Заяц в традиционной обрядности и шаманской практике хакасов (конец XIX - середина XX века)

Бесплатный доступ

Заяц является одним из самых распространенных персонажей, включенных в ритуальную систему и фольклор многих народов мира. Образ этого зверя широко представлен и в культуре хакасов. Вместе с тем в хакасской этнографии и фольклористике он никогда не становился отдельным предметом научного исследования. Это обстоятельство определяет новизну работы, в связи с чем целью данной статьи выступает характеристика зайца и его образа в традиционной ритуальной практике и шаманизме хакасов. В ходе исследования определено, что зайцу и его образу отводилось важное место в культуре хакасов. Самый распространенный его вид - заяц-беляк (ах хозан) был включен в традиционную обрядность и шаманскую практику хакасов. Белый цвет его шкуры стал одним из ключевых символических признаков, способствовавших наделению его высоким семиотическим статусом. Выявлено, что в религиозно-мифологическом сознании рассматриваемого народа он отождествлялся с небом, в частности имел небесное происхождение и обладал соответствующей сверхъестественной магической силой. Выяснено, что отдельные части тела зайца, главным образом шкура и коленная чашечка его правой передней ноги, активно использовались в народе в апотропейных и мантических целях. Показано, что почитание указанного животного для некоторых хакасских соок’ов - родов, в т.ч. пурут, хасха, имело форму культа. Среди них получила распространение практика изготовления ритуального предмета - Хозан/Ах тос - ‘Заячий/Белый фетиш ’. В отношении него действовала определенная система норм и обрядности. Он был задействован и в народной медицине. Доказано, что образ зайца присутствовал в ритуальной практике хакасских шаманов в качестве важнейшего духа-помощника. Его символическое изображение было широко представлено в шаманской атрибутике: головном уборе, жезле (орба) и бубне.

Еще

Хакасы, традиционная культура, мировоззрение, заяц, обрядность, шаманизм

Короткий адрес: https://sciup.org/145145667

IDR: 145145667   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.730-735

Список литературы Заяц в традиционной обрядности и шаманской практике хакасов (конец XIX - середина XX века)

  • Бурнаков В.А. Традиционные представления хакасов о собаке (конец XIX - середина XX в.) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2012. - № 2. - С. 114-123.
  • Бурнаков В. А. Образ Неба в традиционном мировоззрении хакасов // Вести. Новосиб. гос. ун-та. - 2013. -Т. 12, вып. 5. - С. 255-263.
  • Бурнаков В.А., Цыденова Д.Ц. Хозан тос - заячий фетиш в мифологических представлениях и обрядности хакасов (конец XIX - середина XX века) // Вести. Том. гас. ун-та. - 2017. - № 417. - С. 36-48.
  • Бутанаев В.Я. Гороскоп и гадание. Хакасский календарь. - Абакан: Хакасия, 1991. - 33 с.
  • Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. -Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2003. - 260 с.
  • Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. -Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2006. - 254 с.
  • Бутанаев В.Я. Будни и праздники тюрков Хонгорая. - Абакан: Кооператив "Журналист", 2014. - 316 с.
  • Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мир хонгорского фольклора. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2008. - 376 с.
  • Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мы родом из Хон -горая. Хакасские мифы, легенды и предания. - Абакан: Кооператив "Журналист", 2010. - 240 с.
  • Георги И.Г. О шаманском языческом законе // Описание всех в российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. - СПб.: Тип. Вейт-брехта и Шнора, 1777. - Ч. III. Самоядские, манджурские и восточные сибирские народы. - С. 109-130.
  • Дыренкова Н.П. Атрибуты шаманов у турецко-монгольских народов Сибири // Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. - СПб.: МАЭ РАН, 2012. - С. 277-339.
  • Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сб. МАЭ РАН. - 1955. - Т. 16. - С. 165-264.
  • Каратанов И. Черты внешнего быта качинских татар // Изв. ИРГО. - 1884. - Т. 20. - Вып. 6. - С. 618-645.
  • Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь (1845-1849). -Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. - 352 с.
  • Катанов Н. (священник). Шаманский бубен и его значение // Енисейские епархиальные ведомости. -1889. - № 6. - С. 112-114.
  • Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым). - СПб.: Императорская Академия наук, 1907. - Т. 9. - 640 с.
  • Клеменц Д.А. Несколько образцов бубнов минусинских инородцев // Зап. ВСОИРГО. - 1890. - Т. 2, вып. 2. -С. 25-35.
  • Кон Ф. Беременность, роды и уход за ребенком у качинок // Русский антропологический журнал. - 1900. -№ 4. - С. 58-61.
  • Костров Н.А. Очерки быта минусинских татар // Тр. четвертого археологического съезда в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 г. - Казань, 1884. -Т. 1. - С. 208-248.
  • Майнагашев С.Д. Жертвоприношение Небу у бельтыров // Сб. МАЭ РАН, 1916. - Т. 3. - С. 93-102. 21.Муйтуева В.А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. - Горно-Алтайск: Тип. ЧП Высоцкого Г.Г., 2004. - 166 с.
  • Несколько способов охранения ребенка у шорцев // Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. - СПб.: МАЭ РАН, 2012. - С. 245255.
  • Орфеев Н. Шаманство у инородцев Минусинского округа // Енисейские епархиальные ведомости. - 1886. -№ 1. - С. 9-11.
  • Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. -2-е изд. - Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005. - 1026 с.
  • Хертек Л.К. Символика белого зайца и медведицы в традиционной культуре тувинцев // Вест. Мое. гос. ун-та культуры и искусств. - 2008. - № 6. - С. 97-100.
Еще
Статья научная