Зарубежный опыт и тенденции интеграции банковского и промышленного капитала в современной экономике
Автор: Бейбулатова З.М.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 4 (46), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности процесса интеграции и эволюция корпоративных образований в России и за рубежом. В статье также подчеркивается, что возможности корпоративных образований обретают повышенную значимость в кризисных экономических условиях, когда нужна оперативная мобилизация ресурсов, их эффективное перераспределение в ключевые сферы производства и научно-технического развития.
Интеграция, корпорация, финансово-промышленные группы, корпоративное управление
Короткий адрес: https://sciup.org/140274484
IDR: 140274484
Текст научной статьи Зарубежный опыт и тенденции интеграции банковского и промышленного капитала в современной экономике
В современных условиях формирование новых взаимоотношений между банковским и производственным капиталом выступает как одно из условий создания общих системных преобразований в российской экономике. Интеграция банковского и промышленного капитала ведет к образованию принципиально иных интеграционных структур, чем в традиционных организационно-хозяйственных объединениях.
Тенденции интеграции банковского и промышленного капитала начали проявляться в России еще в дооктябрьский (1917г.) период. Несколько десятков межотраслевых концернов и финансовых групп делили между собой весь крупный сектор российской экономики. Во главе этих структур через систему участий, Советы директоров становились крупнейшие банкиры, которые одновременно были тесно связаны с Министерством финансов и другими государственными органами.
В течение прошедшего столетия в большинстве развитых стран происходили кардинальные перемены в системе экономических отношений. Реакцией на изменение конъюнктуры производства и потребительского спроса явилась не только конкуренция в сфере товаров и услуг, но конкуренция в сфере организации, основывающейся на объединении усилий хозяйствующих субъектов без потери их самостоятельности. Корпоратизация явилась адекватным ответом на вызов времени, соответствующим общемировой тенденции, логике развития внутренней и внешней среды страны.
Процесс интеграции банковского и промышленного капитала происходил при активной поддержке государства, которое всячески стимулировало создание и деятельность различных организационно -экономических форм, подобных нынешним российским финансово-промышленным группам (ФПГ).
Следует отметить, что роль государства в интеграции банковского и промышленного капитала не сводится только к формированию необходимых правовых, экономических и организационных условий. На практике государство само, через свои институты непосредственно и опосредованно участвует в создании и деятельности соответствующих структур. Механизмы этого участия отчетливо проявились в процессах приватизации, развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг, формирования коммерческих банков и т.д.
При всей противоречивости осуществления процесса интеграции банковского и промышленного капитала в России он, те не менее, является результатом прогресса современного производства, так и необходимым условием его дальнейшего развития.
Реальная интеграция банковского и промышленного капитала могла бы стать существенным фактором решения целого ряда актуальных проблем российской экономики. С появлением ФПГ связывались надежды на проведение единой промышленной политики в стране. В числе главных аргументов в пользу создания ФПГ назывались:
-
- содействие приходу банковского капитала в промышленность в целях ликвидации обвального снижения объема капиталовложений;
-
- создание привлекательных и надежных структур для прихода зарубежных инвестиций;
-
- восстановление нарушенных в ходе реформ производственных связей;
-
- облегчение отстаивания групповых интересов в государственных структурах;
-
- кооперирование в снабженческо-сбытовой сфере ради экономии соответствующих издержек;
-
- повышение согласованности действия предприятий при производственной кооперации;
-
- укрепления отношений с внутренними финансово-кредитными учреждениями;
-
- консолидация инвестиционных ресурсов;
-
- сокращения потребности в оборотных средствах за счет повышения платежной дисциплины между партнерами по ФПГ, использования ими товарных кредитов, трансфертных цен и т.д.;
-
- формирование благоприятного делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках. [3], [4].
