Взаимосвязь образа будущего я с мотивацией к саморазвитию на этапе юности (на примере студентов вуза)
Автор: Тихонова Анна Александровна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Психологические науки
Статья в выпуске: 17, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается взаимосвязь характеристик образа будущего Я с характеристиками мотивации к саморазвитию у студентов вуза на 1,3 и 5-м курсах. Результаты исследования образа будущего Я во взаимосвязи с мотивацией к саморазвитию на этапе юности дают возможность психологам и педагогам более эффективно подходить к организации и проведению в вузе психологической и коррекционной работы, психологического и психолого-акмеологического воздействия.
Образ будущего я, мотивация к саморазвитию, корреляционные связи, критерии и показатели сформированности образа будущего я
Короткий адрес: https://sciup.org/14936186
IDR: 14936186
Текст научной статьи Взаимосвязь образа будущего я с мотивацией к саморазвитию на этапе юности (на примере студентов вуза)
В нашей стране после перехода на новую общественно-экономическую формацию в конце ХХ в. произошла смена системы общественных ценностей, что повлияло на усиление мотивов материального вознаграждения трудовой деятельности, социального успеха у современной молодежи, но оттеснило на второй план мотивацию к саморазвитию и самовоспитанию, стремление к общественно полезной и творческой деятельности. Эти изменения оказали противоречивое влияние на самосознание каждой развивающейся личности, построение ею образа будущего Я, ограничили перспективы личностного и профессионального развития. Для того чтобы помочь молодежи в решении проблем оптимизации личностного развития, необходимы научно обоснованные знания об образе будущего Я, в котором бы проявлялась взаимосвязь с мотивацией к саморазвитию личности.
Теоретико-методологический анализ литературных источников позволил конкретизировать образ будущего Я как его временной аспект, относящийся к будущему [1]. При рассмотрении взаимосвязи образа будущего Я с мотивационной сферой мы берем за основу подход Ж. Нют-тена [2], который показал, что мотивация - активный процесс направления поведения к ситуациям и объектам, предпочтительным для данной личности. Через самосознание и динамическую Я-концепцию человек познает себя как субъекта, а также свои потребности и мотивы. Его потребности принимают персонализированные формы, отражающие представление индивида и о себе, и о мире. Тогда динамическая Я-концепция и ее персонализированные цели становятся са-москонструированными стандартами, в которых конкретизируется стремление индивида к саморазвитию.
Разные исследователи отводят мотивации различное место в структуре самосознания и образа Я. Так, Л.Д. Столяренко [3], В.В. Столин [4] специально выделяют мотивационный компонент в самосознании личности. Г.Е. Залесский, Т.Ю. Каминская [5] выделяют два блока в образе Я: мотивационный и когнитивный (включающий представления о себе, оценочные и целевые компоненты). Мотивационный блок отвечает за значимость качеств, составляющих содержание Я-образа, как критериев в выборе целей, мотивов, поступков. Аналогичным образом Н.И. Калаков [6] выделяет в прогностическом самосознании кроме когнитивного и эмоционально-оценочного также мотивационный компонент, отвечающий за представленные в самосознании мотивы и цели. Е.В. Стёпкина [7] особо выделяет в самосознании функцию целеполагания, благодаря которой на основании представления о себе субъектом вырабатывается программа достижения конечного результата, согласующаяся с Я-образом в целом. По И.И. Чесноковой [8], на высшем уровне развития самосознания человек соотносит свое поведение с мотивацией в процессе са-моосмысления. Так формируется вписывание Я-образа в систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием целей своей жизнедеятельности. По А.Н. Крылову [9], наиболее личностно значимые возможности становятся «ядром» образа Я и предстают перед личностью как цели деятельности, поэтому образ Я играет важнейшую роль в процессе самовоспитания личности и является фактором его развития.
Взаимосвязь мотивационной сферы с образом будущего Я в существующей литературе рассматривается в основном сквозь призму связи Идеального Я или будущего Я с самосовершенствованием, саморазвитием, самовоспитанием личности (К. Роджерс, Е.Б. Старовойтенко, Л.А. Регуш, А.Н. Крылов, И.С. Кон, Н.И. Калаков и другие). Так, Л.А. Регуш отмечает, что будущее Я пронизано действенными и достижимыми мотивами и стремлениями [10]. По Е.В. Разгоняевой [11], образ будущего и его часть – образ будущего Я – может быть описан исходя из целей, планов, поведенческих стратегий, направленных на их осуществление.
