Взаимодополняемость в рекреационном кластере как фактор обеспечения комплексности рекреационной услуги

Автор: Малинин Александр Маркович, Белова Татьяна Михайловна, Табелова Ольга Павловна

Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu

Рубрика: Экономика предприятий, регионов и отраслей

Статья в выпуске: 5 (143), 2023 года.

Бесплатный доступ

Взаимодополняемость благ - свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом. Рекреационный кластер может обеспечивать комплексность рекреационной услуги только при наличии взаимодополняемости деятельности элементов кластерной структуры между собой, а также в работе с муниципальными и иными внешними структурами. Степень взаимодополняемости между разными участниками кластера не инвариантна относительно направления взаимодополнения.

Рекреационный кластер, взаимодействие, взаимодополняемость

Короткий адрес: https://sciup.org/148327071

IDR: 148327071

Текст научной статьи Взаимодополняемость в рекреационном кластере как фактор обеспечения комплексности рекреационной услуги

Комплексность – имманентная черта и характеристика рекреационной услуги [2], так как только комплекс (разнообразие ассортимента предоставления услуг по формам и методам и их взаимодополняемость) предоставляемых рекреанту услуг может обеспечить адекватность рекреации – инвариантно к социальной, национальной, половозрастной, психофизической и иным характеристикам контингента рекреантов. Взаимодополняемостью благ называется свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом [7].

Таким образом, если даже для каждой из перечисленных групп рекреантов набор предоставляемых услуг будет различным – адаптированным в соответствии с запросами конкретной группы (рекреанта) – любой из этих наборов должен быть комплексным и, в том числе, обязательно, взаимодополняемым.

ГРНТИ 06.61.43

EDN JCBPNP

Александр Маркович Малинин – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Татьяна Михайловна Белова – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Ольга Павловна Табелова – менеджер международных проектов Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Статья поступила в редакцию 01.09.2023.

Комплексность рекреационной услуги проявляется как в предоставлении рекреанту ряда (комплекса) услуг различного профиля, так и в единстве ее содержательного и функционального аспектов.

Содержательный аспект проявляется в том, что практически любая рекреационная услуга включает в себя несколько так называемых «простых» услуг. Что касается функционального аспекта комплексности рекреационной услуги, то он находит свое выражение в необходимости получения результата от соединения функций, деятельности различных категорий работников разнообразных (взаимодействующих и функционально взаимодополняющих друг друга) рекреационных предприятий и учреждений. Это означает, что рекреационные услуги являются комплексными и по своей организационной структуре [1].

Сущность и особенности кластеризации в рассматриваемой предметной области

Одним из основных механизмов (факторов), обеспечивающих комплексность услуг, реализуемых кластером [3, с. 182-183; 5, с. 207-217; 8; 9], является взаимодополняемость [7], являющаяся функцией (деятельностью) более широкой, нежели обеспечение обычного взаимодействия между участниками, имманентной функцией рекреационного кластера (см. рисунок).

Рекреационный кластер

Рис. Схема взаимодополняемости в рекреационном кластере

Необходимо подчеркнуть, что степень взаимодополняемости между разными участниками кластера различна и зависит от того, насколько рекреационная услуга, оказываемая одним из них, может быть дополнена услугами, реализуемыми другими участниками кластера, что позволит рекреанту получить полноценную комплексную услугу, максимально соответствующую его запросам и потребностям. Степень взаимодополняемости от донора (Д n ) к акцептору (А k ) оценивается количеством «звезд»:

  • •   5* – очень сильная степень взаимодополняемости;

  • •   4* – сильная степень взаимодополняемости;

  • •   3* – средняя степень взаимодополняемости;

  • •   2* – слабая степень взаимодополняемости;

  • •   1* – очень слабая степень (практическое отсутствие) взаимодополняемости.

Степень взаимодополняемости устанавливается на основе экспертной оценки и может различаться, как в зависимости от природно-географических условий, так и от целевой функции кластера (если она определена): например, лечебно-оздоровительной (Кавминводы, Трускавец), природно-экологической

(Камчатка, Байкал) а также от иных возможных факторов, определяющих деятельность кластера. Рассмотрим некоторые примеры определения (измерения) степени взаимодополняемости.

