Зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов (противодействие транснациональной преступности)

Бесплатный доступ

Цель: Рассмотреть практику участия правоохранительных органов зарубежных стран в обеспечении экономической безопасности предпринимательских структур, в том числе через участие в борьбе с трансграничной преступностью. Методология: В статье применялись общенаучные (системный, структурно-функциональный) и частно-научные (синтез, анализ, сравнение) методы. Результаты: Констатируется, что в развитых экономиках правоохранительные органы первоочередным образом создают условия для безопасного функционирования предпринимателей, фокусируясь на профилактической работе, просвещении и общей превенции экономической преступности. Высокая ожидаемая эффективность в обеспечении экономической безопасности заложена во взаимодействии правоохранительных органов и корпоративных служб безопасности. Задача противодействия трансграничной преступности кардинально меняется в цифровую эпоху, и правоохранительные органы по-разному выстраивают превентивную работу, формируя уникальный опыт, полезный для рецепции в нашей стране. Новизна/оригинальность/ценность: Представлены рекомендации по рецепции лучшего зарубежного опыта в российскую практику правоохранительной работы по направлению.

Еще

Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов, кибербезопасность, транснациональная преступность, правоохранительные органы, профилактика экономических преступлений, цифровая экономика, правоохранительные органы зарубежных стран

Короткий адрес: https://sciup.org/140250444

IDR: 140250444

Текст научной статьи Зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов (противодействие транснациональной преступности)

Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов – универсальная задача, не имеющая территориальных границ и рамок. В любом обществе, включая наиболее развитые в социально-экономическом плане, имеются многочисленные внешние угрозы экономической безопасности предпринимателей, успешно противостоять которым самостоятельно они не в состоянии. Такие угрозы формирует, прежде всего, деятельность организационной преступности, в особенности трансграничной. Важнейшую роль в обеспечении содействия в формировании экономической безопасности хозяйствующих субъектов играет деятельность правоохранительных органов в их комплексе и взаимосвязи, многие элементы которой представляются полезными для рецепции и имплементации в национальные системы правоохранительной работы государств Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), в том числе в контексте совместной работы по защите интересов предпринимателей от трансграничной преступности.

Осуществляя работу по заявленному направлению, особо важно учитывать актуальные трансформации транснациональной преступности, произошедшие в 2010-е годы, которые будут оказывать усиленное влияние на состояние экономической безопасности хозяйствующих субъ- ектов в наступившем десятилетии. Речь идет об активном развитии цифровой экономики, включая перевод многочисленных экономических операций (транзакций) в режим онлайн, которые мультиплицировали риски кибербезопасности и сформировали уникальные предпосылки для стремительного роста трансграничной преступности, которую справедливо именовать вовсе преступностью без границ [1].

Правоохранительные органы зарубежных стран располагают значительным опытом и ноу-хау в части борьбы как с «классической» транснациональной преступностью, так и с цифровым ее сегментом, которые представляются исключительно важными в контексте разработки мер по неуклонному совершенствованию деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и государств ЕАЭС по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

Правоохранительные органы зарубежных стран по-разному подходят к организации работы по содействию в обеспечении экономической безопасности хозяйствующих субъектов, при этом, как показывает проведенный нами обзор передовых практик, зачастую в рамках правоохранительной системы определенного государства сочетается несколько подходов к решению заявленной проблемы.

Первая форма деятельности – силовые действия, направленные на устранение наличных угроз экономической безопасности, включая, в частности, известные организованные преступные группировки. Основным субъектом подобной работы выступают полицейские органы; органы прокуратуры играют немаловажную роль в санкционировании по установленным направлениям деятельности, равно как и суды. При этом хозяйственная деятельность в значительной степени отдалена от приоритетных субъектов силового обеспечения безопасности; как в англосаксонской, так и в континентальной правовой семьях получает широкое распространение доктрина преимущественной самозащиты хозяйствующих субъектов от экономических посягательств [2]. Ее смысл заключается преимущественно в том, что на функционирование правоохранительных органов расходуются средства налогоплательщиков, которые не заключали общественный договор на финансирование охраны корпоративных интересов, даже если таковые в конечном итоге затрагивают интересы общества целиком. Корпорации в состоянии собственными силами обеспечить функционирование силовых структур, таких как службы внутренней безопасности и органы корпоративного контроля, деятельность которых и способствует обеспечению экономической безопасности. Правоохранительные органы, в частности органы внутренних дел, будут вмешиваться в вопросы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов преимущественно в тех случаях, когда их собственные структуры безопасности объективно не в состоянии оказать действенное влияние – в частности, при предупреждении транснациональных посягательств на экономическую безопасность, пресечении наличных угроз со стороны организованной преступности (мафии) и проч. По остальным направлениям объективные зарубежные теоретики и практики правоохранительной работы отмечают обеспечение взаимодействия правоохранительных органов и служб корпоративной безопасности [3].

