Зарубежный опыт организации и оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
Автор: Филиппова Мария Валерьевна
Журнал: Технологии гражданской безопасности @tgb-vniigochs
Рубрика: Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Статья в выпуске: 1 т.12, 2015 года.
Бесплатный доступ
Приведен обзор материалов докладов зарубежных коллег (из Австрии, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании, Венгрии, Чехии, Турции), сделанных на заседаниях Комитета психологии кризисов и катастроф Европейской федерации психологических ассоциаций. Доклады тематически соответствуют специфике деятельности психологов МЧС России. Сравнен опыт работы зарубежных и российских психологов.
Экстренная, краткосрочная, долгосрочная психологическая помощь, аварийно-спасательные и другие неотложные работы, психологическая служба мчс России, опознание, посттравматический стресс, этические аспекты, терроризм, психология кризисов и катастроф, психологическая поддержка
Короткий адрес: https://sciup.org/14985090
IDR: 14985090
Текст научной статьи Зарубежный опыт организации и оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС) давно и прочно зарекомендовало себя как неотъемлемая часть системы аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в ходе спасательных операций на территории Российской Федерации. Задача организации и оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС и при пожарах возложена на МЧС России указом Президента РФ 17 декабря 2010 года, внесена в положение о Министерстве в качестве одной из основных функций [2].
Интенсивная динамика геополитических событий, большое количество природных и техногенных катастроф не снижают актуальности оказания психологической помощи пострадавшим, диктуют необходимость развития и совершенствования направления экстренной психологической помощи, в том числе путем изучения и анализа зарубежного опыта работы специалистов психологического профиля в ЧС для учета в работе полезных зарубежных тенденций.
Поводом для анализа работ зарубежных коллег послужило участие автора в заседаниях Комитета по психологии кризисов и катастроф Европейской Федерации психологических ассоциаций. Заседания Комитета проходили в марте и октябре 2014 года на базе Министерства внутренних дел Чехии в г. Прага и на базе Венгерского Будапештского Университета психологического образования и спортивных наук (ELTE), соответственно.
В заседаниях Комитета участвовали представители России, Нидерландов, Турции, Австрии, Финляндии, Франции, Люксембурга, Испании, Швеции, Великобритании, Дании, Португалии, Венгрии, Германии, Чехии, Греции, Словении, Латвии.
Программа мероприятий заседаний Комитета включала следующие симпозиумы: «Группы риска среди населения в условиях чрезвычайных ситуаций и изменений в обществе», «Преемственность краткосрочной и долгосрочной психологической помощи».
Программы симпозиумов включали тематические презентации. Ниже приведены их краткий обзор, анализ и сравнение.
«Психология в чрезвычайных ситуациях. Опознание погибших» (Чехия).
В МВД Чехии психологи включены в команду специалистов по опознанию погибших в ЧС. Концепция процесса опознания базируется на методологии Интерпола, тесное сотрудничество с которым началось после большого стихийного бедствия в 2004 году (Цунами в Индонезии). Интерпол координирует действия команды, проводящей процесс опознания в случае необходимости.
Главными факторами, которые учитываются в работе команды при опознании, являются: ДНК погибшего, отпечатки пальцев, зубная формула. Также важными характеристиками являются данные медицинской карты и вскрытия, исследование вещей.
Все психологи полиции (около 75 человек) имеют специальную подготовку, включены в общую систему спасательных сил, принимают участие в процессе опознания, оказывая необходимую психологическую помощь и поддержку родным и близким погибших, проводят психологическую подготовку и реабилитацию специалистов команды.
В целом заявленные подходы в работе психологов МВД Чехии, связанные с процессом опознания, аналогичны подходам психологов МЧС России [2].
«Дети и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)” (Великобритания).
Были названы теоретические подходы (критерии) к изучению ПТСР у детей, так как оно в качестве нозологической единицы занесено в регистр Международного классификатора болезней (МКБ-10) и американскую классификацию психических заболеваний DSM-V. Также были представлены данные о проекте психологической помощи детям с ПТСР в Афганистане.