В образе будущего Я представлены мотивы, оказывающие наибольшее позитивное влияние на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности. Это «развивающие» мотивы творчества, общей активности, общественной полезности, саморазвития, в том числе в профессиональной деятельности (А.А. Деркач, А. Маслоу, В.Э. Мильман, А.Р. Фонарёв, М.М. Шехтер), которые учитывают включенность субъекта в общество и мотивируют его приносить общественное благо, охватывают большее многообразие жизненных отношений личности (С.Л. Рубинштейн, Е.Б. Старовойтенко), способствуют развитию личности как профессионала. Как следует из отношенческой теории Ж. Нюттена, цели, связанные с отдаленным или вневременным (ценностным) будущим, в частности цели самосовершенствования, а также так называемые мотивы гуманитарной природы и глобальной интеграции, требуют особенно высокого уровня когнитивной репрезентации. Способность конструировать и осуществлять долгосрочные цели – важная характеристика человека, которая способствует «реализации больших проектов, требующих осуществления длительных инструментальных действий» [12, кн. 2, с. 351–352].
Образ будущего Я студентов вуза изучается различными авторами с позиции либо психологии возраста поздней юности (Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалёв, И.С. Кон и т. д.), либо психологии будущего профессионала (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Т.Н. Кудрявцев, Л.М. Митина и т. д.). В первой группе работ подчеркиваются особенности и новообразования периода юности: активное развитие целостной системы самосознания личности, в том числе образа будущего Я, социальное, личностное, профессиональное самоопределение, самовоспитание и самосовершенствование. Во второй группе рассматривается влияние на личность студента профессионального развития, формирующего образ будущего Я в профессии. А.К. Маркова, Е.И. Рогов, М.М. Шехтер опираются на личностный подход к профессионализации, А.Р. Фонарёв – на аксиологический подход, предлагая развивать не только профессиональные знания и умения студента, но и его личность в целом, включая мотивационную сферу, самосознание и самовоспитание, что будет способствовать ее дальнейшей самореализации.
Для выполнения эмпирической части исследования были взяты студенты 1, 3 и 5-х курсов. В исследовании использовались:
-
– методика мотивационной индукции Ж. Нюттена;
-
– методика «20 утверждений на самоотношение» Т. Куна – М. Макпартленда;
-
– методика «Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильмана; а также метод эмпирической классификации объектов, контент-анализ мини-сочинений студентов и психолого-педагогическая беседа.
Для нашего исследования важно было рассмотреть связи между характеристиками образа будущего Я и характеристиками мотивации к саморазвитию, общие для всех стадий этапа юности. Корреляционный анализ показал, что на всех стадиях этапа юности существует корреляция большинства характеристик этих двух групп, составляющая 8 общих для 1, 3 и 5-го курсов корреляционных связей. Чем выше глубина рефлексии над настоящим Я, тем выше соотношение развивающих и потребительских мотивов в пользу первых и доля целей самосовершенствования, связанная также с глубиной рефлексии над будущим Я, содержательностью образа будущего Я. Чем лучше отношение к будущему Я, тем выше доля целей отдаленного будущего. Чем выше креативность образа Я в будущем, а также содержательность и системность образа будущего Я, тем выше перспективность главной цели.
В зависимости от возраста эти основные критерии дополняются корреляционными связями, в той или иной мере показывающими особенности каждого этапа. Так, у студентов 1-го курса глубина рефлексии над настоящим Я затрагивает также и цели исторического будущего (0,224). Глубина рефлексии над будущим Я также связана с долей целей исторического будущего (0,275), в меньшей мере – с перспективностью преобладающих целей (0,190). В данную систему встраива- ется креативность Я-образа в настоящем, которая коррелирует с долей целей исторического будущего (0,189), а также с общим соотношением развивающих и потребительских мотивов (0,199). Системность образа будущего Я коррелирует с долей целей отдаленного будущего (0,210). Всего на 1-м курсе к общим для всех курсов 8 связям добавляются 7 корреляционных связей.
