Загустайский дацан: архивные свидетельства истории возведения храма
Автор: Жамсуева Дарима Санжиевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 2, 2023 года.
Бесплатный доступ
На основании введенных в научный оборот новых архивных источников в статье рассматривается история становления, строительства, развития Загустайского дацана. Раскрывается история возведения как основного соборного храма, так и вспомогательных помещений монастырского комплекса. Приведенные достоверные документы, свидетельства, сведения, оставленные выдающимся востоковедом А.М. Позднеевым, позволяют пролить свет на историю строительства, штатный состав и монастырскую повседневность исследуемого храма.
Буддизм, строительство дацана, культовая архитектура, цокчен дацан, буддийское достояние
Короткий адрес: https://sciup.org/170198264
IDR: 170198264 | DOI: 10.31171/vlast.v31i2.9578
Текст научной статьи Загустайский дацан: архивные свидетельства истории возведения храма
З агустайский дацан относится к Буддийской традиционной сангхе России, расположен на Кяхтинском тракте Селенгинского района Республики Бурятия, в 6 км к югу от улуса Тохой и в 4 км к северо-востоку от окраины города Гусинноозерска.
Новая история возведения Загустайского дацана началась с идеи возрождения родового дацана жителями сел Тохой, Жаргаланта, Сутой, г. Гусиноозерска. На состоявшемся 4 августа 2012 г. ежегодном традиционном ритуале почитания хозяев местности Ех-обо верующие приняли решение возродить Загустайский дацан методом народной стройки. Одним из главных меценатов строительства первого храма стала семья Чойжинимаевых. Бутыд-Ханда Чойжинимаева передала в дар под возведение всего комплекса будущего дацана 7 гектаров земли. Первый взнос в сумме 1 млн руб. внесла руководитель клиники тибетской медицины «Наран» (г. Москва) Светлана Галсановна Чойжинимаева, которая на протяжении всего строительства материально поддерживала как возведение сахьюусан-дугана, так и соборного храма – цокчен-дацана1, освящение которого состоялось в 2014 г.
Загустайский, Чжагустайский, Джагустайский, Джагустаевский, Тохойский дацан (тибететское название – Дэчин Рабжилинг) основан бывшими прихожанами Ацайского дацана (1743 г.). Отделившись, они в 1784 г. возвели войлочный дуган на левом берегу р. Загустай. Строительство стационарного дере- вянного храма датируется 1789 г. В 1850 г. в послужном списке Загустайского дацана числилось 97 лам и 36 лам казачьих1.
В 1858 г. старое здание Загустайского дацана было заменено новым, бóльшим по размеру2, комплекс которого включал 11 малых зданий (сумэ Гунгриг, Шакьямуни, Майдари, Оточи, Шагдор, Дэмчок, Докшит, Аюши, Найдан, Курду, Дара-эхэ) (все они сгорели во время большого пожара 1864 г.). В том же году прихожане составили ходатайство о разрешении им построить новое каменное здание взамен сгоревшего деревянного. Разрешение датируется 1867 г., но из-за разногласий, возникших среди верующих по поводу его расположения, строительство приостановилось. Также из-за разногласий часть прихожан в 1880 г. вместо каменного здания построили временный деревянный дацан в урочище Тохой3. В государственном архиве Республики Бурятия документ представляет донесение пандито-хамбы военному губернатору о предоставлении приговора прихожан на постройку нового дацана вместо сгоревшего в 1864 г., планы двух новых дацанов, смету расходов4. В архиве сохранился отчет об имуществе дацана с указанием границы прихода, названием улусов, родов, числа прихожан по местожительству. Поскольку по документам постройка дацана была разрешена на старом месте, по новому плану, согласно которому размеры предполагались длиной в 14 саженей, шириной в 12, «с семью куполами, с шестью отдельными вершинами и тремя громадными крыльцами»5, то вторая часть прихожан считала постройку здания дацана в Тохое незаконной. Как отмечает исследователь А.М. Позднеев, загустайцам пришлось отказаться от задуманного плана постройки ввиду того, что население обеднело и не могло понести расходы на строительство из-за большого неурожая хлеба, эпидемии среди животных в течение нескольких лет. Поэтому прихожане решили уменьшить постройку цокчен-дацана размерами 9 на 8 сажен с одним куполом и одним крыльцом6. Приглашенный архитектор составил соответствующий новым желаниям прихожан план, который был согласован с областным правлением, но, к сожалению, был отклонен губернатором, потребовавшим его утверждения Министерством внутренних дел. С этой просьбой в 1886 г. они безрезультатно обратились к князю Э. Ухтомскому, посетившему дацан с инспекцией. Так как Э. Ухтомский отклонил это ходатайство, то в 1891 г. дацан перенесли на прежнее место, в урочище Загустай. Дацанский комплекс состоял в 1894 г. из шести малых храмов, построек хозяйственного назначения, огороженных деревянным заплотом7. Впрочем, воздвигнутый на старом месте Загустайский дацан простоял недолго8. В 1906 г. настоятель Загустайского дацана Цэдэн Чжапов указал на необходимость перекочевки дацана на новое место, в урочище местности Бухун Тохой, указав причиной переноса невыгодное топографическое местонахождение дацана, болотистость, сырость9.