Среди общих направлений работы с такими детьми были названы: образование (информирование), расслабление (адаптация) жизни, работа с воображением (визуализация), лечебный сон, работа с родителями. Они не противоречат подходам к работе в сходных ситуациях психологов МЧС России [1].
«Формирование знаний и навыков в чрезвычайных ситуациях и кризисной психологии — проект Совета Европы» (Австрия).
Указаны проводимые мероприятия (с участием психологов Чехии), в том числе организация ряда конференций, лекций и коротких тренингов для специалистов из «посткоммунистических стран» (по версии докладчика) восточной Европы — бывшей Югославии, стран Прибалтики.
По опыту участия в подобных конференциях можно сказать, что информация, которая дается специалистам в качестве новых знаний, является поверхностной и несущественной, не способной реально помочь в ЧС. Однако страны Восточной Европы и опыт их специалистов представлялись как второстепенные по сравнению с той информацией, которую несет указанный проект. Эта позиция представляется несправедливой. Ведь специалисты-психологи стран восточной Европы зачастую имеют уникальный опыт общения с пострадавшим населением в реальных ЧС, знакомы с его состоянием и психологическими нуждами. Главный тренер проекта — докладчик из Австрии, напротив, не имеет ни реального опыта работы, ни знаний о состоянии пострадавших в ЧС и о их психологических нуждах, и выражает одностороннее представление, сформированное на основе материалов средств массовой информации (СМИ), а значит и о необходимых людям в ЧС навыках.
«Организационное взаимодействие между краткосрочной и долгосрочной психологической помощью в Венгрии» (Венгрия).
Говорилось о системе кризисного управления в период между окончанием первой помощи и окончанием периода длительной помощи (3—5 лет) после происшествия.
Докладчик указала, что в Венгрии психологи являются только консультантами, и не определены их официальные компетенции в системе кризисного управления, из-за чего понятные принципы психологической работы трудно воплотить в практику.
В момент происшествия формируется Кризисная команда помощи из волонтеров и психологов, которая сопровождает спасательные работы и эвакуацию в течение первых 72 часов. Далее специалисты команды уезжают. Психологи, которые работают с пострадавшими далее, по истечении времени не имеют информации о том, какую психологическую помощь пострадавшие получили ранее, каким было их состояние во время спасательной операции. Взаимодействие и преемственность между специалистами не отлажены.
Психологи и волонтеры в Венгрии находятся в тесной связи, проходят подготовку совместно с социальными работниками, пасторами протестантской церкви, сотрудниками Красного креста и Благотворительной организации ордена Мальты.
Волонтеры, привлекаемые в Кризисную команду помощи, могут быть специалистами разных направлений: этнографы, архитекторы, культурологи, социологи и др.
Указано на острую необходимость формирования Кризисной команды помощи только из профессиональных психологов, определения официального регламента их деятельности.
В отличие от опыта венгерских коллег работа психологов МЧС России регламентирована нормативными документами, в которых прописаны требования к квалификации и подготовке специалистов. Отлажена система преемственности психологической помощи в рамках системы РСЧС [2, 5]. Подготовка и координация волонтеров в период чрезвычайных ситуаций также является зоной ответственности психологической службы МЧС России. Это связано с ответственностью за возникновение массовых негативных социально-психологических явлений в зоне чрезвычайных ситуаций [3].
«Психологическая поддержка пострадавшим в ЧС в Люксембурге» (Люксембург).
Освещены организационные аспекты оказания психологической поддержки в ЧС. Она оказывается жертвам криминала, при дорожно-транспортных авариях, попытках суицида и пр.
Нуждающиеся в психологической поддержке подразделяются на три группы: первичные жертвы (непосредственные жертвы происшествий); вторичные жертвы (семьи первичных жертв); помощники (члены пожарно-спасательных команд). Служба психологической помощи работает круглосуточно, семь дней в неделю, и может быть запрошена любой из реагирующих служб: скорая помощь, пожарно-спасательная команда, полиция.