-
У студентов 3-го курса креативность Я-образа в настоящем коррелирует с долей целей самосовершенствования (0,287), а не исторического будущего. Проявляется связь глубины рефлексии над будущим Я с перспективностью преобладающих целей (0,218). Содержательность образа будущего Я связана с долей целей отдаленного будущего (0,215). Системность образа будущего Я связывается с долей целей самосовершенствования (0,383) и перспективностью преобладающих целей (0,310). В данную систему встраивается реалистичность образа будущего Я, связанная с перспективностью преобладающих целей (0,263) и противоречащая доле целей исторического будущего (-0,218). К общим для всего этапа юности корреляционным связям добавляются 6 связей.
На 5-м курсе появляется связь глубины рефлексии над будущим Я с долей целей отдаленного будущего (0,176). Содержательность образа будущего Я коррелирует положительно с перспективностью преобладающих целей (0,168). Определенность образа будущего Я отрицательно коррелирует с долей целей исторического будущего (-0,162). Системность образа будущего Я связана с долей целей самосовершенствования (0,363), как и на 3-м курсе, а также с долей целей исторического будущего (0,170) и соотношением мотивов (0,161). При этом реалистичность образа будущего Я также проявляет отрицательную связь, на этот раз с перспективностью главной цели (-0,230). К общим для всего этапа юности корреляционным связям добавляются 7 связей.
Корреляционный анализ позволил представить образ будущего Я и связанную с ним мотивацию к саморазвитию как единую систему взаимосвязи этих феноменов на этапе юности. Их характеристики составляют основу критериев сформированности образа будущего Я в юношеском возрасте.
Далее нами оценивался уровень мотивации к саморазвитию на различных этапах юности. Для этого мы разделили студентов на 1,3 и 5-м курсах на 3 группы путем кластерного анализа. Этим группам соответствует высокий, средний и слабый уровни мотивации к саморазвитию. В результате было выявлено, что большинство студентов имеют средний уровень мотивации к саморазвитию, при этом, по нашим данным, на 3 и 5-м курсах в целом ее уровень выше, чем на 1-м [13]. Отсюда следует, что у студентов вуза необходимо развивать способность ставить перспективные цели, мотивирующие личность к построению отдаленного будущего, саморазвитию и самосовершенствованию, чтобы скорректировать причины ориентации молодежи преимущественно на потребительские мотивы (в основном - материальное вознаграждение труда), на узкие, кратко- или среднесрочные цели, ограниченные близким будущим.
Следующий этап работы - выделение критериев и показателей сформированности образа будущего Я при различном уровне мотивации к саморазвитию, проявляющихся вне зависимости от возрастной стадии этапа юности.
Наше исследование показало, что при высоком уровне мотивации к саморазвитию у студентов вне зависимости от возрастной специфики образ будущего Я характеризуется следующими критериями и показателями:
-
- средним, возможно высоким уровнем развития образа будущего Я как интегрального образования;
-
- средним, возможно высоким уровнем когнитивного компонента;
-
- преимущественно высоким уровнем эмоционально-оценочного компонента. При этом образ будущего Я основывается на собственных оценках; характеризуется средним или высоким уровнем глубины рефлексии над настоящим и будущим Я; позитивным отношением к будущему Я; определяется целостной картиной будущего; обладает относительной системностью. Такой сформированный образ будущего Я может обеспечивать конструктивное развитие и саморазвитие личности студента, и его можно рассматривать как психологический фактор развития личности.
У студентов, имеющих среднюю мотивацию к саморазвитию, образ будущего Я характеризуется преимущественно средним уровнем развития, преобладает средний уровень его когнитивного компонента. Эмоционально-оценочный компонент находится на высоком, возможно среднем уровне. Образ будущего Я характеризуется средним уровнем глубины рефлексии над настоящим и будущим Я; может опираться на оценки окружающих и содержать стандарты потребления; является не вполне системным, то есть у среднемотивированных студентов показатели образа будущего Я более слабые, чем у высокомотивированных.
У слабомотивированных к саморазвитию студентов возможен менее выраженный высокий уровень эмоционально-оценочного компонента образа будущего Я. Образ будущего Я имеет средний, возможно слабый уровень глубины рефлексии над настоящим и будущим Я, менее выраженное позитивное отношение к будущему Я, то есть у слабомотивированных студентов показатели образа будущего Я еще слабее, чем у среднемотивированных.
Если принять показатели образа будущего Я при высоком уровне мотивации к саморазвитию за некий эталон его сформированности на этапе юности и сравнить с этим эталоном образ будущего Я в начале, в середине и в конце этапа поздней юности, то оказывается, что на 5-м курсе при любом уровне мотивации образ будущего Я не противоречит данному эталону по 4 критериям из 5:
-
– глубине рефлексии над будущим Я;
-
– отношению к будущему Я;
-
– содержательности образа будущего Я;
-
– уровню когнитивного компонента и образа будущего Я в целом.