Разрешение за № 9192 было получено в октябре 1908 г.1 В марте следующего, 1909 г. загустайцы приступили к восстановлению зданий на новом месте. «Все это было своевременно исполнено, и главная кумирня дацана была перенесена и собрана на новом месте к 11-му апреля. Прибывший в дацан хамбо-лама Ирелтуев, освятив дацан, советовал чжагасутаевцам разделить дацан на 6 аймаков по числу булуков, входящих в состав прихода, и соответственно этому построить для каждого аймака – отдельное сумэ, а всего 6 сумэ, вне монастырской ограды. Кроме того, с его же разрешения чжагустаевцы решили обратить сумэ бурхана Аюши в Чойрайн сумэ, т.е. в кумирню для служения цанита»2. Таким образом, в ограду главного соборного храма были перенесены только три общественных малых храма – Докшит, Найдан и Дара-эхэ. Что касается главного соборного храма – цокчен-дацана, то он не подвергся реконструкции, он по-прежнему имел «крестообразную форму, причем часть здания по длине, тянущаяся с севера на юг, равняется 9 саженям, а по ширине, с запада на восток, равняется 8-ми саженям. То обстоятельство, что к южной стороне кумиренного сруба пристроено крыльцо с длиннейшею крытою верандой придает зданию еще более крестообразную форму. Внутри кумирня поразительна своею бедностью; в ней нет ни одного не только бронзового, а даже медного бурхана, и все главные кумиры выделаны из папье-маше. Словом, как снаружи, так и внутри кумирня эта осталась неизмененною. Зато неимоверно возросли здания малых сумэ, почти все отстроенные совершенно заново»3.
По данным А.М. Позднеева, посетившего дацан с инспекцией в 1916 г., комплекс дацана состоял из следующих построек: «1) в северо-западном углу ограды было сумэ в честь 16-ти Найдан, величиною в 3 ½ кв. сажени; 2) в северо-восточном углу дацанского двора построена такая же кумирня в честь божеств, известных под общим названием “Докшит”. Величина ее, как и первой, равняется 3 ½ кв. саж.; 3) третье сумэ, стоящее также внутри дацанской ограды на юго-западном углу двора, представляет кумирню в честь “Дара-эхэ”, величиною всего в 3 кв. сажени. Кумирня эта является, кажется, единственным зданием, перевезенным на новое место и воздвигнутым на нем без всякой добавки, переделки»4.
