Замыкание аварии
Автор: Якубов Иван
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Реальный сектор
Статья в выпуске: 5 (97), 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142169577
IDR: 142169577
Текст обзорной статьи Замыкание аварии
Любое предприятие не застраховано от кратковременного нарушения электроснабжения, от перепадов напряжения в электросетях. А ведь за 0,1 секунды можно расстроить сложный технологический процесс. Например, в нефтепереработке при производстве бензина либо каучука химическая реакция в случае сбоя прекращается моментально и продолжить ее невозможно. Полуфабрикат в прямом смысле вылетает в трубу в виде продуктов горения. На нефтедобыче, если из-за прекращения подачи напряжения в сетях насос застрял на глубине 1,5–3 км, необходимы дни, а то и неделя, чтобы вновь запустить скважину. У металлургов на каком-нибудь 80-м метре прогонки стали процесс прекращается, и все, что «застряло», приходится запускать на переплавку снова.
Проблема замыканий существует во всем мире. Так, по данным American Bank of Report, в 2003 году только в США ущерб от нарушения электроснабжения составил $50 млрд. У нас соответствующие показатели тоже немалые, но общих потерь никто не подсчитывал. Хотя известно, что, например, на одном из предприятий Газпромнефти убытки составляют 500–600 млн. руб. в год. Такие цифры приводит заместитель директора научнопроизводственной компании «Промир» Валерий Пу-пин . Он кандидат технических наук, сотрудник кафедры электроснабжения промпредприятий Московского энергетического института (МЭИ), которая уже 25 лет занимается разработкой комплексов быстродействующего автоматического ввода резервного электропитания (БАВР) на все классы напряжения. Комплекс предназначен для обеспечения непрерывного электроснабжения потребителей подстанции путем их переключения на резервный источник питания.
«Первое поколение БАВР не было массовым, — рассказывает Валерий Пупин , — но более десятка таких устройств мы все же внедрили. К примеру, два прибора поставили в 2000 году на Тольяттинский каучуковый завод, где за десять лет они предотвратили 90 аварий! Но то было аналоговое устройство, по типу старых телевизоров с резисторами, диодами, которые плохи тем, что у них изменяются параметры дискретных элементов и с течением времени их нужно менять. Мы стали думать над созданием новых устройств».
В 2004 году компания «Сибур» попросила ученых разработать микропроцессорный БАВР. Пока создавался новый прибор, нефтепереработчики поставили зарубежное устройство, выполненное на основе первоклассных советских разработок.
С тех пор как европейцы появились на российском рынке, счет в борьбе за клиента пошел у разработчиков БАВР за каждую миллисекунду. Первое аналоговое устройство имело суммарное время работы в экстремальной ситуации (выключение одной сети и включение другой) 100–120 мс. Созданный НПК «Промир» микропроцессорный БАВР уменьшил это время до 60–85 мс. Западные конкурентные устройства, которые представ-
МЭИ МБПУ
•0107.072
РИА-НОВОСТИ
лены в основном немецкой фирмой АBB, срабатывают за 50–55 миллисекунд.
Для увеличения скорости работы прибора российские ученые стали изучать режим электроснабжения непосредственно на предприятиях, внедряющих БАВР. «Это возможно сделать благодаря уникальному программному комплексу нашей кафедры, которого нет
ключателя, не требует релейной защиты определенного производителя, в отличие от зарубежных аналогов.
Устройством БАВР заинтересовалась, в частности, компания ТНК-ВР, которая первоначально планировала приобрести 50 таких комплексов для своих предприятий. Однако кризис внес коррективы в эти планы, и пока «Промир» установил ей всего четыре прибора: два в 2008 году и два в 2009-м.
«Мы можем делать до 200 устройств в год, — говорит Валерий Пупин, — однако сегодня далеко не все руководители осознают важность внедрения такой аппара- на Западе, — говорит Валерий Пу-
туры на своих предприятиях. По расчетам специалистов
Комплекс БАВР обеспечивает непрерывное электроснаб жение путем быстрого переключения на резервный источник питания.
пин . — С его помощью мы можем учитывать всю схему электроснабжения — от питающей электросистемы до двигателей с напряжением 380 В. Все расчеты ведутся на основе математической модели. Мы подбираем для устройства БАВР такие параметры, которые позволяют при любых катаклизмах сохранять непрерывным технологический процесс и электродвигательную нагрузку».
В результате специалисты НПК «Промир» совместно с компанией «Таврида Электрик» достигли скорости переключения на резервный ввод (работу комплекса БАВР) равной 37–45 мс. Прибор стал абсолютным чемпионом в мире по этому показателю. Реализованный алгоритм работы устройства запатентован сотрудниками компании.
Разработка выгодно отличается от конкурентов и ценой. Так, если зарубежное устройство реализуют по 6–10 млн. руб., то отечественный БАВР стоит 3–4,5 млн. Российское устройство не зависит от типа вы-
ТНК-ВР срок окупаемости приборов составляет не более 1,5 года — одна большая авария стоит гораздо дороже».
Главный инженер Самотлорского нефтегазодобывающего управления №2 ТНК-ВР Юрий Антонов уверен: «Комплекс БАВР необходимо внедрять на всех подстанциях нашей компании — для снижения потерь нефти и обеспечения автоматического возврата в нормальный режим питания без вмешательства персонала».
Приборы можно использовать в разных отраслях: металлургии, нефтехимии, теплосетях и даже на водоканалах. Одна из причин небольшого интереса к этой разработке со стороны бизнеса — отсутствие законодательных норм регулирования споров между энергоснабжающей организацией и пользователем в случае сбоя напряжения. На Западе энергетики давно платят огромные неустойки при таких авариях. Когда это станет нормой у нас, установки будут востребованы повсюду.