  •    предприятие питания Д 2 может оказывать рекреационную услугу, только если имеются рекреанты, находящиеся в предприятии размещения А 1 , то есть наблюдается полная взаимодополняемость: если нет услуги размещения, то нет и услуги питания, а если услуга предприятием размещения оказана, то услуга предприятия питания должна быть оказана неизбежно (5*);

  • •   лечебно-оздоровительное предприятие Д 5 оказывает существенную услугу предприятию по органи

зации досуга А 4 , обеспечивая, среди прочего, медико-санитарное сопровождение досуговых мероприятий (4*), однако услуги, генерируемые предприятием по организации досуга Д 4 , недостаточно востребованы лечебно-оздоровительным предприятием А 5 и в основном включают в себя медикообразовательные мероприятия (лекции и практические занятия для взрослых рекреантов), а также отдельные ознакомительно-развлекательные мероприятия медико-санитарной направленности, в том числе и с участием детей (2*).

Учитывая вышеизложенное, становится понятным, почему матрица, представленная в таблице, несимметрична – это является следствием того, что не инвариантны относительно направления степени взаимодополняемости. Другими словами, достаточно часто встречается ситуация, когда

А k →Д n ≠ Д k →А n .

Таблица

Степень взаимодополняемости в рекреационном кластере

Акцептор А k

Донор Д n

Предприятие размещения А 1

Предприятие питания А 2

Учреждение по организации экскурсий А 3

Предприятие по организации досуга А 4

Лечебно-оздоровительное предприятие А 5

Предприятие размещения Д 1

*****

****

***

****

Предприятие питания Д 2

***

***

****

***

Учреждение по организации экскурсий Д 3

***

***

***

****

Предприятие по организации досуга Д 4

***

****

****

**

Лечебно-оздоровительное предприятие Д 5

****

***

***

****

Важно иметь в виду, что при реализации ряда комплексных рекреационных услуг важную роль играет состав и качество предоставляемых транспортных компонентов этого комплекса. Так, услуга размещения включает трансфер рекреантов в дни прибытия/убытия; экскурсионная услуга (если экскурсия не пешеходная) также предусматривает использование транспортных средств. Кроме того, досуговые услуги достаточно часто предоставляются вне территории размещения, что предполагает трансфер рекреантов к месту реализации услуги и обратно и т.п. При этом следует отметить, что мы сознательно не включаем транспортное предприятие в состав рекреационного кластера, так как предоставление транспортных услуг, как правило, осуществляется по договорам (постоянным или разовым) транспортными предприятиями различной специализации: трансферы, экскурсионные транспортные услуги поставляются различными поставщиками, зачастую даже не являющимися резидентами региона локализации кластера.

В то же время, если предлагаемый рекреанту набор рекреационных услуг включает какую-либо услугу (например, сафари-тур, лодочный поход, сплав на плотах и т.п.), для реализации которой необходимо использование специальных транспортных средств, то эта услуга предоставляется, как правило, либо находящимся в составе кластера предприятием по организации досуга, либо специализированным подразделением предприятия размещения. Таким образом, реализация такого рода услуг не требует наличия в составе кластера специального транспортного подразделения (предприятия).

Роль взаимодополняемости в рекреационном кластере

Рассмотрим далее роль взаимодополняемости в рекреационном кластере при решении задач, стоящих не перед отдельным взятым участником кластера, а перед всей рекреационной кластерной структурой – кластером в целом. Одной из краеугольных задач такого рода является [8] проблема безусловной гарантии безопасности рекреантов, в том числе включающая обеспечение безаварийного и безопасного (а это не синонимы) функционирования устройств и механизмов, используемых рекреантами в процессе пребывания в дестинации.

Образ жизни рекреанта во время пребывания в дестинации и в процессе получения им цикла рекреационных занятий [2] коренным образом отличается от привычного, «домашнего» образа жизни: привычные окружавшие его дома институты – институт работы, институт отдыха, институт круга общения, другие институты, в частности иногда и институт семьи – заменяются субститутами. Это и появление новых знакомств, и новый круг занятий (например, посещение лечебно-оздоровительных процедур), развлечений и т.п. Все это может привести к возникновению ситуаций, связанных с разного рода рисками и угрозами для здоровья и/или имущества рекреантов.