За пределами дацанского двора были расположены аймачные сумэ и одно общественное сумэ в честь бурхана Аюши, превышающее по своей величине главный соборный храм, размером в 10 кв. саженей, построенное без разрешения, школа цанита. «Вольность» постройки местные ламы объяснили таким образом: «это кумирня в честь бурхана Аюши, существующая прежде в объеме 3 ½ кв. сажени. Так как в старом дацане должна была существовать еще и другая, никогда, впрочем, не возводившаяся кумирня “Хурдэ”, величиною в 3 кв. сажени, то местные ламы решили вместо этих двух кумирен построить одну большую, которая была необходима им для служения чойра, наряду с каковым служением разумеют они и занятия в школе цанита. Цанит был основан в Чжагустаевском дацане, как говорят, года 4 тому назад, после того как был найден хороший преподаватель оного из хоринских бурят, окончивший курс цанита в Урге, а потому и изучение его хотя и развилось, но еще не упрочилось. За последние два года, когда число слушающих цанит возросло почти до 200 человек, ламы почувствовали уже настоящую нужду в особом здании для цанитской школы и решили строить настоящую кумирню… Кумирня чойра построена прочно и довольно богато, она снабжена даже железною крышей, чего почти не наблюдается в других сумэ. …Внутри кумирни Аюши, или вернее “Чойрайн сумэ”, как и в других кумирнях Чжагасутаевского дацана, кумиров не имелось и стены кумирни представлялись голыми и только несколько рисунков бурханов спускалось на тесьмах с потолка здания. Главнейшею святынею сумэ является 5 томов священных книг, в которых излагается учение цанита. Вся школьная зала для седалища лам была установлена чжабданами, которые оказались покрытыми войлоками, так что сумэ было как бы совершенно готово к отправлению хуралов»1.
Во второй половине XIX в. и первой четверти ХХ в. в бурятских дацанах происходят изменения в структуре дацанского прихода. Если общая граница территории остается относительно стабильной, то родовые аймаки общины лам и прихожан заменяются подразделениями по территориальному принципу. Не был исключением и Загустайский дацан. Так, что касается шести аймачных сумэ, то они были построены заново и возведены все по одному общему плану и размеру, в размере 4 кв. саженей каждое. Сумэ в честь бурхана Чакдора в северо-западном углу дацана принадлежал Чжагустаевсокму булуку. Сумэ в честь бурхана Оточи, в северо-восточном углу монастыря, вне дацанской ограды, закреплен был за прихожанами Тохойского аймака. Сумэ в честь бурхана Гунрика находился на восточной стороне дацана и принадлежал Хараганатскому булуку. Сумэ в честь бурхана Майдари располагался на юговосточной стороне дацана и принадлежал Суутэйскому булуку. Сумэ Найдан, на юго-западной стороне дацана, посвящен был бурхану Дэмчоку и принадлежал он Бургасутайскому булуку. Сумэ в честь Будды Шакьямуни, построенный на западной стороне дацана, принадлежал Чжагустаевскому булуку. Несомненно, в комплекс Кыренского дацана входили и отдельные постройки как хозяйственного, так и ритуального назначения.
Примечательным фактом в истории Загустайского дацана является то, что в 1913 г. в честь 300-летия царствующего дома Романовых на месте старого дацана в урочище Загустай на фундаменте перенесенного цокчен-дацана был «устроен памятник», которому была придана священная форма ступы (бур. – субурган ), а внутренность его должна была представлять собою сумэ для совершения молебствий. Внутри площадь сумэ равнялась 2 кв. саженям при высоте залы в 1 ½ сажени. На субургане была надпись: «В память 300-летия благополучного царствования Дома Романовых»2. Документы на строительство были оформлены следующим, 1914 г., что следует из представления пандито-хамбы военному губернатору о разрешении построить в местности Загустай на месте бывшего дацана каменный субурган в память 300-летия дома Романовых. В этом же документе на 4 листах сохранились смета, размеры субургана, стоимость материалов3.
В 1933 г. в ходе проведения антирелигиозной политики Загустайский дацан был закрыт и в последующие годы полностью разрушен. Ламы дацана были репрессированы, большая часть из них были расстреляны4.
ZHAMSUEVA Darima Sanzhievna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor; Senior Researcher of the Department of Philosophy, Culture Studies and Religion Studies, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (6 Sakhyanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; darisan@ rambler.ru)
ZAGUSTAISKY DATSAN: ARCHIVAL EVIDENCE OF THE HISTORY OF THE TEMPLE CONSTRUCTION