Таким образом, обобщая побудительные причины создания и деятельности ФПГ можно выявить основные факторы их формирования, которые следует отнести к доминирующим в развитии интеграционных образований. К ним относятся факторы организационного оформления и развития финансового капитала, технологические (достижение эффектов масштаба, синергии), рыночные (экономия на транзакционных издержках) и управленческие.
С другой стороны, были и существуют противники самой идеи создания ФПГ как формальных структур, призванных аккумулировать финансовый и промышленный капитал, основные их аргументы сводятся к тому, что: а) ФПГ являются лишь попыткой восстановить старые промышленные структуры и организации, препятствуя тем самым их глубокой реструктуризации для соответствия условиям рынка; б) ФПГ пользуются незаслуженными преимуществами, несовместимыми с рыночными отношениями [5].
Как свидетельствует мировой, а теперь и накопленный отечественный опыт, возникновение ФПГ достигается двумя путями: или делением (при сохранении у головной компании контрольных пакетов акций отделившихся подразделений), или слиянием. Слияние может быть добровольным (по соглашению) или принудительным (поглощением).
Основой крупной корпоративной структуры является консолидирующее ядро - «инициативная группа», вокруг которого формируется объединение.
Процесс интеграции в России протекал по трем направлениям:
-
1) Объединение формировалось вокруг промышленного предприятия или группы промышленных предприятий. Это группа, участники которой объединили свои капиталы и создали единую акционерную компанию. Такими компаниями-лидерами стали АО «Нижегородский автомобильный завод» в ФПГ «Нижегородские автомобили», Магнитогорский металлургический комбинат в ФПГ «Магнитогорская сталь», АО «ВАЗ» и «КамАЗ» в «Волжско-Камской ФПГ».
-
2) Группа формировалась вокруг коммерческого банка. Группирование промышленных структур вокруг банков тесно связано с ожиданием получения ими льготных банковских кредитов, в первую очередь для выполнения инвестиционных программ. Поскольку «банковские ФПГ» возникают в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка, в качестве финансово-кредитных
учреждений в этих группах участвуют, как правило, крупные российские банки.
-
3) Группа формировалась вокруг торгового дома, вокруг которого формировался банковский и торговый капитал. Примером такого образования является ФПГ «Сокол», в составе которой торговый дом, крупная маркетинговая служба, а также более 20 торговых представительств [3].
Наиболее распространенными в России формами интеграции из трех вышеназванных являются первый и второй варианты развития. Но, следует отметить, до кризиса 1998г. ФПГ в основном формировались вокруг банков, скупавших контрольные пакеты акций; после же «ядром» группы, как правило, становятся наиболее мощные предприятия. А банки сосредоточиваются на расчетном обслуживании и кредитовании предприятий. Основанная на банковском контроле и финансировании модель, по мнению ряда исследователей, представлялась более привлекательной именно для стран с переходной экономикой. В самом деле, на этапе становления рыночных отношений, когда роль фондового рынка крайне низка, отсутствуют четкие правовые нормы разрешения корпоративных споров, существует неопределенность в формах собственности, банки являются одними из немногих инструментов, способных обеспечить финансирование реструктуризации предприятий, осуществлять мониторинг появившихся акционерных обществ, холдингов. Становится возможным и контроль менеджмента, в частности решение проблемы негативного отношения менеджеров к увеличению доли внешних инвесторов в капитале корпорации. В случае банковского контроля альтернативой такому финансированию со стороны станут кредиты банков. Наконец, по роду своей деятельности банки хорошо знают о финансовом положении предприятий, имеют мощные рычаги влияния и контроля за использованием задолженности предприятий-кредиторов, подкрепленные залоговым обеспечением. Кризис 1998г. помешал распространению этой тенденции в масштабах страны, уменьшил и без того скудные банковские кредитные ресурсы. По этой причине говорить о сформировавшемся банковском контроле корпоративных структур в российской практике преждевременно. Сейчас, когда на финансовом рынке действуют 7 устойчивых лидеров (Внешторгбанк, Райффайзенбанк, Сбербанк РФ, Газпромбанк, Альфа Банк, Банк Москвы, РОСБАНК) картина изменилась. И хотя ряд перечисленных банковских лидеров продолжают входить в состав ФПГ, говорить о доминировании банковских групп не приходится [3].
