Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны
Автор: Каменских Н.А., Пашенцев Д.А.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Статья в выпуске: 2 (39), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализирована динамика отношений между советским государством и Русской право- славной церковью в период Великой Отечественной войны. Раскрыто содержание социально-патрио- тической деятельности Церкви в военное время.
Государство, церковь, великая отечественная война, социальная деятельность, патриотическая деятельность
Короткий адрес: https://sciup.org/14119763
IDR: 14119763
Текст научной статьи Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны
В современных условиях важное значение приобретает исследование широкого круга вопросов, связанных с развитием общественных отношений в кризисных ситуациях, в том числе в период войны. Кроме того, научный анализ особенностей взаимоотношений власти и Церкви в условиях светского государства направлен на поиск оптимальных моделей их взаимодействия, тем более, что сегодня Православная Церковь выступает важным элементом формирующегося гражданского общества.1
В период Великой Отечественной войны, когда потребовалось напряжение всех сил нашего общества, перед лицом небывалой угрозы атеистическое Советское государство по- шло на союз с Православием. Великая Отечественная война стала небывалым испытанием для всего нашего народа. Чтобы выжить и одержать победу, необходимо было мобилизовать все силы и средства на отпор врагу. И социально-патриотическая деятельность церкви в этих условиях оказалась вполне уместной. Но для придания ей законных рамок потребовалось существенно изменить саму модель государственно-церковного взаимодействия.
Известно, что в результате воинственной атеистической политики государственных властей к началу войны Русская православная церковь подошла в довольно плачевном состоянии. Достаточно сказать, что к 1939 г. по всей России сохранилось лишь около ста соборных и приходских храмов. Киевская епархия, например, в 1917 г. насчитывала 1710 церквей, 23 монастыря, 1435 священников, 277 диаконов, 1410 псаломщиков, 5193 монашествующих. В 1940 г. во всей епархии оставалось только два прихода с тремя священниками, одним диаконом и двумя псаломщиками2. Антицерковная политика Советского государства сопровождалась не только закрытием храмов, но и расстрелами священников, монахов, а также высших церковных иерархов.
В период войны отношение государства к религиозным организациям изменилось, «потеплело», что современные исследователи связывают, в числе прочего, с геополитическими планами Сталина3. Уже 2 ноября 1941 г. митрополит Николай был включен в члены Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений, совершенных фашистами на оккупированной территории. С началом войны практически перестал существовать Союз воинствующих безбожников, и его типография была передана Патриархии.
Важный шаг на пути изменения правового положения церкви сделал митрополит Сергий, послав 5 января 1943 г. телеграмму Сталину. В этой телеграмме он просил разрешения на открытие церковного банковского счета, на который вносились бы деньги, собранные в церквах на оборону страны. Такое разрешение было дано, и с этого момента церковь фактически стала юридическим лицом, не являясь таковым официально.
Вечером 4 сентября 1943 г. Сталин в присутствии Молотова принял в Кремле митрополитов Сергия, Алексия и Николая. В ходе беседы было решено созвать Поместный собор для избрания патриарха, причем Сталин предложил для этого финансовую и иную помощь, а также высказался за создание православных семинарий и академий для подготовки кадров священнослужителей. Кроме того, были поставлены вопросы об издании церковного журнала, об освобождении из ссылок и лагерей духовенства, об открытии свечных заводов и т.д. Сталин также поставил митрополитов в известность о том, что правительство собирается создать специальный орган – Совет по делам Русской православной церкви – для связи между правительством и патриархией и назначить его председателем Г.Г. Карпова4.
Данная встреча стала началом новых отношений между церковью и государством. С одной стороны, права церкви были расширены, с другой, несмотря на продекларированное отделение церкви от государства, она фактически стала подчиняться государству, так как без согласия Совета по делам Русской православной церкви не могла принять ни одного более-менее значимого решения.
Собор епископов состоялся 8 сентября 1943 г. в Москве, в нем участвовали 19 иерархов. На соборе патриархом был избран Сергий, который уже в течение 17 лет фактически выполнял эти обязанности, а также образован при патриархе Священный Синод, состоящий из трех постоянных и трех временных членов. После избрания патриарха и его интронизации начался процесс восстановления епархий, рост числа епархиальных архиереев.
Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР был создан 14 сентября 1943 г. «для осуществления связи между правительством и Патриархом по вопросам, требующим разрешения законодательства, и для контроля за правильным применением законодательства о культах»5.