Служба психологической поддержки состоит из 65 подготовленных волонтеров, ежедневно выезжающих на происшествия. Их базовая подготовка составляет 125 часов и длится около двух лет. Тематика подготовки включает: психологическое взаимодействие, посттравматическое стрессовое расстройство, стресс, техники саморегуляции, смерть и горе, муль-тикультурные и религиозные аспекты. Последующая подготовка и специализации проходят по курсам: дебрифинг, организация психологической поддержки в ЧС.
Организационно работа психологов в ЧС включает следующие этапы:
-
1. Острая фаза: составление чрезвычайного плана по ликвидации последствий, работы с пострадавшими, в том числе привлечение психологов (в течение от нескольких часов до нескольких дней).
-
2. Отсроченная фаза: работа с поздними психологическими последствиями (недели, месяцы, годы после происшествия).
В зоне ЧС организовывается территория для первичных пострадавших, а также зона для их родственников и друзей. Эти зоны являются местами работы психологов. Ответственность за психологическую работу с пострадавшими на отсроченной фазе берет на себя Министерство семьи в лице «Группы постоянно действующих психотерапевтов» (GPEPT). Группа состоит из 40 психологов \ психотерапевтов, специализирующихся на работе с психологической травмой. Оказание психологической поддержки в ЧС регламентируется документом (распоряжением) полиции Европы (European Policy Paper, 2001) «Психосоциальная поддержка в массовых чрезвычайных ситуациях».
«Этические аспекты в психологии кризисов и катастроф» (Испания).
Докладчик указала лишь на общие позиции проблемы, необходимость:
наличия и соблюдения этических правил в работе кризисных психологов;
наряду с соблюдением этического кодекса Европейской Федерации психологических ассоциаций иметь национальные этические кодексы работы психологов, учитывающие многообразие культурных, национальных, религиозных и политических особенностей каждой из стран;
составления этических принципов для отдельных ситуаций.
Этические принципы оказания экстренной психологической помощи — важный аспект работы с пострадавшими в условиях ЧС, поэтому они сформулированы и для российских психологов [1].
«Психологическая помощь после торнадо. Организационные аспекты» (Португалия).
Рассказано об организации психологической помощи в ЧС (последствия торнадо). С 2004 года при Национальном институте чрезвычайной медицины Министерства Здоровья Португалии существует Центр психологической поддержки и психологического вмешательства. В нем работают клинические психологи. В их задачи входит поддержка населения в ЧС и адаптация людей в кризисных ситуациях.
Повседневными задачами центра являются:
-
1. Работа на телефонной «Горячей линии» (попытки суицида, психиатрические инциденты, поддержка и рекомендации в случаях нарушения поведения). Вызовы психологов происходят по телефону 112 (выделенная медицинская линия).
-
2. Поддержка специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, индивидуальная работа, групповая работа, краткосрочная психотерапия.
-
3. Подготовка специалистов к участию в ликвидации последствий ЧС.
-
4. Подготовка общества (гражданского населения).
-
5. Выезды на крупные и локальные ЧС.
При ликвидации последствий массовых ЧС в начальной острой фазе определяется «Горячая зона» для размещения первично пострадавших, вторично пострадавших и других, в которой работают психологи. В случае необходимости психологи сопровождают процесс эвакуации пострадавших из зоны ЧС. На отсроченной фазе психологическую поддержку пострадавших осуществляют социальные службы Министерства здоровья, специалисты муниципальных спасательных служб. В результате торнадо, при котором 1 человек погиб, психологическая поддержка была оказана 35 пострадавшим 9 национальностей.
«Психология кризисов и катастроф. Фокус-терапия травмы по схеме: тип события — показания — практические рекомендации» (Австрия).