Характерная особенность формирования и организации деятельности европейских финансово-промышленных структур состоит в тесной связи банков с промышленными структурами. Так, банки являются лидерами создания ФПГ в Германии. Они принимают участие как в финансировании инвестиционных проектов, так и в управлении входящими в группу предприятиями. Во главе типично «банковских» групп стоят такие крупнейшие акционерные банки, как «Дрезднер банк» (Dresdner Bank AG), «Дойче банк» (Deutsche Bank AG) и «Коммерцбанк» (Commerzbank AG) (1/4, 1/3 и 1/8 акционерного капитала страны соответственно). В тесной связи с банками работают такие всемирно известные промышленные концерны, как «Бош», «Сименс» (с Дойче банк), «Хоссет», «Грундик», «Крупп» (с Дрезднер банк) [3].
Объединение банков и промышленных структур в финансовопромышленную группу означает как прямой, так и опосредованный мониторинг важных аспектов деятельности предприятий. Это финансовое планирование, вопросы менеджмента, консалтинг по состоянию и прогнозированию рынков, информирование о новых технологиях.
Активную роль играют банки и в отстаивании интересов предприятий за рубежом через кредитование местных экспортеров, инвестициях за границу.
Поскольку лидирующим звеном в немецких финансовопромышленных группах является банк, отношения внутри объединения, естественно, определяются политикой, которая проводится данным банком. Группа, созданная вокруг «Дойче банк», например, в результате проведенной им серии слияний и поглощений была преобразована в промышленно-технологический комплекс, охватывающий производство автомобилей, самолетов, двигателей и электроники к ним. Промышленные предприятия, входящие в группу, имеют прямые производственные и технологические связи, базирующиеся на отношениях собственности. Это весьма существенно с точки зрения проведения НИОКР, так как позволяет избегать неоправданного дублирования исследовательских программ. Доминирующее влияние банков распространяется не только на головную промышленную структуру (концерн, холдинг), но и на множество группируемых вокруг нее крупных и средних компаний. В среднем головные структуры владеют акциями и, соответственно, осуществляют контроль за деятельностью около 150 компаний.
Деятельность немецких концернов чаще всего распространяется на одну отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Для Германии это, как известно, черная и сталелитейная индустрия, машино- и автомобилестроение, химическая и электротехническая промышленность. Немногие крупные концерны охватывают всю отрасль (как, например, «Сименс» - электротехническую промышленность, а концерн «Тиссен» -сталелитейную).
Что касается создания в Германии региональных финансово -промышленных групп, здесь важно отметить наличие их тесных связей с правительством земли и местной промышленностью. Традиционно, промышленные предприятия, как правило, средние по размерам, сохраняют связи региональными банками, одновременно являясь участниками концернов, входящих в состав финансовых групп крупных общенациональных банков.
Таким образом, мы наблюдаем такую характерную особенность формирования и организации деятельности крупных корпоративных структур в Германии, как долевое участие немецких коммерческих банков в капитале немецких промышленных предприятий. И, несмотря на некоторую зависимость промышленных предприятий от коммерческих банков, и для предприятий и для банков имеются следующие преимущества:
-
- коммерческий банк имеет возможность контролировать использование и возврат выделенных кредитов;
-
- в периоды кризисных для предприятий ситуаций коммерческие банки не только могут внедрять новые проекты, передовые технологии, но и осуществлять финансовые влияния, позволяющие реанимировать такие предприятия.
В целом, германская модель характеризуется стабильностью как внутренних, так и внешних для компании факторов, ниже риски банкротств и разрушительных последствий на почве конфликта интересов.