В целом, отношения государства и Церкви в военный период развивались в рамках двух этапов. Первый этап занимает период с июня 1941 г. по начало 1943 г. В это время Православная церковь, почти полностью разгромленная в предшествующие годы, официально сформулировала свою позицию по безоговорочной поддержке народа и государства в войне против фашистских захватчиков. Широкомасштабные социально-патриотические инициативы Церкви в этот период еще не проявлялись, но их элементы уже наблюдались в деятельности отдельных представителей духовенства и верующих.
Второй период охватывает 1943 г. и начало 1944 г. На этом этапе по инициативе правительства налаживается диалог Церкви и государства, что позволяет организовать широкомасштабный сбор средств по церквам в Фонд обороны, на строительство танковой колонны и эскадрильи. Церковь начинает более активно участвовать в оказании помощи раненым, детям-сиротам, семьям фронтовиков и погибших бойцов.
После 1944 г. когда исход войны уже вполне очевиден, Церковь сосредоточила свое основное внимание в рамках социальной деятельности на оказании помощи семьям фронтовиков и погибших воинов, причем сбор средств в их пользу продолжался и некоторое время после окончания войны.
Всю социально-патриотическую деятельность Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны можно разделить на два основных направления. К первому направлению относится патриотическая деятельность, направленная на помощь народу и государству в достижении победы над врагом. Эта деятельность главным образом выражалась в духовной поддержке всех верующих, в создании у них соответствующего духовного настроя, а также в сборе средств на нужды обороны. Представители духовенства также участвовали в боевых действиях на фронте, помогали партизанам.
Ко второму направлению относится благотворительная помощь, объектом которой стали раненые, больные, сироты. К сожалению, такая помощь не смогла стать систематической, охватить большое количество нуждавшихся, что явилось результатом сохранявшегося нелегкого положения Церкви в государстве, отсутствия необходимой материальной базы, предвоенными репрессиями против духовенства.
Благотворительная деятельность Русской православной церкви во время войны фактически осуществлялась вне правового поля, так как противоречила действовавшим нормам советского законодательства. Но государство закрывало на это глаза.
О.Н. Петюкова, проанализировав динамику отношений советского государства к Русской православной церкви, выделила следующую особенность: эти отношения как в довоенный период, так и во время войны регулировались в рамках неправовых форм. Но если в довоенный период такой формой выступали секретные постановления партийных органов, то во время войны «применение неправовых форм базировалось на всякого рода государственно-церковных соглашениях в ходе встреч на высшем уровне»6. После того как
Православная церковь показала свою полезность в борьбе с фашизмом и расширила влияние среди населения, возникла потребность в легитимации этих отношений, в придании им законного порядка.
В феврале 1945 г. Поместный собор избрал Патриархом Алексия, так как Сергий в 1944 г. скончался. В апреле 1945 г. Патриарха Алексия принял Сталин. 22 августа 1945 г. Совет Народных Комиссаров вынес постановление о предоставлении церковным органам: Патриархии, Епархиальным Управлениям, приходским общинам и монастырям юридических прав на приобретение транспортных средств, производство церковной утвари и предметов религиозного культа, продажу этих предметов общинам верующих, аренду, строительство и покупку в собственность домов для церковных надобностей7. Такое решение стало логическим завершением улучшения взаимоотношений государства и Церкви в период Великой Отечественной войны.
В целом, проведенный анализ показывает следующее:
-
1) улучшение отношений между государством и церковью произошло в годы войны по инициативе правительства; этот факт свидетельствует, что именно позиция государства была определяющей в выстраивании той или иной формы государственно-церковных отношений;
-
2) государство пошло на нормализацию отношений с Русской православной церковью вынужденно, в рамках кампании по мобилизации всех сил и средств для достижения победы, а также из некоторых геополитических соображений; после окончания войны репрессии против церкви были частично возобновлены;
-
3) Церковь сразу же откликнулась на изменение государственной конфессиональной политики и в условиях войны приняла все возможные меры по реализации социально-патриотических инициатив, направленных на оказание помощи армии и тылу, раненым, больным, сиротам;
-
4) успешная организация государственно-церковного взаимодействия обладает богатым потенциалом в плане общественного развития и решения социальных и духовно-нравственных вопросов и проблем.
Список литературы Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны
- Дорская А.А. Гражданско-правовые аспекты деятельности религиозных организаций в советский период // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. - 2014. - № 1.
- Куроедов В.А. Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви // Вопросы истории. - 1973. - № 9. С. 15-31.
- Петюкова О.Н. Правовые формы отношений Советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.
- Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в ХХ веке. - М.: Республика, 1995. - 511 с.
- Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью.- М.: Пропилеи, 1995.
- Цыпин В. История Русской Православной Церкви, 1917-1990. - М.: Хроника, 1994.- 251 с.