Запускают ли артериоло-венулярные анастомозы восходящую дилатацию артерий?
Автор: Любаева Екатерина Владимировна, Малыхина Татьяна Викторовна, Баров Алексей Вячеславович, Ваньков Владимир Александрович
Журнал: Морфологические ведомости @morpholetter
Рубрика: Краткие сообщения
Статья в выпуске: 4 т.25, 2017 года.
Бесплатный доступ
Увеличение органного кровотока в сокращающихся скелетных дилатации магистральных артерий. В основе этого феномена лежит способность артерий реагировать на скорость текущей в них крови. Однако до настоящего времени дискутируется вопрос о том, за счет каких механизмов запускается сама восходящая дилятация артерий и увеличивается ли в них скорость кровотока? С другой стороны, общеизвестно, что все органы, выполняющие фазные функции имеют в своем внутриорганном кровеносном русле вне капиллярные пути кровотока. Цель работы - доказать участие артериоло-венулярных анастомозов в восходящей дилатации артерий. Были изучены препараты сердца и камбаловидной и широкой латеральной мышц бедра кошек (n=7) с инъецированным в суправитальных условиях сосудистом руслом. Установлено, что артериоло- венулярные анастомозы эпикарда и фасций скелетных мышц принимают активное участие в реализации феноменов преорганной гемо-сепарации и восходящей дилатации артерий.
Артериоло-венулярные анастомозы, восходящая дилатация артерий, скелетная мышца
Короткий адрес: https://sciup.org/143177218
IDR: 143177218
Текст научной статьи Запускают ли артериоло-венулярные анастомозы восходящую дилатацию артерий?
Любаева Е.В., Малыхина Т.В., Баров А.В., Ваньков В.А. Запускают ли артериоло-венулярные анастомозы восходящую дилатацию артерий?// Морфологические ведомости.- 2017.- Том 25.- № 4.- С. 40-42. (25).04.40-42
Lyubaeva EV, Malykhina TV, Barov AV, Van'kov VA. Do starts arteriolar-venular anastomoses an upward dilation of arteries? Morfologicheskie Vedomosti – Morphological Newsletter. 2017 Dec 30;25(4):40-42. (25).04.40-42
Введение . Во время рабочей гиперемии кровоток в скелетных мышцах может увеличиваться в 15-25 раз [1]. Это увеличение реализуется за счет расширения просвета мелких артериол [2] или прекапиллярных сосудов сопротивления (цит. по [1], с. 223). Однако оказалось, что процесс развития рабочей гиперемии в сокращающейся мышце более сложен и состоит, по крайней мере, из 3-х этапов. Вначале кровоток резко возрастает, затем – стабилизируется и затем снова увеличивается, но со значительно меньшей интенсивностью [3, 4]. Решающее значение имеет расширение или раскрытие терминальных артериол, которое приводит к увеличению в 2-3 раза числа функционирующих капилляров [5, 6]. Артериолы и артерии мышечного типа признаются в настоящее время перистальтическими насосами, гуморальным регулятором которых является оксид азота [7]. Они выполняют также роль сфинктеров, регулируя усиление или уменьшение перфузии в отдельных регионах органа, обеспечивая для них базальный ее уровень. Более того, получены данные о периодической вазодилатации и вазоконстрикции артерий различных органов. Так, у крыс через каждые 20 мин происходит расширение артерий хвоста [8]. По мнению [9], это связано с эпизодами активации секреции кортизола надпочечниками, происходящими в ультрадианном ритме. По другим данным, ритмические колебания просвета сосудов – эндогенная вазомоторика, обусловлена автоматизмом гладких миоцитов, находящихся под контролем серотонина [10]. Так или иначе, но вопрос о механизмах регуляции кровотока в микрососудистом русле органов является одним из фундаментальных в биологии и в медицине. Это касается и вопроса о механизме увеличения кровотока в миокарде и в сокращающейся скелетной мышце. Какова же роль артериоло-венулярных анастомозов, как составных элементов микрососудистого русла, в этом процессе?
Цель работы – доказать участие артериоло-венулярных анастомозов в восходящей дилятации артерий.