Эти риски и угрозы могут носить спонтанный характер и быть связанными, например, с несоблюдением правил безопасности при участии в тех или иных мероприятиях, а могут быть и вынужденными, спланированными и осуществляемыми криминальными элементами и группами. В последнем случае среднестатистический рекреант, как правило, беззащитен и становится легкой жертвой мошенников, а иногда его жизнь и здоровье подвергаются опасности. Разрешить такие ситуации силами службы безопасности какого-то одного из участников кластера, как правило, достаточно сложно, в том числе и потому, что преступники могут менять дислокацию, действовать на территории различных участников кластера. Муниципальные же органы охраны правопорядка обычно работают вне территорий конкретных рекреационных предприятий, осуществляя внешний («уличный») контроль соблюдения правопорядка.

В связи с этим при создании и организации работы рекреационных кластерных структур необходимо уделять серьезное внимание организации совместной, скоординированной деятельности служб безопасности всех участников кластера с муниципальными органами правопорядка. Это должно быть планомерной и постоянной работой по «выявлению и пресечению деятельности» нежелательных персон, повышению бдительности и ответственности персонала рекреационных предприятий и учреждений, контролю надежности технических систем наблюдения и безопасности и т.п. Конечной целью всей этой работы является обеспечение необходимого и достаточного уровня безопасности рекреантов.

Не менее важным является решение задач, связанных с организацией совместной, основанной на взаимодополняемости деятельности рекреационного кластера и соответствующих муниципальных и государственных структур при наступлении стихийных бедствий, природных или техногенных катастроф [3; 5]. В качестве примера можно привести хорошую согласованность, взаимодополняемость и взаимовыручку, которую продемонстрировали традиционно хорошо взаимодействующие предприятия рекреационной сферы средиземноморских курортов Греции и Турции в период стихийных бедствий лета 2023 г., что позволило еще до прибытия спасателей и привлеченных армейских подразделений избежать паники, организовать учет рекреантов и обеспечить максимально возможный уровень их безопасности и сохранения принадлежащего им имущества.

Не менее важной является взаимодополняемость в работе с муниципальными [4; 6], а также волонтерскими структурами во время проведения событийных мероприятий (фестивали, спортивные соревнования, съезды и конгрессы различной направленности и т.п.), которые привлекают большие массы участников и рекреантов-зрителей, а также создают огромную, хотя, как правило, и кратковременную нагрузку на все организации-элементы кластерой структуры (в качестве примера хорошо организованной взаимодополняющей деятельности можно привести проведение в Сочи XXII Зимних Олимпийских игр 2014 г.).

Заключение

Все изложенное позволяет утверждать, что взаимодополняемость, во-первых, позволяет обеспечить комплексность предлагаемых рекреационных услуг, во-вторых, является важнейшим фактором повышения их качества и, следовательно, эффективности деятельности кластерной структуры. При этом важно иметь в виду, что повышение качества рекреационных услуг на основе взаимодополняемости и эффективности деятельности кластера в целом представляет собой управленческую проблему, пути решения которой должны быть проработаны при определении стратегии развития кластера и входящих в его структуру элементов.

Список литературы Взаимодополняемость в рекреационном кластере как фактор обеспечения комплексности рекреационной услуги

  • Венгерова И.В. Комплексность как важнейшая характеристика медицинской услуги // Российское предпринимательство. 2012. № 7 (105). С. 119-124.
  • Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.
  • Краткий словарь: инновационная экономика и экономическая безопасность / авт. -сост. И.А. Максимцев, А.И. Буркин, Л.П. Кураков и др. М.: Изд-во ИАЭП, 2012. 656 с.
  • Малинин А.М., Белова Т.М. Взаимодействие рекреационной и коммунальной инфраструктур дестинации как фактор социально-экономического развития региона // Гуманитарные науки и вызовы нашего времени: сборник научных статей по итогам V Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием, 9-10 марта 2023 года. СПб.: Изд. СПбГЭУ, 2023.
  • Портер М.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. 496 с.
  • Урбанистика. Городская экономика, развитие и управление / Л.Э. Лимонов [и др.]. М.: Юрайт, 2020. 822 с.
  • Фролова Т.А. Микроэкономика. Таганрог: ТРТУ, 2006. 169 с.
  • Чудновский А.Д., Белозерова Ю.М. Безопасность бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. 336 с.
  • Яковлева-Чернышева А.Ю. Управление предпринимательством в рекреационном кластере: дисс.. д-ра экон. наук. СПб., 2012. 420 c.
Еще
Статья научная