Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований молочной железы у женщин трудоспособного возраста в Республике Хакасия
Автор: Дыхно Ю.А., Черненко О.Н.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Лекции
Статья в выпуске: S2, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14055055
IDR: 14055055
Текст обзорной статьи Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований молочной железы у женщин трудоспособного возраста в Республике Хакасия
Увеличение народонаселения и старение могут стать причиной роста онкологической заболеваемости к 2010 г. до 1,45 млн, к 2020 г. – до 15 млн. и смертности до 10 млн случаев (Летягин В.П., 2005). Риск заболеть раком молочной железы возрос в 3,5 раза (Семиглазов В.Ф., 2006). Рак молочной железы (РМЖ) остается медицинской и социальной проблемой в развитых и развивающихся странах и занимает третье место среди всех причин смерти женщин после болезней системы кровообращения и несчастных случаев.
По смертности от РМЖ первые три места занимают Дания, Ирландия и Америка. Россия в этом списке находится на 28-м ранговом месте. На конец 2005 года контингент больных со злокачественными новообразованиями молочной железы, состоящих на учете в Хакасском республиканском онкологическом диспансере, составил 1151 человек, т.е. 0,4 % населения Республики Хакасия (РХ) (РФ – 1,7 %).
Анализ заболеваемости раком молочной железы в РФ и РХ за последние 5 лет показал неуклонный рост заболеваемости. Средний показатель по РФ на 100 тыс. населения составляет 36,6 (РХ – 26,5). Темп прироста показателя в динамике 1,7 % (РХ – 1,35 %). Незначительная тенденция к снижению онкологической заболеваемости в РХ за исследуемые годы малоутешительна, поскольку РМЖ диагностируется в развернутой клинической стадии. Так, только 26,6 % имели I–II стадии заболевания, причем около 50 % из всех больных имели региональные метастазы. Максимальный уровень заболеваемости РМЖ в трудоспособном возрасте в группе больных 44–49 лет, достигая кульминационной точки в 50–59 лет.
За период 2001–2005 гг. «грубый» показатель смертности от РМЖ в Республике Хакасия возрос с 1,5 0/0000 в 2001 г. до 2,7 0/0000 в 2005 г., с темпом прироста 115 % (РФ темп снижения – 1,9 %). Индекс накопления контингента больных РМЖ имеет колебательный восходящий тренд с увеличением с 6,7 (2001г.) до 7,8 (2005 г.), темп прироста составил 0,2 % (РФ – 0,6 %). Рост данного показателя обусловлен ростом заболеваемости и увеличением выживаемости онкологических больных.
Показатель выявляемости при профосмотрах за 5 лет в среднем составил 11,9 % (РФ – 18,1 %), с тенденцией к росту. Показатели ранней диагностики имеют прямую зависимость с показателями активной выявляемости: низкий показатель диагностики свидетельствует, что стандартные схемы профилактических осмотров женщин с целью своевременного выявления РМЖ во многом утрачены.
При первичном выявлении РМЖ в РХ в 1,6 раза преобладают начальные стадии рака (I–II стадия) над запущенными. В динамике за 2001–2005 гг. отмечено увеличение выявляе-мости начальных стадий на 7,3 %, что связано с возобновлением текущих профилактических осмотров работающего населения. Это в последующем отразится на показателях выживаемости и смертности. Характеризуя особенности выявления рака молочной железы в РХ, следует отметить, что выявляемость при профосмотрах ниже, чем по обращаемости в среднем в 11,7 раза, что характеризует низкий уровень диагностики при диспансеризации.
Анализ причин запущенности РМЖ выявил, что на первом месте (по мере убывания): несвоевременное обращение за медицинской помощью (в среднем – 75,4 %), что характеризует низкую настороженность и грамотность женского населения об опасности заболеваний молочной железы, что в последующем ухудшает прогноз течения заболевания, далее скрытое течение заболевания (в среднем – 15,3 %), свидетельствующее о малодоступности диагностики непальпируемых опухолей молочной железы, с увеличением в динамике на 6,7 %, ошибки медицинских работников (в среднем – 10,8 %) с тенденцией к их снижению, что характеризует повышение уровня подготовленности по онкопатологии среди специалистов первичного звена. Высокий процент морфологической верификации РМЖ характеризует качество диагностики. Данный показатель по РХ (93,9 %) коррелирует с общероссийскими показателями (РФ – 91,8 %).
Выводы. Запущенность РМЖ в РХ обусловлена низким уровнем санитарного просвещения населения, отдаленностью населенных пунктов от медицинских учреждений, слабым техническим обеспечением. Диспансеризация больных групп риска по РМЖ остается формальной, врачи не владеют критериями формирования групп риска. Успех профилактических и лечебных мероприятий зависит от своевременного выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях, в связи с чем необходимо совершенствовать систему ранней диагностики РМЖ.