Заключительный этап археологических исследований у Спасской церкви в Иркутске

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521733

IDR: 14521733

Текст статьи Заключительный этап археологических исследований у Спасской церкви в Иркутске

В 2011 г. завершены археологические исследования территории у стен Храма Спаса Нерукотворного Образа в центре г. Иркутска, проводившиеся в рамках проекта по реставрации церкви. В 2008 г. работы приостановили в виду ряда технических проблем, связанных с укреплением фундамента колокольни. К этому времени раскопки охватили площадь 330 м2, в результате чего обнаружено 379 захоронений и остатки деревянных и кирпичных конструкций [Бердников, 2009].

Работы продолжились в начале 2011 г. На первом этапе, с января по март, у северного и западного фасада колокольни исследован участок площадью 118 м2. Одновременно заложен раскоп в 13 м на восток от юго-восточного угла здания церкви, площадь которого составила 70 м2. В этом месте в сентябре 2011 г. сооружена крипта, где планируется перезахоронить останки погребенных, обнаруженные при раскопках некрополей XVIII – начала XIX в. в центральной части г. Иркутска. Для у добства раско п ы у Спасской церкви пронумерованы в следующем порядке: раскоп 2007–2008 гг. – № 1, раскоп у стен храма 2011 г. – № 2, раскоп на участке под крипту – № 3 (см. рисунок ). В августе проведен второй этап работ, обусловленный необходимостью установки опор освещения за пределами обследованного участка. К раскопам № 1 и 2 в северной и южной части некрополя сделано 8 шурфов-прирезок. Площадь каждого из них составила 4 м2. В юго-восточной части некрополя заложен раскоп № 4 площадью 28 м2, примыкающий к раскопу № 1. Общая площадь раскопок в августе 2011 г. составила 60 м2.

В раскопе № 2 обнаружено 11 погребений, в раскопе № 3 - 39. У северного фасада церкви в раскопе № 2 вскрыты остатки тыновой стены. Захоронения совершены по православному обряду, т.е. имеют ориентацию по оси запад-восток (головой на запад, лицом на восток) с различным отклонением к северу или югу. Точно определить тип внутримогиль-ной конструкции удалось у 39 захоронений. Преимущественным типом являются дощатые гробы-ящики трапециевидной формы, в которых хоронили подростков и взрослых (25 погребений). Дети захоронены в основном в колодах (11 погребений); исключением являются два погребения в гробах трапециевидной формы. В погребении № 29 раскопа № 3 отмечен случай одновременного захоронения в одном гробу пожилой женщины и двух детей младше 1 года. Доски гробов-ящиков скреплены железными

Общий план расположения раскопов у Спасской церкви.

гвоздями. В колодах гвозди встречаются реже. В пяти случаях достоверно зафиксировано, что крышки колод крепились к нижней части при помощи гвоздей.

Самой многочисленной категорией погребального инвентаря являются нательные кресты (28 экз.). Кресты отлиты из медных (17 экз.), серебряных (7 экз.) и свинцово-оловянных (4 экз.) сплавов. Преимущественно это кресты I типа, согласно классификации В.И. Молодина [2007]. На одном из них сохранились следы полихромной эмали. Есть также кресты IV, VII и V I II типов, а та к же один крест X типа. В семи погр е бениях сох р анили с ь фрагменты кожаной обуви. В погребении № 36 раскопа № 3 найдена металлическая пуговица («гирька»). В этом же раскопе, в захоронении № 16, обнаружены две серьги.

Интересный факт отмечен при расчистке погребения № 11 раскопа № 2. Захоронение обнаружено возле северо-западного угла колокольни, построенной в 1758–1762 гг. [Калинина, 2000, с. 140]. Достоверно зафиксировано, что при сооружении колокольни, а именно – при укладке лиственничных бревен, служивших основанием для каменной части фундамента, погребение было разрушено. Отсутствует нижняя часть посткраниального скелета (кости ног и некоторые кости таза). В этом месте окончания двух бревен выступают за линию северной стены церкви. Данное наблюдение позволяет утверждать, что захоронение совершено не позднее 1758 г.

В раскопе № 4 и шурфах № 1, 5, 6 и 8 обнаружено 40 погребений, одно из которых разрушено в 2008 г. при сооружении дренажного колодца строительной организацией, занимающейся укреплением фундамента. Не во всех случаях удалось установить тип внутримогильных конструкций погребе -ний ввиду их плохой сохранности. Идентифицированы 16 гробов-ящиков (погребения взрослых и подростков) и 3 колоды (дети).

