Зарубежный опыт развития промышленности
Автор: Гуссалов А.М., Кабисов К.А., Жермелев А.Ю., Цомаева Л.Т.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 1 (6), 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140104999
IDR: 140104999
Текст статьи Зарубежный опыт развития промышленности
Общие подходы к развитию промышленности развитых зарубежных стран. Исторический опыт промышленно развитых стран убеждает, что, несмотря на национальные особенности и огромные социальноэкономические различия между ними, в развитии промышленности наблюдалось много общего, что позволяет выделить два важнейших фактора промышленного развития: 1) частная инициатива; 2) активная позиция государства в экономике. Исходя из этих факторов, различают рыночные и государственные механизмы развития промышленности. Поддержание баланса между этими механизмами необходимо, что отмечено И.А. Василенко: «Если государство поддерживает развитие рыночных институтов, поощряет свободу хозяйственной деятельности, играет по понятным для всех и предсказуемым правилам, оно становится активным членом глобальной экономики и добивается хороших темпов роста ВВП. Напротив, те страны, которые акцентируют внимание на особенностях национального развития и ограничивают экономические свободы, обычно становятся аутсайдерами мировой экономики и довольствуются низким уровнем «качества жизни» для большей части населения». [1, с.5]
Практически все экономически развитые мировые державы проводят активную промышленную политику на основе научно-технического прогресса. Например, Франция, США, Южная Корея, Китай и другие страны широко применяют научно-технические планы и программы для решения целей промышленного развития. В Японии общегосударственные планы социально-экономического развития представляют собой программы, ориентирующие и мобилизующие весь потенциал страны в общенациональных интересах. В США государство использует рыночные механизмы и инструменты государственного регулирования в целях развития отраслей промышленности; оказывает всемерную поддержку национальным компаниям в их конкурентной борьбе с иностранными фирмами. Опыт США наглядно показал, что военно-техническая политика является одной из форм инновационной политики. В конце ХХ века Минобороны США обозначило и профинансировало 22 «критические технологии». Из них 75% имели двойное назначение. В результате был создан мощный импульс для инновационного развития американской экономики.
В целом, промышленно развитые страны используют научнотехнический прогресс и интеллектуализацию производства, как важный механизм поддержания своего глобального лидерства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Направления и инструменты экономической политики правительств этих стран свидетельствуют о непрерывности модернизации промышленности, направленной на поддержание конкурентных преимуществ национальных товаропроизводителей.
Как правило, в период нарастания экономических проблем для развитых стран характерно использование «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего повышение степени влияния государства. Диапазон подобного влияние государства может распространяться вплоть до оказания прямой государственной помощи, и даже выборочной национализации отдельных особо важных объектов, что продемонстрировали власти США в период финансового кризиса 2008-2009 гг. И, наоборот, в период экономического роста предпочтение отдается императиву рыночных отношений, а уменьшение вмешательства государства в экономику сопровождается переходом к рыночным методам регулирования, способным более эффективно стимулировать экономический рост и создавать условия для финансирования инноваций.
Развитие научно-технического прогресса изменило структуру факторов развития промышленности. Несмотря на то, что в развитых странах доля промышленности в структуре ВВП неуклонно снижается, все равно общий экономический рост во многом обусловлен производством. В качестве основных движущих сил промышленного развития на первый план выдвинулся человеческий фактор, который определяется людскими ресурсами (предложение труда, образование, дисциплина, мотивация) и технологией (наука, инженерное искусство, управление, предпринимательство). В США более 93% американских компаний с числом работающих 50 и более человек финансируют собственные системы повышения квалификации занятых в производстве. Более 70% работающего населения США прошли ту или иную форму подготовки непосредственно на рабочем месте. Ежегодно частный американский бизнес расходует 7,7 млрд. долл. на организацию внутренних курсов повышения квалификации и более 5,5 млрд. — на оплату привлекаемых для этих преподавателей со стороны.
Макроэкономические аспекты промышленной политики. Макроэкономические аспекты промышленной политики развитых государств во многом обусловлены общеэкономической ситуацией в каждой стране. Однако можно выделить две общие задачи, которые решаются макроэкономическими воздействиями во всех развитых странах. В число этих задач входят: 1) меры стабилизационного (антикризисного) воздействия; 2) создание институциональных условий конкурентного развития.