Затронуты общие теоретические аспекты психологической интервенции, психологического и психотерапевтического воздействии после травматических событий, о специальной подготовке психотерапевтов и психологов, сотрудничестве специалистов и клиентов в процессе работы, важности действий специалистов в интересах клиентов. В работе использован известный американский метод дибрифинг.
«Психологическая поддержка жертв терроризма» (Франция).
Представлен опыт работы французской общественной организации «Помощь жертвам терроризма» по проекту «Бабочка». Участниками мероприятий проекта в 2014 году стали 4 человека из России, бывшие заложники в трагических событиях при захвате террористами школы №1 в Беслане в 2004 году. Была организована поездка этих подростков из Беслана во Францию. Показаны фотографии этой поездки.
«Психологическая поддержка. В чем нуждаются выжившие» (Турция).
Раскрыт опыт работы психологов в ЧС при землетрясениях. Показаны работа с эмоциональными реакциями пострадавших, обмен информации в условиях ЧС, формирование сетей социальной поддержки пострадавших, что способствует профилактике отсроченных психологических последствий. Психологическая поддержка в условиях ЧС, по утверждению докладчика, должна быть обширна, непрерывна и постоянна, доступна всем возрастным и социальным группам населения в зоне ЧС.
Вопросы разнообразия социального, возрастного, гендерного, этнического состава пострадавших в зоне ЧС являются первоочередными в анализе условий конкретной ЧС и построения стратегий работы психологов [4].
«Роль психологов в чрезвычайных ситуациях. Экстренная психологическая помощь» (Россия).
Мной были названы задачи и формы работы психологов МЧС России с пострадавшими в зоне ЧС, мероприятия с психологическим сопровождением. Представлены сводные итоги работы психологов МЧС России за 2013 год.
Резюмируя приведенные материалы, можно отметить, что докладчики (Венгрия, Люксембург, Португалия, Турция) единодушно указали на необходимость и оправданность психологического сопровождения пострадавших сразу после чрезвычайного происшествия, указывая на то, что в зоне ЧС должны работать специально подготовленные психологи, в том числе волонтеры. Отмечены несоизмеримые объемы работы психологов с пострадавшими в России и в странах докладчиков, а также огромный спектр мероприятий с психологическим участием и, как следствие этого, колоссальный накопленный психологами МЧС России опыт работы в разных по характеру ЧС.
Выводы
-
1. Созданная МЧС России технология оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в ЧС и при пожарах в период проведения АСДНР в зоне ЧС занимает ведущее место и не имеет аналогов в зарубежном опыте работы психологов спасательных ведомств. Для такой оценки критериями были: последовательность психологических мероприятий, их количество, преемственность психологической помощи, недопущение возникновения массовых негативных социально-психологических последствий в период проведения АСДНР в зоне ЧС, освещение работы психологов в средствах массовой информации.
-
2. Включение специалистов психологической службы МЧС России в систему основных сил и средств по ликвидации последствий ЧС и пожаров позволило своевременно отрабатывать психологический компонент ЧС. Это способствует созданию оптимального режима проведения спасательных операций, предотвращению возникновения массовых негативных социально-психологических последствий ЧС в период проведения АСДНР в зоне ЧС.
-
3. Включение психологической службы МЧС России в систему сил и средств по ликвидации последствий ЧС и пожаров, в РСЧС позволило обеспечить преемственность психологической помощи между специалистами МЧС России и РСЧС. Специалисты РСЧС регулярно участвуют в тренировках по отработке действий в ЧС, взаимодействуя с психологами МЧС России.
Список литературы Зарубежный опыт организации и оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
- Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.
- Шойгу Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России//Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7).
- Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации//Вестник Московского университета. Серия Психология. 2011. № 4. С. 76-83.
- Шойгу Ю.С., Павлова М.В. Культурно-специфические и культурно-неспецифические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях \\ Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: Издательский дом СПБГУ 2010. Сер. 12. № 1. С. 300.
- Экстренная психологическая помощь \\ Под ред. Ю.С. Шойгу. М.: ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», 2012.