Материалы и методы исследования . Изучены препараты сердца (n=7) и камбаловидной и широкой латеральной мышц (n=7) кошек. Микрососудистое русло выявлялось на гистологических парафиновых срезах толщиной 5-7 мкм, окрашенных гематоксилином и эозином, по Ван-Гизон и предварительно инъецированных слабым раствором (0,25%) азотнокислого серебра в суправитальных условиях. Животные содержались в виварии ООО «Ветеринарная клиника «Друг» (исполнительный директор - к.м.н., доцент В.А.Ваньков). Все манипуляции с животными осуществлялись в соответствии с Российскими и международными этическими нормативами.
Результаты исследования и обсуждение . В эпикарде и скелетных мышцах (камбаловидной и широкой латеральной) кошек в составе микрососудистого русла выявлены разнообразные по форме, протяженности и сложности организаций вне капиллярные пути кровотока (рис. 1, 2). Открытие артериоло-венулярных анастомозов, доказательство их реальности и закономерности их распределения в органах является в первую очередь заслугой морфологов [11]. Через артериоло-венулярные анастомозы (далее – АВА) эпикарда и фасций осуществляется постоянный кровоток. Диаметр АВА равен 18,0-24,0 мкм. Количество их в эпикарде – 12-26 (15,0 + 0,5), в фасциях – 20-22 (24,0 + 1,0) 1,0 см2. В фасциях сокращающийся мышц диаметр АВА достоверно увеличивается до 34,0-42,0 мкм.
Значительное количество обменных микрососудов в брадитрофных тканях эпикарда и фасций и большое число АВА выполняют, кроме гемодинамической функции, функцию гемо-сепарации, повышая гематокрит во внутриорганных артериях миокарда и скелетных мышц во время рабочей гиперемии. На роль артерио-венозных фистул в резком увеличении кровотока (в 10-13 раз) и увеличении просвета артерий впервые указали М. Lis et al. [12]. Это был довод в пользу того, что «расширение артерий есть следствие увеличения кровотока» (цит. по [2], с. 187). Однако резкое падение давления крови выше фистулы не воспринималось как доказательство в пользу роли увеличения скорости кровотока в восходящей дилатации артерий [13]. Лишь в более поздних работах были получены достоверные доказательства того, что просвет магистральных артерий млекопитающих зависит от скорости течения в них крови [2, 3, 14-16]. Это свойство артерий обусловлено способностью эндотелия реагировать на продольные усиления сдвига [2]. При этом гидродинамическая тяга стремится увлечь стенку артерии в направлении движения крови. Наибольшее расширение просвета артерий происходит при увеличении вязкости крови. Таким образом, это свойство крови имеет существенное значение для восходящей дилятации артерий, поскольку через вязкость к эндотелию прикладывается гидродинамическая сила, пропорциональная объемной скорости кровотока [2]. В свою очередь, вязкость крови увеличивается непропорционально при гематокрите больше, чем 40-45 [1]. Так, при большой скорости кровотока в сосуде диаметром более 200,0 мкм и вязкости крови равной 8 см з гематокрит должен достигнуть 60%, а при вязкости 10 см з – 70% [17].
Достижение высокого гематокрита в внутриорганных артериях миокарда и скелетных мышц происходит при участии микрососудистого русла эпикарда и фасций скелетных мышц. Процесс гемо-сепарации приводит к разделению потоков крови: кровь с низким гематокритом принимает микрососудистое русло эпикарда и фасции, кровь с высоким гематокритом поступает в миокард и скелетные мышцы (рис. 3). Гидродинамическая тяга при восходящей дилатации артерий стремится увлечь и стенку в направлении движения крови. В филогенезе уже первичные перистальтические насосы были фиксированы к окружающим образованиям. Эта фиксация является основой того, что «при расслаблении и последующем сокращении гладкомышечных клеток и изменении просвета перистальтический насос сдвигается незначительно» (цит. по [7], с. 472). В дальнейшем филогенезе аналоги перистальтических насосов – артериолы и артерии мышечного типа – стали надежно фиксироваться мышечными волокнами миокарда и скелетных мышц (рис. 5).

Рис. 1. Артериоло-венулярный анастомоз (2) в эпикарде кошки; 1 - артериола; 3 - венула. Окр.: импрегнация по Ранвье. Ув.: х900.
Рис. 2. Артериоло-венулярный анастомоз (3) в фасции камбаловидной мышцы кошки; 1 - артериола; 2 - венула. Окр.: импрегнация по Ранвье. Ув.: х400.

