Заметка о комнатных птицах в Сибири
Автор: Эпов Михаил Васильевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 887 т.22, 2013 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Эпов М.В. 1903. Заметка о комнатных птицах в Сибири // Дневник Кружка любителей певчей и другой вольной птицы 2, 1/1: 62-64.
Короткий адрес: https://sciup.org/140153500
IDR: 140153500
Текст краткого сообщения Заметка о комнатных птицах в Сибири
Заметка о комнатных птицах в Сибири
М.В.Эпов
Второе издание. Первая публикация в 1903*
Любовь к комнатным птицам в сибиряках развита сравнительно слабо. На мой взгляд, это можно объяснить двумя причинами: полной возможностью наблюдать и слушать пернатых певцов на воле, чему способствует обилие лесов, окружающих, за малыми исключениями, каждый город, село или деревню, и отсутствием в среде представителей местной орнитологической фауны таких артистов, как соловей Европейской России, границей постоянного распространения которого на востоке служит река Енисей†.
Выбор комнатных певчих птиц довольно разнообразен: дрозды, скворцы, синицы, клесты, жаворонки, поползни, крапивники, каллиопы, чечётки, щеглы, свиристели, снегири и чечевицы (черёмушники)‡. Сюда не вошла канарейка, но это такая общераспространённая клеточная птица, что упоминать о ней совершенно излишне.
Клесты (сосновый и еловый) – всеобщие любимцы сибиряков. Незатейливое, но милое пение, способность быстро свыкаться с неволей, весёлый нрав, вечная подвижность и нетребовательность в корме – вот качества, которыми они сыскали широкую симпатию. Я лично питаю к ним большую склонность.
Не могу, кстати, не сказать несколько слов о клесте, жившем у моего брата. В короткое время он запомнил своё имя и научился брать корм из рук, а через три месяца уже смело садился на просунутый в клетку палец и позволял носить себя по комнате, что, по-видимому, доставляло ему большое удовольствие. Заслышав стук посуды, он летел к столу (клетка была всё время открыта), садился на спинку ближайшего стула и терпеливо ждал, склонив на бок свою головку, когда ему предложат кусочек сахара или обмакнутой в молоко булки.
Пение только что пойманных клестов довольно однообразно, но си-делые поют иногда очень хорошо и слушаешь их с истинным наслаждением.
Из синиц держат главным образом следующие три вида: большую, московку и пухляка. В летнее время они улетают в более северные части Сибири, где и гнездятся, а с наступлением осени возвращаются обратно. Подвижные, суетливые, вечно чем-нибудь занятые на воле, эти птички и в клетке отличаются живостью своего характера. Певцами, в полном смысле этого слова, их назвать нельзя, но между сиделыми экземплярами часто попадаются такие, которые доставляют большое удовольствие.
Жаворонков в клетках держат редко и то только самые ярые охотники. То же можно сказать и о свиристелях , но зато поползни , чечётки , щеглы и снегири занимают в этом отношении первое место и в редком доме не встретишь одной из этих птиц.
Сравнительно редко встречается и каллиоп (соловей красношейка Luscinia calliope) – родственник европейского соловья,– богато-одетый и обладающий хорошими голосовыми средствами, он высоко ценится между охотниками, но, к сожалению, уход за ним очень труден и выдержать продолжительное время его удаётся только настоящим любителям птиц. В недалёком будущем я предполагаю посвятить отдельные статьи этому виду и черёмушнику Carpodacus erythrinus , а потому распространяться о них пока не буду.
Дроздов , а особенно скворцов , в клетках держат также редко, хотя водится их в Сибири очень много. Объясняется это отчасти незнакомством с рациональным уходом за птицей, отчего много её гибнет в неволе, отчасти же трудностью приобретения кормов, так как специальной торговли предметами птицеводства здесь нет совершенно.
Вот краткие сведения, которыми я могу поделиться в настоящее время, надеясь в будущем прислать более обстоятельные сообщения.
^ ^