Complementarity in the recreational cluster as a factor ensuring the integrity of recreational services

Бесплатный доступ

The complementarity of goods is the property of goods or services to satisfy needs only in combination with each other. A recreational cluster can ensure the complexity of recreational services only if there is complementarity of the activities of the elements of the cluster structure among themselves, as well as in working with municipal and other external structures. The degree of complementarity between different members of the cluster is non-invariant with respect to the direction of complementarity.

Recreational cluster, interaction, complementarity

Короткий адрес: https://sciup.org/148327071

IDR: 148327071

Текст научной статьи Complementarity in the recreational cluster as a factor ensuring the integrity of recreational services

Комплексность – имманентная черта и характеристика рекреационной услуги [2], так как только комплекс (разнообразие ассортимента предоставления услуг по формам и методам и их взаимодополняемость) предоставляемых рекреанту услуг может обеспечить адекватность рекреации – инвариантно к социальной, национальной, половозрастной, психофизической и иным характеристикам контингента рекреантов. Взаимодополняемостью благ называется свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом [7].

Таким образом, если даже для каждой из перечисленных групп рекреантов набор предоставляемых услуг будет различным – адаптированным в соответствии с запросами конкретной группы (рекреанта) – любой из этих наборов должен быть комплексным и, в том числе, обязательно, взаимодополняемым.

ГРНТИ 06.61.43

EDN JCBPNP

Александр Маркович Малинин – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Татьяна Михайловна Белова – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Ольга Павловна Табелова – менеджер международных проектов Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Статья поступила в редакцию 01.09.2023.

Комплексность рекреационной услуги проявляется как в предоставлении рекреанту ряда (комплекса) услуг различного профиля, так и в единстве ее содержательного и функционального аспектов.

Содержательный аспект проявляется в том, что практически любая рекреационная услуга включает в себя несколько так называемых «простых» услуг. Что касается функционального аспекта комплексности рекреационной услуги, то он находит свое выражение в необходимости получения результата от соединения функций, деятельности различных категорий работников разнообразных (взаимодействующих и функционально взаимодополняющих друг друга) рекреационных предприятий и учреждений. Это означает, что рекреационные услуги являются комплексными и по своей организационной структуре [1].

Сущность и особенности кластеризации в рассматриваемой предметной области

Одним из основных механизмов (факторов), обеспечивающих комплексность услуг, реализуемых кластером [3, с. 182-183; 5, с. 207-217; 8; 9], является взаимодополняемость [7], являющаяся функцией (деятельностью) более широкой, нежели обеспечение обычного взаимодействия между участниками, имманентной функцией рекреационного кластера (см. рисунок).

Рекреационный кластер

Рис. Схема взаимодополняемости в рекреационном кластере

Необходимо подчеркнуть, что степень взаимодополняемости между разными участниками кластера различна и зависит от того, насколько рекреационная услуга, оказываемая одним из них, может быть дополнена услугами, реализуемыми другими участниками кластера, что позволит рекреанту получить полноценную комплексную услугу, максимально соответствующую его запросам и потребностям. Степень взаимодополняемости от донора (Д n ) к акцептору (А k ) оценивается количеством «звезд»:

  • •   5* – очень сильная степень взаимодополняемости;

  • •   4* – сильная степень взаимодополняемости;

  • •   3* – средняя степень взаимодополняемости;

  • •   2* – слабая степень взаимодополняемости;

  • •   1* – очень слабая степень (практическое отсутствие) взаимодополняемости.

Степень взаимодополняемости устанавливается на основе экспертной оценки и может различаться, как в зависимости от природно-географических условий, так и от целевой функции кластера (если она определена): например, лечебно-оздоровительной (Кавминводы, Трускавец), природно-экологической

(Камчатка, Байкал) а также от иных возможных факторов, определяющих деятельность кластера. Рассмотрим некоторые примеры определения (измерения) степени взаимодополняемости.

  •    предприятие питания Д 2 может оказывать рекреационную услугу, только если имеются рекреанты, находящиеся в предприятии размещения А 1 , то есть наблюдается полная взаимодополняемость: если нет услуги размещения, то нет и услуги питания, а если услуга предприятием размещения оказана, то услуга предприятия питания должна быть оказана неизбежно (5*);

  • •   лечебно-оздоровительное предприятие Д 5 оказывает существенную услугу предприятию по органи

зации досуга А 4 , обеспечивая, среди прочего, медико-санитарное сопровождение досуговых мероприятий (4*), однако услуги, генерируемые предприятием по организации досуга Д 4 , недостаточно востребованы лечебно-оздоровительным предприятием А 5 и в основном включают в себя медикообразовательные мероприятия (лекции и практические занятия для взрослых рекреантов), а также отдельные ознакомительно-развлекательные мероприятия медико-санитарной направленности, в том числе и с участием детей (2*).

Учитывая вышеизложенное, становится понятным, почему матрица, представленная в таблице, несимметрична – это является следствием того, что не инвариантны относительно направления степени взаимодополняемости. Другими словами, достаточно часто встречается ситуация, когда

А k →Д n ≠ Д k →А n .