Рис. 3. Высокий гематокрит в микрососудах миокарда левого Рис. 4. Фиксация мышечных волокон (2) к адвентиции желудочка кошки. Окр.: железным гематоксилином Вейгерта. артерии (1). Камбаловидная мышца кошки. Окр.: Ув.: х900. гематоксилином и эозином. Ув.: х900.
Заключение . Артериоло-венулярные анастомозы эпикарда и фасций скелетных мышц способны запускать восходящую дилатацию венечных артерий и артерий нижних конечностей во время рабочей гиперемии миокарда и скелетных мышц. Увеличение объемной скорости кровотока через АВА способствует процессу гемосепарации в микрососудистом русле эпикарда и фасций, увеличению гематокрита в микрососудах миокарда и скелетных мышц и снижению периферического сопротивления в артериолах и артериях мышечного типа за счет увеличения их просвета.

Рис. 5. Фиксация мышечных волокон (2) адвентиции артерии (1). Миокард новорожденного котенка. Окр.: по Ван Гизон. Ув.: х900.
Список литературы Запускают ли артериоло-венулярные анастомозы восходящую дилатацию артерий?
- Фолков Б., Нил Э. Кровообращение.- Пер. с англ.- М.: Медицина, 1976.- 463с.
- Хаютин В.М. Артериальная сеть скелетных мышц, орган в органах/ В кн.: Управление деятельностью висцеральных систем.- Л.: Наука, 1983.- С. 180-195.
- Мещерский Е.Л. Анализ динамики рабочей гиперемии скелетных мышц. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. мед. наук.- М., 1989.-27с.
- Хаютин В.М., Мещерский Е.Л., Веселкин Е.С. Рабочая гиперемия скелетных мыши// Вестник АМН СССР.- 1980.-№ 1.- С. 54-60.
- Honig CR, Odoroft CL, Frierson JL. Capillary recruitment in exercise: rate, extent, uniformity and relation to blood flow. Аmer. J. Physiol. 1980;238(1):H31 -H42.
- Козлов В.И., Мельман Е.П. и др. Гистофизиология капилляров.-С.-Пб: Наука, 1994.-234с.
- Титов В.Н. Анатомические и функциональные основы эндотелий - зависимой вазодилятации, оксид азота и эндотелин, артериолы мышечного типа как перистальтические насосы// Успехи современной биологии.- 2010.- №4.- С. 360-380.
- Yound AA, Dawson NJ. Evidence for on-off control of heat dissipation from the tail of the rat. Canad. J. Physiol. Pharmacol. 1982;60(3):392-398.
- Tapp WN, Levin BB et al. Ultradian rhythm of plasma norepinefrine in rat. Endocrinology. 1981;109(5):1781-1783.
- Симоненков А.П., Федоров В.Д. и др. Механизм эндогенной вазомоторики и гладкомышечной недостаточности микроциркуляторного русла//Вестник РАМН.- 1994.- № 6.- С. 11-16.
- Геселевич А.М. О первых отечественных исследователях артерио-венозных соустий// Арх. анат.- 1954.-№ 4.- С. 73-81.
- Lis M, Seperstes OM, Kill P. Local regulation of vascular cross section during changes in femoral arterial flow in dogs. Circul. Res. 1970;27(5):727-737.
- Jngebrigtsen R, When PS. Local blood pressure and direction of flow in experimental arterio-venous fistula. Acta chir. Scand. 1960;120:142-150.
- Мещерский Е.Л., Веселова Е.С., Хаютин В.М. Две фазы рабочей гиперемии скелетной мышцы// Бюлл. экспер. биол.-1976,- № 3.- С. 920-923.
- Мелькумянц А.М., Веселова Е.С., Хаютин А.М. Реакция бедренной артерии кошек на увеличение скорости кровотока//Бюлл. экспер. биол.-1981.- № 8.- С. 7-8.
- Мелькумянц А.М., Балашов Т.А., Смишко В., Хаютин А.М. Избирательное выключение чувствительности артерий к скорости кровотока глютаровым альдегидом//Бюлл. экспер. биол.- 1986.- № 5.- С. 524-526.
- Haynes R.H. The rheology of blood. Transactions of The Society of Rheology: Journal of Rheology. 1961;5:85-101.