Вторая (зачастую основная) форма деятельности – взаимодействие правоохранительных органов и служб безопасности хозяйствующих субъектов. С позиций рационального расходования ресурсов и достижения при этом значимого эффекта, по сути, речь идет о приоритетном направлении сотрудничества. Правоохранительные органы устанавливают тесный доверительный и долгосрочный контакт с представителями корпоративных служб безопасности; основные направления контакта реализуются через негласное сотрудничество между субъектами. В числе их ключевых направлений могут быть указаны такие, как предоставление информации о потенциально неблагонадежных сотрудниках, общий информационный обмен, налаживание систем обмена информацией и предоставление доступа корпоративным службам безопасности к некоторым регистрам правоохранительных органов [4]. В некоторых странах с развитой системой частной сыскной деятельности, таких как США, в подобное взаимодействие активно вовлекаются, помимо корпоративных служб безопасности, также частные детективные агентства и охранные бюро. Складывается ситуация продуктивного сотрудничества корпораций и правоохранительных органов в обеспечении экономической безопасности, когда все существующие проблемы разрешаются без конфликтов, а корпоративные охранные (силовые) структуры с готовностью и без избыточных дополнительных условий сотрудничают с правоохранительными органами по всем направлениям обеспечения экономической безопасности [5].

В ФРГ формируется триада взаимодействия корпоративных структур безопасности, частных детективных служб и правоохранительных орга- нов в лице Национальной службы безопасности для решения ключевых вопросов в сфере обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов [6].

Во Франции формируются специализированные структуры и платформы взаимодействия правоохранительных органов и корпоративных структур обеспечения безопасности.

Аналогичная ситуация складывается и в европейских государствах, прежде всего, в странах Северной Европы, где корпоративные службы безопасности характеризуются высоким уровнем развитости; особое внимание в сотрудничестве корпоративных структур с правоохранительными органами отводится вопросам противодействия киберпреступности и промышленному шпионажу.

Третья форма – общая и частная превенция экономической преступности. В так называемых развитых экономиках речь идет о наиболее перспективном направлении борьбы с экономической преступностью в целом, когда сами предприниматели не рассматриваются заведомо как источники угроз национальной экономической безопасности, а усилия правоохранительных органов направлены на предотвращение более реальных угроз через устранение предпосылок для возникновения успешной деятельности преступных синдикатов, в том числе трансграничных, а также путем своевременного информирования предпринимателей об исходящих от них угрозах и рисках.

В немалой степени подобная работа проводится через формы и инструменты взаимодействия правоохранительных органов и служб корпоративной безопасности, но также может осуществляться непосредственно с руководителями и / или владельцами бизнеса. В некоторых государствах континентальной Европы активную роль в пропаганде знаний об аспектах обеспечения корпоративной безопасности играют органы прокуратуры (Германия, Франция) [7].

Органам прокуратуры также отводится важное место в обеспечении интересов корпораций в сфере экономической безопасности через поддержку исков в суде и реализацию мер прокурорского реагирования на нарушения нормального порядка функционирования компаний, включая неправомерные посягательства на свободу предпринимательской деятельности, такие как попытки рейдерского захвата бизнеса, инсценировки или побуждения к банкротству, парализация работы предпринимателей через сутяжничество (предъявление необоснованных исков, требова- ний по обеспечению иска, необоснованное затягивание судебных процедур и др., преимущественно направленных на временное ухудшение условий и возможностей деятельности одних хозяйствующих субъектов в интересах (обеспечения конкурентоспособности и пр.) других) [8].

Именно активная информационная работа может рассматриваться как третья форма деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

Что касается непосредственно борьбы с трансграничной преступностью, в особенности осуществляющей криминальную активность в сфере высоких технологий или с использованием таковых, то в правоохранительной деятельности зарубежных стран выработаны следующие перспективные формы и методы работы [9]:

– международная кооперация и обмен информацией. Помимо надгосударственных структур активно практикуется международный обмен опытом и информирование (например, в рамках практических конференций и симпозиумов) о новых и новейших угрозах корпоративной безопасности в киберсфере и иных рисках, связанных с трансграничной преступностью, активизировавшейся, в первую очередь, в цифровом сегменте экономики или в части применения цифровых инструментов и методов для реализации своих противоправных замыслов. Для этих целей активно используются транснациональные цифровые площадки по обмену информацией [10];

– формирование на международном уровне универсальных протоколов и планов совместных действий по противодействию трансграничной преступности, в том числе в цифровом сегменте;

– создание независимых подразделений и органов по международному сотрудничеству в сфере противодействия трансграничной преступности и кибербезопасности;

– активное взаимодействие правоохранительных органов с лидерами национального цифрового сектора по вопросам взаимного информирования о технологиях киберпреступности, новых угрозах в сфере цифровой трансграничной преступности, технологиях активного противодействия ей. Отдельные национальные ИТ-гиганты (впрочем, далеко не все) предлагают правоохранительным органам специализированные разработки – цифровые платформы, обеспечивающие мониторинг трансграничной преступности, состояния и угроз кибернетической безопасности;

– тесное сотрудничество государственных органов (подразделений) и ИТ-служб крупнейших компаний по вопросам обмена данными о трансграничной киберпреступности, реализации общих мер по ее противодействию и др. [11; 12]. Отметим, что в отличие от общего взаимодействия в сфере обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, в рамках которого правоохранительные органы взаимодействуют с корпоративными службами безопасности, по данному направлению сотрудничество осуществляется прежде всего с ИТ-подразделениями компаний (корпораций).