На 3-м курсе такое соответствие наблюдается только по 2 критериям: отношению к будущему Я и эмоционально-оценочному компоненту образа будущего Я. На 1-м курсе таких совпадений не выявлено, так как образ будущего Я у средне- и слабомотивированных студентов всегда отклоняется от «эталона».
Влияние возрастной специфики образа будущего Я на всех уровнях мотивации к саморазвитию проявляется в его системности, то есть в одном показателе. Так, для студентов 1-го курса характерна высокая доля малосистемных образов будущего Я. На 3-м курсе чем выше уровень мотивации, тем больше доля системных образов будущего Я. На 5-м курсе преобладает относительно системный образ будущего Я. Поскольку по исследуемым критериям различия по показателям образа будущего Я затрагивают не один, а большинство его показателей, то данные критерии и показатели можно рассматривать как психологические факторы сформированности образа будущего Я независимо от конкретных возрастных стадий этапа юности.
Таким образом, влияние данных критериев и показателей как психологических факторов на уровень сформированности образа будущего Я более значимо, чем влияние возраста.
Формируя образ будущего Я, ориентируясь на данные критерии, можно обусловить повышение уровня мотивации к саморазвитию. Результаты исследования образа будущего Я во взаимосвязи с мотивацией к саморазвитию на этапе юности дают возможность психологам и педагогам в вузе более эффективно подходить к организации и проведению психологической и коррекционной работы, психологического и психолого-акмеологического воздействия, направленных на развитие не только образа будущего Я студентов, но и их мотивации к саморазвитию и самовоспитанию.
Ссылки:
-
1. Тихонова А.А. Образ будущего «Я» во взаимосвязи с мотивацией к саморазвитию на этапе юности (на примере студентов вуза) // Российский научный журнал. 2014. № 2 (40). С. 232–239.
-
2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. Кн. 1. Мотивация, планирование, действие. Кн. 2. Перспектива будущего и мотивация. М., 2004. 608 с.
-
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии : учеб. пособие для вузов. Ростов-н/Д., 2007. 672 с.
-
4. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
-
5. Каминская Т.Ю. Роль мотивационного компонента Образа-Я в развитии самосознания школьников : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 29 с.
-
6. Калаков Н.И. Методология прогностического исследования в глобалистике. (На материале анализа прогнозирования
социально-образовательных процессов). М., 2010. 747 с.
-
7. Стёпкина Е.В. Функции валеологического самосознания в структуре личности будущего учителя [Электронный ресурс]. URL: http://borytko.nm.ru/papers/subject3/stepkina.ru (дата обращения: 15.01.2010).
-
8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
-
9. Крылов А.Н. «Образ-Я» как фактор развития личности : автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1984.
-
10. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003.
-
11. Разгоняева Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего : дис. … канд. психол. наук. Барнаул, 2004. 175 с.
-
12. Нюттен Ж. Указ. соч.
-
13. Тихонова А.А. Указ. соч.
Список литературы Взаимосвязь образа будущего я с мотивацией к саморазвитию на этапе юности (на примере студентов вуза)
- Тихонова А.А. Образ будущего «Я» во взаимосвязи с мотивацией к саморазвитию на этапе юности (на примере студентов вуза)//Российский научный журнал. 2014. № 2 (40). С. 232-239.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/под ред. Д.А. Леонтьева. Кн. 1. Мотивация, планирование, действие. Кн. 2. Перспектива будущего и мотивация. М., 2004. 608 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов. Ростов-н/Д., 2007. 672 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Каминская Т.Ю. Роль мотивационного компонента Образа-Я в развитии самосознания школьников: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 29 с.
- Калаков Н.И. Методология прогностического исследования в глобалистике. (На материале анализа прогнозирования социально-образовательных процессов). М., 2010. 747 с.
- Стёпкина Е.В. Функции валеологического самосознания в структуре личности будущего учителя [Электронный ресурс]. URL: http://borytko.nm.ru/papers/subject3/stepkina.ru (дата обращения: 15.01.2010).
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Крылов А.Н. «Образ-Я» как фактор развития личности: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984.
- Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003.
- Разгоняева Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего: дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 2004. 175 с.