничность и ограниченность науки, поскольку «человек как самодеятельное, сознательное существо обладает свободной волей, и он не только объект, но еще и субъект деятельности. И в этом его субъектном бытии не все состояния могут быть исчерпаны научным знанием» [9, с. 33].

В то же время религиозная составляющая в образовательном процессе (при условии отсутствия его антагонизма с теоретическим и практическим познанием) обеспечивает приближение человека к наиболее целостному пониманию окружающей действительности с опорой не только на разум, но и на все интеллектуальные способности человека. Светское образование предоставляет человеку широкие возможности для творчества, самостоятельности, самореализации, но не несет в себе четко обозначенного мировоззренческого ориентира. Данное обстоятельство потенциально содержит в себе угрозу растворения человеческого интеллектуального потенциала в информационном поле, которое характеризуется многообразием и широтой выбора в спектре мировоззрений (не всегда положительных и в некоторых случаях даже общественно опасных).

Квалифицированное религиозное образование, в свою очередь, способно: 1) определить и сформировать правильные поведенческие рамки; 2) предложить человеку систему установок, что исключает негативные колебания личности в поиске подходящего мировоззрения; 3) регламентировать определенные, четко обозначенные ценности в поливариантности нравственного выбора, при этом, не вовлекая человека в число верующих, с отказом от прозелитизма. Все это в совокупности является гарантом воспитания достойных членов российского общества, в частности, и следования общечеловеческим ценностям – в целом. Вместе с тем интересы атеистической части общества остаются неприкосновенными. Именно при таком соотношении возможно преподавание религиозного образования в светских учреждениях, что будет нивелировать конфликтные ситуации.

Следует также отметить, что новые поколения граждан России, не обладая знаниями о традиционных религиях и их роли в российской истории, необходимым опытом межконфессионального сосуществования будут не в состоянии поддерживать и воспроизводить культуру своей страны. Без фундамента знаний о религиозной стороне человеческой жизни не представляется возможным объективно разобраться в исторических процессах, нивелируя изучение истории сквозь призму радикального марксизма, без учета цивилизационного подхода. Несмотря на секуляризацию, религии в современности продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, оказывая существенное влияние на их нравственную и культурную сущность, тем самым предопределяя психологию этносов. Более того, происходит всплеск религиозного радикализма, преимущественно исламистского толка, имеющего определенную специфику и оказывающего деструктивное влияние на жизнь общества и государства. Данная проблема вскрывает тот факт, что пренебрежение религиозным фактором во всех сферах жизни общества, идеологическая пустота и пропаганда ложных ценностей, отсутствие нравственного стержня способны обернуться для общества невозможностью дать отпор идеологиям религиозного экстремизма, что приводит к увеличению числа последователей различных деструктивных идей и, как следствие, к межрелигиозным и межэтническим конфликтам.

Кризис современного образования заключается в том обстоятельстве, что образовательный процесс лишен соблюдения исторической преемственности поколений (большой пласт гуманитарного знания преподается в русле устаревшей советской идеологии, различные культурные концепции дореволюционной России освещаются преимущественно в негативном свете), которая, в свою очередь, обеспечивается преподаванием религиозной культуры. Молодежь оказывается дезориентированной в выборе своей этно-религиозной идентичности в силу отсутствия работающих эффективных социальных программ и вовлеченности в них, что является фактором, который может спровоцировать дальнейшие этнические и религиозные конфликты. Именно по этой причине отрицание целесообразности преподавания религиозных предметов в светских учебных заведениях является сомнительной мерой противодействия различным негативным последствиям во взаимоотношениях религиозного и светского начал в обществе.

Список литературы Взаимодействие светского и религиозного образования в современных условиях

  • Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информ.-аналит. бюл. -2001. -№ 2. -С. 128-130.
  • Национальная программа «Русская школа как система воспитания и образования»//Воскресная школа. -1998. -№ 4. -С. 10-15.
  • Экономцев (Игумен Иоанн). Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы//Педагогика. -1999. -№ 4. -С. 15-21.
  • Кудрина Т.А., Колодин А.В. Проблема «школа и религия» в системе государственно-церковных отношений//Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информ.-аналит. бюл. -1999. -№ 3.
  • Шахов М.О. Клерикализация России: миф или реальность//Национальные интересы. -2002. -№ 5(22). -С.56-62.
  • Костикова М.Н. К вопросу о новейшей истории профессионального религиозного образования//Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информ. -аналит. бюл. -1999. -№ 3. -С. 26-35.
  • Гершунский Б.С. Философия образования. -М.: Флинта, 1998. -556 с.
  • Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. -Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2001. -288 с.
  • Степин B.C., Розов M.A. Философия науки и техники. -М.: Гардарика, 1996. -400 с.
Статья научная