Во Франции наибольшее распространение получили финансовопромышленные предприятия, созданные вокруг крупнейших производственных комплексов. Наиболее известными из них являются «Рон Пуленк», «Компани франсэз де петроль», «Аэроспасьяль» и т.д. Промышленная составляющая данных объединений представляют собой единое целое в производственном отношении, сформированное на базе технологически связанных предприятий.
Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение также торговые. Крупные торговые компании, такие как «Кора», «Интермаше», «Ошан» стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков («Банк аккорд», «Банк шабриер») [7].
Характерной особенностью финансово-промышленных групп Швеции является преобладание промышленных объединений, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов и финансистов. В целом, шведские ФПГ демонстрируют характеристики, близкие финансовопроизводственным объединениям Германии.
В экономике Италии доминирующее положение занимают банковские финансово-промышленные группы. Среди крупнейших итальянских банков, сыгравших решающую роль в процессе формирования финансово-промышленных групп Италии, можно отметить «Итальянский кредит», «Римский банк», «Коммерческий банк». Это связано с тем, что привлечение капитала посредством выпуска дополнительных эмиссий акций промышленными предприятиям не привело к ожидаемым результатам. Поэтому итальянские концерны, в целях увеличения капиталовложений, были вынуждены прибегнуть к использованию банковского кредита, в свою очередь, все больше и больше попадая в зависимость от кредитующих их банков [7].
На основании вышеизложенного, следует отметить следующее.
Интеграция банковского и промышленного капитала становится существенным аспектом общего реформирования современной российской экономики. Испытывая на себе все позитивные и негативные импульсы системных преобразований, этот процесс может сыграть роль мощного структурирующего фактора. Безусловно, банки начинают играть существенную роль в сфере корпоративного управления в российских предприятиях. Обладая, как правило, наиболее квалифицированным персоналом, банки активно влияют на качество такого управления, традиционно низкого для структур промышленной составляющей ФПГ. Сказанное тем более справедливо в случаях фактического контроля предприятий инсайдерами, скупившими промышленный объект за бесценок и мало заинтересованных в его эффективной работе. Возрастание роли банков в такой важнейшей сфере, как улучшение качества финансового менеджмента, безусловно, положительное явление. Об этом говорит и мировой опыт благотворного влияния банковских институтов на промышленную составляющую ФПГ.
На сегодняшний день отсутствует единая модель корпоративного построения и управления ФПГ в странах с рыночной экономикой. Отличия в значительной степени обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами, спецификой законодательства, роли финансовых организаций в вопросах корпоративной собственности и управления.
Интегрированные корпоративные образования обеспечивают объединение предприятий различных отраслей и сфер хозяйственной деятельности, что позволяет максимизировать эффективность инвестиций, развивать внешнеэкономическую деятельность, диверсифицировать производство, мобильно реагировать на различные изменения в экономике.
Список литературы Зарубежный опыт и тенденции интеграции банковского и промышленного капитала в современной экономике
- Бейбулатова З.М. Макроэкономические предпосылки интеграции и эволюция корпоративных образований // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013.№51 (3). С.46
- Бейбулатова З.М. Основные аспекты теорий корпораций и их классификация// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013.№5 (53). С.47
- Дубровский В.Ж., Романова О.А., Татаркин А.И., Ткаченко И.Н. Динамика корпоративного развития. - М.: Наука, 2004. - 502с.
- Ильин М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. - М.: Альпина Паблишер, 2002. - 287с.
- Кондратьев В.Б. Корпоративное управление и инвестиционный процесс. - М.: Наука, 2003. -318с.
- Осьмакова А.И. О необходимости интеграции промышленного и банковского капитала// Успехи современной науки. - 2017, Том 3, №1.
- Цветков В.А. Финансово-промышленные группы в современном мире // Промышленная политика в Российской Федерации - 2000, №6. - с.36-47.