Несмотря на то, что в соответствующие направления деятельности непосредственно вовлекаются далеко не все хозяйствующие субъекты, конечными бенефициарами становятся все представители бизнеса, которые получают возможность устойчиво функционировать, несмотря на многочисленные риски экономической безопасности, в том числе исходящие от среды трансграничной преступности, включая ту, которая развивается в цифровом сегменте экономики.

Заключение. В целом, несмотря на то, что в развитых зарубежных странах с той или иной степенью интенсивности реализуется подход, направленный на отделение государства от бизнеса, правоохранительные органы, так или иначе, осуществляют активное участие в обеспечении экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Такое участие реализуется в значительной мере в косвенной форме, через информирование и профилактическую работу.

Важное место в системе деятельности правоохранительных органов зарубежных стран по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов занимает взаимодействие с корпоративными службами безопасности (охраны), в рамках которого решаются общие и частные вопросы превенции преступных посягательств на корпоративную экономическую безопасность. Соответствующий опыт видится целесообразным перенять и отечественной практике, способствуя наиболее рациональному расходованию ресурсов правоохранительных органов в целях обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов и национальной экономики в целом.

В современных условиях актуализируется значимость работы правоохранительных органов по противодействию трансграничным угрозам экономической безопасности хозяйствующих субъектов, в том числе объективирующаяся в цифровой (кибернетической) сфере. Важными предпосылками для совершенствования деятельности по направлению видятся специализированная работа (в том числе, через создание специальных органи- зационных структур) и международное сотрудничество. Последнее, несмотря на общее состояние «токсичности» в международных контактах отечественных правоохранительных органов, наблюдаемое в последние годы, необходимо неуклонно развивать, рассматривая как важнейший, пожалуй, ключевой источник прогресса в работе по предотвращению трансграничных преступных посягательств на отечественных предпринимателей (хозяйствующих субъектов) – значимой предпосылке обеспечения экономической безопасности на всех уровнях ее функционирования.

Список литературы Зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов (противодействие транснациональной преступности)

  • Blažič B.J., Klobučar T. Removing the barriers in cross-border crime investigation by gathering e-evidence in an interconnected society // Information & Communications Technology Law. 2020. Т. 29. № 1. С. 66-81.
  • Díez C.G.J., Herlin-Karnell E. Prosecuting EU Financial Crimes: The European Public Prosecutor's Office in Comparison to the US Federal Regime // German Law Journal. 2018. Т. 19. № 5. С. 1191-1220.
  • Rice L. Junior partners or equal partners? Civilian investigators and the blurred boundaries of police detective work // Policing and society. 2019. С. 1-16.
  • Meerts C. Corporate Investigations: Beyond Notions of Public-Private Relations // Journal of Contemporary Criminal Justice. 2020. Т. 36. № 1. С. 86-100.
  • Османов Ж.Д., Моисеев П.С. Особенности обеспечения экономической безопасности в зарубежных странах // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 11. С. 99-104.
  • Dupont B. Bots, cops, and corporations: on the limits of enforcement and the promise of polycentric regulation as a way to control large-scale cybercrime // Crime, law and social change. 2017. Т. 67. № 1. С. 97-116.
  • Yakhlef S. Cross-Border Police Collaboration: Building Communities of Practice in the Baltic Sea Area. L.: Routledge, 2020.
  • Vervaele J.A.E. The European Public Prosecutor's Office (EPPO): Introductory Remarks // Shifting Perspectives on the European Public Prosecutor's Office. TMC Asser Press, The Hague, 2018. С. 11-19.
  • Elliott L. Fighting transnational environmental crime // Journal of International Affairs. 2012. С. 87-104.
  • Sallavaci O. Strengthening cross-border law enforcement cooperation in the EU: the Prüm network of data exchange // European Journal on Criminal Policy and Research. 2018. Т. 24. № 3. С. 219-235.
  • Лукацкий А., Окулесский В. Целенаправленные атаки: из жизни невидимок // Безопасность деловой информации. 2014. № 6. С. 4.
  • Finklea K.M., Theohary C.A. Cybercrime: Conceptual issues for congress and US law enforcement. Congressional Research Service, Library of Congress, 2015.
Еще
Статья научная