В 14 погребениях найдены нательные кресты, изготовленные преимущественно из медных сплавов. Подробная характеристика сплавов будет возможна только после очистки и реставрации изделий. Крестов I типа – 5 экз., IV типа – 2 экз., VII тип а – 1 э к з., V I II типа – 4 экз., X ти п а – 1 экз. Еще один крест идентифицировать невозможно из-за плохой сохранности. Среди найденных тельников выделяется один экземпляр. Это четырехконечный крест с прямыми лопастями и прямыми углами средокрестия, относящийся к типу IV, подтипу I. Из уг л ов средо кр е с тия выхо дят ко роткие лу ч и с нанизанными на них жемчужинами. На лицевой стороне изображен св. Мученик Никита, избивающий беса, на оборотной – восьмиконечный крест. Такие тельники появлились на Руси в XIV в. [Векслер, Беркович, 2005], а находки их в погребениях XVIII в. - явление еще более редкое, чем обнаружение крестов с изображением Распятого Иисуса. При раскопках некрополя Моисеевского монастыря в г. Москве, датируемого XVII–XVIII вв., найдено пять крестов с изображением Никиты Бесогона [Векслер, Беркович, 1999]. В Сибири они встречаются еще реже. Имеются сведения о находке креста с Мучеником Никитой в одном из захоронений Покровского некрополя в г Красноярске [Тарасов, 2000]. В коллекции тельников Спасского некрополя из раскопок 2007–2008 гг. крестов с Никитой Бесогоном всего два [Бердников, 2009]. При раскопках Владимирского и Крестовоздвиженского некрополя не обнаружено ни одного креста.

В одном из погребений шурфа № 6 найдены пуговицы сферической формы (16 экз.). Четыре их них изготовлены из синего стекла (?), остальные – из медного сплава. На одной пуговице зафиксированы следы голубой и белой эмали. В разрушенном захоронении раскопа № 4 найдены дужки двух металлических сережек с позолотой и изображениями птичьих голов.

Особый интерес вызывает находка тыновой стены в раскопе № 2 у северного фасада церкви. В площадь раскопа попал фрагмент тыновой стены длиной 13,5 м. Тын состоит из остатков 60 вертикально поставленных бревен диаметром до 0,3 м, зафиксированных на глубине 0,5-0,6 м от современной поверхности. Высота фрагментов достигает 0,5 м. Высказанная ранее мысль о том, что это фрагмент стены острога ранней постройки [Бердников, 2009], была развита архитектором Б.П. Яровым. По его мнению, найденная нами стена может быть связана с острогом 1670 (1669) г. [Яровой, 2010]. Факты, на которых построена эта гипотеза, преимущественно косвенные, однако на данный момент других данных, подтверждающих или опровергающих эту мысль, нет. Б.П. Яровой составил план острога 1670 (1669) г., совместив наши данные и изучив планы раскопов С.Н. Лаптева 1928 г., когда, по его мнению, были обнаружены остатки именно этого острога [Там же, с. 19]. Следует заметить, что при составлении плана допущена неточность. Тыновая стена ориентирована по оси ЮЗ-СВ, однако располагается не параллельно зданию Спасской церкви, как указано на плане, а с отклонением на несколько градусов к северу. Учитывая этот факт, следует отметить, что ориентация самого острога должна отличаться от выполненного Б.П. Яровым чертежа.

Внутри здания церкви осуществлен археологический надзор за строительными работами. Как и предполагалось, погребения здесь не обнаружены. В центре алтарной части под полом найдена печь, сооруженная, по мнению архитекторов, в советское время, когда храм переоборудовали под общежитие. Под стенами основного здания и колокольни зафиксировано наличие вентиляционных и теплопроводных каналов.

Археологические работы, выполнявшиеся в рамках проекта по реставрации Спасской церкви, завершены. В период с 2007 по 2011 гг. изучена территория некрополя XVIII в. на площади 578 м2, обнаружено 469 захоронений в гробах-ящиках и колодах. Богатая и типологически разнообразная коллекция крестов-тельников, среди которых встречаются уникальные изделия, насчитывает 276 экземпляров. Немалую ценность в научном плане имеет коллекция одежды из захоронений Спасского некрополя, которая представлена не только фрагментами, но и археологически целыми предметами: женскими и девичьими головными уборами с кружевом из золотых и серебряных нитей, кожаной обувью. Отдельного внимания заслуживают украшения, среди которых встречаются интересные изделия с драгоценными камнями. Антропологические исследования проведены в полном объеме: дана половозрастная характеристика, диагностированы патологии, выявлены особенности демографии жителей г. Иркутска XVIII в., выполнена графическая реконструкция облика 47 человек, похороненных на Спасском некрополе. Их портреты представлены в альбоме «Лица первых иркутян», который вышел в свет осенью 2011 г. Данные, полученные в результате комплексных исследований погребальных комплексов Спасского некрополя, позволяют открыть неизвестные ранее страницы истории г. Иркутска XVIII в.

Статья