Взаимоотношения буддизма с государственной властью в период его распространения в Восточной и Центральной Азии. Ч. 1. Китай и Тибет
Автор: Янгутов Леонид Евграфович
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Статья в выпуске: 5, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются принципы взаимоотношения буддизма с государственной властью в период его распространения в странах Восточной и Центральной Азии - в Китае, Тибете, Монголии и восточной части России - Бурятии. Рассматриваются экономические и социальные причины становления буддизма в Китае, отношение к буддизму со стороны власти в периоды Вэй, двух Цзинь - Западной и Восточной, противостояние аппарата власти и буддийской сангхи. Дается обоснование идеологической востребованности буддизма в период Восточной Цзинь, отношение к буддизму в танский период, использование ценностей буддизма правящими кругами танского Китая в качестве проводника его внутренней и внешней политики. Проводится сравнительный анализ принципов взаимоотношения буддизма с государством в Китае и странах Центральной Азии. Анализируется роль буддизма в становлении тибетского государства, выбор пути развития буддизма в Тибете после диспута в Самье, анализируется его политическая история, связанная с формированием буддийских школ, включившихся в междоусобную борьбу за власть, показано влияние школы Гелуг на политическую культуру Тибета, а также Монголии и Бурятии. Рассматривается влияние буддизма на идеологию Алтан-хана, в его стремлениях объединения Монголии. Показано использование буддизма маньчжурскими завоевателями для укрепления своих социальных и политических позиций в Монголии, а также влияние буддизма Монголии на становление буддизма в Бурятии, поддержка царским правительством становление буддизма в Бурятии и формирования буддийской церкви на территории восточной части России.
Буддизм, религия, сангха, монашество, государство, власть, идеология, политика, культура
Короткий адрес: https://sciup.org/148183563
IDR: 148183563 | DOI: 10.18101/1994-0866-2017-5-118-128
Список литературы Взаимоотношения буддизма с государственной властью в период его распространения в Восточной и Центральной Азии. Ч. 1. Китай и Тибет
- Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай. Грани социокультурного измерения. М., 2010. 239 c.
- Андросов В.П. Первые шаги индийского буддизма в Тибете (VII-VIII вв.)/URL: http://www.buddhism.ru/pervyie-shagi-indiyskogo-buddizma-v-tibete-vii-viii-veka.
- Будон Ринчендуб. История буддизма/пер. с тиб. Е.Е. Обермиллера; пер. с англ. А.М. Донца. -СПб.: Евразия, 1999. 336 c.
- Вэй Даожу. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэйчао фоцзяо сюйянь // Фоцзяо вэньхуа яньцзю (Ведение в изучение буддизма периода Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных царств // Исследование буддийской культуры). Нанкин, 2017. № 3. С. 221-231.
- Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков. Улан-Удэ, 1957. 160 c.
- Гуанхунминцзи//Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936. Л. 137.
- Гулгенова А.Ц. Кунчен Жамьян Шадпа Дорже (1648-1722) в истории религиозно-философской мысли тибетского буддизма. Улан-Удэ, 2016. 274 c.
- Дугаров Р.Н. Очерки средневековой истории Кукунора. Улан-Удэ, 2003. 122 с.
- История Монгольской Народной Республики. М.: Наука, 1967. 537 с.
- Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.
- История Востока. Восток на рубеже Средневековья и Нового времени ХVI-XVIII вв. М., 2000. Т. 3. 696 c.
- Кычанов Е.И. Очерк истории Тангутского государства. М., 1968. С. 286-287.
- Ламаизм в Бурятии XVIII -начала XX в. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск: Наука, 1983. 240 с.
- Мартынов А.С. Конфуцианство, буддизм и даосизм в эпоху Мин//История и культура Китая. М., 1974. С. 310-311.
- Моу-цзы. Лихолунь (Трактат о разрешении сомнений)//Хунминцзи (Собрание поясняющих и разъясняющих ). Шанхай, 1936.
- Пчелов Е. Российские государи и российский буддизм//Легшед. 2009. Вып. 5.
- Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэйчао фоцзяоши. Пекин (История буддизма периодов Хань, Вэй, двух Цзинь и Южных и Северных царств). 1963. Т.1.
- Фань Е. Хоу-Хань шу (История поздней династии Хань)/пер. В.С. Таскина. Т. 1-12. Пекин, 1982.
- Хуэй-цзяо. Гао сэнь чжуань (Жизнеописания достойных монахов)/пер. с кит., исслед., коммент. и указатели М. Е. Ермакова: в 3 т. Т. I (Раздел 1: Переводчики)/отв. ред. Л.Н. Меньшиков. М., 1991. 251 с.
- Чимитдоржиев Ш. Б. Начало распространения буддизма в Бурятии//Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ. С. 18-19.
- Чжунго фоцзяо тунши (Всеобщая история китайского буддизма). Цзянсу, 2010. Т. 1. 621 с.
- Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Шанхай, 1996. 245 с.
- Бира Ш. Монгольская историография (ХIII-ХVII вв.). М., 1978. 320 с.
- Ch’en K.K. The Chinese transformation of Buddhism. Princeton, 1973. C. 70-71.
- Ruegg D.S. The Buddhist Philosophy of the Middle: Essays on Indian and Tibetan Madhyamaka. Boston: Wisdom Publications, 2010. P. 253.
- Sagaster К. The History of Buddhism among mongols//The Spread of Buddhism. Leiden; Boston: Brill, 2007. Р. 390.
- Zürcher E. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Third Edition with a Foreword by Stephen F. Teiser. Leden: Brill, 2007.