Таблица

Степень взаимодополняемости в рекреационном кластере

Акцептор А k

Донор Д n

Предприятие размещения А 1

Предприятие питания А 2

Учреждение по организации экскурсий А 3

Предприятие по организации досуга А 4

Лечебно-оздоровительное предприятие А 5

Предприятие размещения Д 1

*****

****

***

****

Предприятие питания Д 2

***

***

****

***

Учреждение по организации экскурсий Д 3

***

***

***

****

Предприятие по организации досуга Д 4

***

****

****

**

Лечебно-оздоровительное предприятие Д 5

****

***

***

****

Важно иметь в виду, что при реализации ряда комплексных рекреационных услуг важную роль играет состав и качество предоставляемых транспортных компонентов этого комплекса. Так, услуга размещения включает трансфер рекреантов в дни прибытия/убытия; экскурсионная услуга (если экскурсия не пешеходная) также предусматривает использование транспортных средств. Кроме того, досуговые услуги достаточно часто предоставляются вне территории размещения, что предполагает трансфер рекреантов к месту реализации услуги и обратно и т.п. При этом следует отметить, что мы сознательно не включаем транспортное предприятие в состав рекреационного кластера, так как предоставление транспортных услуг, как правило, осуществляется по договорам (постоянным или разовым) транспортными предприятиями различной специализации: трансферы, экскурсионные транспортные услуги поставляются различными поставщиками, зачастую даже не являющимися резидентами региона локализации кластера.

В то же время, если предлагаемый рекреанту набор рекреационных услуг включает какую-либо услугу (например, сафари-тур, лодочный поход, сплав на плотах и т.п.), для реализации которой необходимо использование специальных транспортных средств, то эта услуга предоставляется, как правило, либо находящимся в составе кластера предприятием по организации досуга, либо специализированным подразделением предприятия размещения. Таким образом, реализация такого рода услуг не требует наличия в составе кластера специального транспортного подразделения (предприятия).

Роль взаимодополняемости в рекреационном кластере

Рассмотрим далее роль взаимодополняемости в рекреационном кластере при решении задач, стоящих не перед отдельным взятым участником кластера, а перед всей рекреационной кластерной структурой – кластером в целом. Одной из краеугольных задач такого рода является [8] проблема безусловной гарантии безопасности рекреантов, в том числе включающая обеспечение безаварийного и безопасного (а это не синонимы) функционирования устройств и механизмов, используемых рекреантами в процессе пребывания в дестинации.

Образ жизни рекреанта во время пребывания в дестинации и в процессе получения им цикла рекреационных занятий [2] коренным образом отличается от привычного, «домашнего» образа жизни: привычные окружавшие его дома институты – институт работы, институт отдыха, институт круга общения, другие институты, в частности иногда и институт семьи – заменяются субститутами. Это и появление новых знакомств, и новый круг занятий (например, посещение лечебно-оздоровительных процедур), развлечений и т.п. Все это может привести к возникновению ситуаций, связанных с разного рода рисками и угрозами для здоровья и/или имущества рекреантов.

Эти риски и угрозы могут носить спонтанный характер и быть связанными, например, с несоблюдением правил безопасности при участии в тех или иных мероприятиях, а могут быть и вынужденными, спланированными и осуществляемыми криминальными элементами и группами. В последнем случае среднестатистический рекреант, как правило, беззащитен и становится легкой жертвой мошенников, а иногда его жизнь и здоровье подвергаются опасности. Разрешить такие ситуации силами службы безопасности какого-то одного из участников кластера, как правило, достаточно сложно, в том числе и потому, что преступники могут менять дислокацию, действовать на территории различных участников кластера. Муниципальные же органы охраны правопорядка обычно работают вне территорий конкретных рекреационных предприятий, осуществляя внешний («уличный») контроль соблюдения правопорядка.

В связи с этим при создании и организации работы рекреационных кластерных структур необходимо уделять серьезное внимание организации совместной, скоординированной деятельности служб безопасности всех участников кластера с муниципальными органами правопорядка. Это должно быть планомерной и постоянной работой по «выявлению и пресечению деятельности» нежелательных персон, повышению бдительности и ответственности персонала рекреационных предприятий и учреждений, контролю надежности технических систем наблюдения и безопасности и т.п. Конечной целью всей этой работы является обеспечение необходимого и достаточного уровня безопасности рекреантов.

Не менее важным является решение задач, связанных с организацией совместной, основанной на взаимодополняемости деятельности рекреационного кластера и соответствующих муниципальных и государственных структур при наступлении стихийных бедствий, природных или техногенных катастроф [3; 5]. В качестве примера можно привести хорошую согласованность, взаимодополняемость и взаимовыручку, которую продемонстрировали традиционно хорошо взаимодействующие предприятия рекреационной сферы средиземноморских курортов Греции и Турции в период стихийных бедствий лета 2023 г., что позволило еще до прибытия спасателей и привлеченных армейских подразделений избежать паники, организовать учет рекреантов и обеспечить максимально возможный уровень их безопасности и сохранения принадлежащего им имущества.

Не менее важной является взаимодополняемость в работе с муниципальными [4; 6], а также волонтерскими структурами во время проведения событийных мероприятий (фестивали, спортивные соревнования, съезды и конгрессы различной направленности и т.п.), которые привлекают большие массы участников и рекреантов-зрителей, а также создают огромную, хотя, как правило, и кратковременную нагрузку на все организации-элементы кластерой структуры (в качестве примера хорошо организованной взаимодополняющей деятельности можно привести проведение в Сочи XXII Зимних Олимпийских игр 2014 г.).

Заключение

Все изложенное позволяет утверждать, что взаимодополняемость, во-первых, позволяет обеспечить комплексность предлагаемых рекреационных услуг, во-вторых, является важнейшим фактором повышения их качества и, следовательно, эффективности деятельности кластерной структуры. При этом важно иметь в виду, что повышение качества рекреационных услуг на основе взаимодополняемости и эффективности деятельности кластера в целом представляет собой управленческую проблему, пути решения которой должны быть проработаны при определении стратегии развития кластера и входящих в его структуру элементов.

Статья научная