Взгляд на неформальную занятость молодежи через призму итогов социологического исследования

Автор: Махиянова А.В., Сагетдинов А.Ф.

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Молодежь России - XXI век

Статья в выпуске: 3, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты авторского социологического исследования, которые показали оценку молодежью проблем неформальной занятости. Продемонстрированы итоги, которые позволяют утверждать, что у молодежи существует положительная установка на присутствие в их опыте неформальной занятости и доминирование полугодового срока неофициального трудоустройства. Авторы определяют, что ведущей причиной распространения неформальной занятости среди молодежи выступает желание совмещать учебу и работу, а основными сферами неофициального трудоустройства являются услуги, общепит и торговля.

Неформальная занятость, молодежь, профессиональная группа

Короткий адрес: https://sciup.org/170199961

IDR: 170199961   |   DOI: 10.31171/vlast.v31i3.9619

Текст научной статьи Взгляд на неформальную занятость молодежи через призму итогов социологического исследования

Н еформальная занятость как явление не отражено практически ни в одном из экономических показателей. Согласно мнению некоторых исследователей, на неформальную экономику приходится более 90% малого и среднего бизнеса и более 50% мировых трудовых ресурсов [Асракулов 2020: 18-19; Dzhioev 2021: 17]. Это связано с тем, что она не полностью регистрируется официальной статистикой, а неформально устроенные лица не признаются в наличии данного опыта [Шакирова и др. 2022: 90]. В последние годы многие ученые проводят исследования в области неформальной занятости, акцент в которых ставится на сущности и содержании данного феномена, его структуры на рынке труда, последствий как для экономики, так и для трудящегося [Бобков 2017: 7; Kryvtsov 2021: 85].

Существует мнение, что именно молодежь как социально-профессиональная группа наиболее подвержена неформальному трудоустройству, т.к. ее представители находятся в поисках своего места на рынке труда, пробуют себя в различных направлениях и видах деятельности [Сизова, Хузиева 2022: 362]. Достаточно часто профессиональные качества, умения и навыки у данной социальной группы находятся на начальной стадии своего формирования. Именно поэтому взгляд молодежи на неформальную занятость представляет интерес для научного осмысления.

Авторы провели социологическое исследование с применением метода анкетирования. Опрос был организован в ноябре–декабре 2022 г. в г. Казани. Объем выборки составил 800 респондентов, которые были отобраны по двум критериям: 1) возраст от 18 до 35 лет; 2) наличие опыта неформального трудоустройства. Согласно полученным данным, большинство опрошенных придерживается мнения, что проблема неформальной занятости актуальна, но не требует столь незамедлительного решения (39,6%). Данного мнения чаще придерживались респонденты, имеющие высшее образование, а также участники опроса в возрасте от 22 до 26 лет. Каждый четвертый представитель молодежи считает, что данная проблема не носит столь злободневного характера, тогда как каждый пятый настаивает на необходимости ее незамедлительного решения (25,5% и 22% соответственно). Об отсутствии остроты данной проблемы чаще говорили респонденты от 27 до 30 лет, имеющие неполное среднее образование. Примерно каждый десятый респондент затруднился ответить (12,8%) (см. рис. 1).

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете проблему неформальной занятости молодежи в настоящее время в Республике Татарстан?», %

В анкете предлагалось оценить степень распространения неформальной занятости молодежи в республике. Лидером среди ответов стал вариант «средне» (50,7%). Треть участников опроса выбрали вариант «сильно» (30,1%). Одна десятая часть опрошенных либо считает, что неформальная занятость среди молодежи распространена слабо, либо затруднилась дать ответ (9,1% и 10,1% соответственно). Мнение о слабом эффекте распространения чаще поддерживали мужчины, респонденты в возрасте от 27 до 30 лет, имеющие среднетехническое образование (см. рис. 2).

50,7

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Выберите из предложенных утверждений то, которое более всего отражает Ваше мнение относительно распространения неформальной занятости среди молодежи в республике?», %

В сознании молодежи закреплена положительная установка на наличие в нашей стране такого явления, как неформальная занятость (34,8% относятся к ней скорее положительно, чем отрицательно, а 11,3% – полностью положительно). Нейтральное к ней отношение проявили 27,4% респондентов.

Стоит отметить, что численность носителей отрицательного суждения по данному вопросу меньше (скорее отрицательно, чем положительно – 18,2% и полностью отрицательно – 3,2% респондентов). Число затруднившихся ответить составило 5,1% молодежи. В ходе выбора предложенных суждений относительно степени распространения неформальной занятости существенных гендерных и этнических различий в ответах не зафиксировано. Однако чем младше был респондент, тем чаще он высказывал положительное отношение к неформальной занятости (см. рис. 3).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к существованию в нашей стране такого явления, как неформальная занятость?», %

Желание совмещать учебу и работу выступает ведущей причиной распространения неформальной занятости среди молодежи (46,6%). Ее чаще выбирали респонденты от 18 до 26 лет с неполным образованием.

Треть опрошенных назвала такие причины, как легкость увольнения неоформленного сотрудника, недобросовестность работодателей, которые не хотят полностью оплачивать все социальные взносы и налоги, а также возможность приобретения необходимого опыта работы для дальнейшего официального трудоустройства (38%, 35% и 32,5% соответственно).

Безработицу, недобросовестность сотрудника по отношению к государству, нежелание платить налоги и нагружать себя обязанностями, связанными с официальным трудоустройством, а также высокие налоги и социальные выплаты на сотрудников отметила четверть участников опроса (27,9%, 25,2% и 24,7% соответственно).

Респонденты от 18 до 22 лет чаще называли такие причины, как безработица, от 27 до 30 лет – недобросовестность работодателей. Мужчины больший акцент ставили на легкость увольнения сотрудника, а респонденты со средним (средним специальным) образованием – на недобросовестность как работодателей, так и сотрудников. В качестве своего варианта ответа респонденты отмечали свободный график, возможность быстро заработать, несовершеннолетие, возможность совмещать две работы, меньшее количество обязанностей (см. рис. 4).

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «По какой причине среди молодежи распространена неформальная занятость?», %

Каждый второй опрошенный имеет опыт неофициального трудоустройства до полугода (50,2%). Среди них больше молодежи от 18 до 22 лет, представительниц женского пола и респондентов с высшим образованием. У каждого четвертого участника опроса данный опыт составляет от полугода до года (26%). В этом случае превалируют респонденты со среднетехническим образованием. Вариант «от года до трех лет» выбрали 16,7% респондентов, среди которых чаще встречается возрастная категория от 27 до 30 лет, а также представители мужского пола. Имеют опыт неофициального трудоустройства более трех лет только 7,1% опрошенных. Среди них доля респондентов от 31 до 34 лет в 4 раза превалирует над долями других возрастных групп, а численность респондентов со среднетехническим образованием примерно в 2 раза превышает численность остальных групп по уровню образования (см. рис. 5).

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Сколько времени вы работаете или работали неофициально?», %

Сфера услуг стала лидером среди сфер неофициального трудоустройства (27,2%). На нее чаще указывала возрастная когорта старше 27 лет. Далее следуют сферы общепита и торговли (14% и 13,9 %), которые востребованы у молодежи женского пола, а также у респондентов с неполным средним образованием. Незначительно от них отстала промышленность (12,4%), которая чаще встречалась в ответах представителей мужского пола и у респондентов от 22 до 26 лет. Третье место по числу выборов заняли финансы, реклама, консалтинг (8,8%), которые чаще встречались в ответах респондентов от 18 до 26 лет, имеющих среднетехническое образование. Менее популярными сферами по распространению неформальной занятости стали транспорт, образование, информационные технологии и здравоохранение (5,3%, 5,2%, 4,8% и 2%). Среди своих вариантов ответа были названы строительство, ЖКХ, ремонт техники, сельское хозяйство (см. рис. 6).

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «В какой сфере Вы работали или работаете в настоящее время неофициально?», %

Большинство опрошенных признают актуальность проблемы неформальной занятости среди молодежи, однако считают, что ее решение не требует столь незамедлительного решения. Распространенность данной проблемы называют средней и относятся к ней скорее положительно, чем отрицательно. Возможно, источники данных установок в молодежной среде заложены в желании совмещать учебу и работу. Представителям молодежи, согласно данным опроса, также импонируют легкость увольнения и возможность приобретения необходимого опыта работы для дальнейшего официального трудоустройства. В последующем они прогнозируют сохранение тенденций распространения неофициального трудоустройства среди молодежи.

Как показали результаты проведенного исследования, наиболее распространенным по времени опытом неофициального трудоустройства является срок до полугода и от полугода до года. Основными сферами неофициального трудоустройства являются услуги, общепит и торговля.

В каждом третьем случае отсутствие официального оформления трудовых отношений является либо обоюдным желанием, либо собственным нежеланием респондента их оформлять. При этом чем моложе был респондент, тем чаще именно работодатель выступал инициатором неофициальных трудовых отношений.

Список литературы Взгляд на неформальную занятость молодежи через призму итогов социологического исследования

  • Асракулов А.С. 2020. Неформальная занятость и анализ факторов, влияющих на неформальную занятость. - Наука сегодня: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции. Вологда: ООО "Маркер". С. 18-21.
  • Бобков В.Н. 2017. Неустойчивая занятость в формальной экономике России - основная причина неформальной занятости. - Уровень жизни населения регионов России. № 1(203). С. 7-16.
  • Сизова И.Р., Хузиева Э.Ф. 2022. Организационно-экономические механизмы антикризисного управления. - Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции (под науч. ред. В.Н. Лазарева, Б.Я. Татарских). Пенза: Из-во ПГАУ. С. 361-363.
  • Шакирова Д.М., Баженов Д.Р., Хайбрахманов К.А., Павлов Н.С., Идрисов Д.Р., Багаутдинов А.Р. 2022. Сравнительный анализ способов мотивирования сотрудников российских и зарубежных компаний. - Казанский экономический вестник. № 3(59). С. 88-94.
  • Dzhioev A. 2021. Phenomenon of the Informal Employment Level Reduction of the Russian Population. - Science Almanac of Black Sea Region Countries. Vol. 28. No. 4. P. 16-22.
  • Kryvtsov A.I. 2021. Informal Employment in the Labor Market. - Labour and Social Relations Journal. Vol. 32. No. 6. P. 83-89.
Еще
Статья научная