Меры стабилизационного (антикризисного) воздействия представляют собой систему косвенного регулирования государством процессов воспроизводства в масштабах всего национального хозяйства и включают смягчение объективных циклических колебаний в экономике, поддержание необходимого уровня экономической активности (включая ее внешнеэкономические аспекты - платежный и торговый балансы, валютный курс), ограничение инфляционных тенденций. Так, в период финансового кризиса 2008-2009 гг. важнейшим направлением макроэкономической политики стало гибкое кредитно-денежное регулирование: вливание в финансовую систему бюджетных средств, оживление инвестиционной деятельности благодаря снижению процентных ставок (в США они были снижены до 1%) и т.д.
Создание институциональных условий высокотехнологичного конкурентного развития. Промышленная политика развитых стран направлена на обеспечение увеличения объемов производимых товаров и услуг благодаря росту производительности труда на базе применения более эффективных средств труда, более эффективных технологий и форм организации производства. Промышленность сочетает в себе факторы экстенсивного и интенсивного порядка, при этом, как правило, доминируют интенсивные факторы. При этом достигается качественная трансформация факторов производства, происходит ускорение научно-технического прогресса, который, в свою очередь, создает условия для развития такой экономической категории, как интеллектуальный капитал. В работе отмечено, что с развитием научно-технического прогресса интеллектуальные способности человека перерастают в интеллектуальную собственность, а затем и в интеллектуальный капитал, приобретая автономность воспроизводства.
В основе концепции высокотехнологичного конкурентного развития находится постулат о том, что «залогом современного общественного прогресса служит быстрое технологическое развитие, основанное на превращении науки в непосредственную производительную силу, а мерой такого прогресса выступает становление всесторонне развитой личности и расширение творческих возможностей человека». Поэтому, в международном разделении труда государственная промышленная политика развитых стран направлена на производство уникальных товаров, выпущенных по новейшим технологиям и не имеющим мировых аналогов. В структуре себестоимости таких товаров расходы на НИОКР составляют 8— 15%, сверхнаукоемких — более 15%.
Институциональные преобразования промышленности привели к тому, что важнейшим фактором экономического развития стала совокупность движущих сил, основанных на знаниях и интеллекте (образование, технологии, квалификация кадров, инновации, информация и т.д.), которая получила общее название «экономика, основанная на знаниях» (экономика знаний), информационное производство , информационный тип экономического роста, информационное общество, постиндустриальное общество. Промышленность приобретает форму «техноструктуры» (по Дж. Гэлбрейту), а ее персонал становится технократами (управляющие, специалисты, ученые, технологи, конструкторы), которые обладают современными технологиями, и фактически обеспечивает функционирование крупных корпораций.
В современной промышленности объектом приложения труда человека становится не техника и технология, не отдельные элементы организации производства, а вся хозяйственная система в целом. По сути дела информация, знания и технологии охватывают и определяют характер всей деятельности человека в экономике во всем ее многообразии и институционализируют ее. Опыт развитых стран свидетельствует, что формирование основ экономики знаний в постиндустриальном обществе позволяет максимально развить не только производство, но и другие разнообразные институты общества и, прежде всего, человеческий капитал, создать широкие возможности для его развития и более полного использования. Соединение производства, экономики и социальных институтов приводит к становлению нового типа общественного устройства — постиндустриального общества, фундамент которой образуют информация и знания. Такое положение приводит к тому, что образуется весьма заметный разрыв между индустриальным характером производства и его постиндустриальным типом
Структурные изменения в промышленности. Макроэкономическая политика в развитых странах в середине 90-х годов ХХ века привела к изменению отраслевой структуры экономики. Наибольший вес в экономике получила сфера услуг, потеснившая например, в США, аэрокосмическую отрасль и автомобилестроение.
Во многом такое положение связано с тем, что в развитых странах сложились особые формы влияния на одни отрасли экономики путем целевого воздействия на другие. Например, сфера услуг может развиваться благодаря тому, что научно-технический прогресс создает новые потребности, а промышленность в состоянии его удовлетворить. Так, развитие сети мобильных средств связи стало возможным благодаря производству удобных технических аппаратов и оборудования. Промышленность становится фактором макроэкономической политики, воздействующей на ход воспроизводства путем создания нового спроса, а также регулирования его объема и структуры. В свою очередь этот «созданный» новый спрос воздействует на объем и структуру предложения, т. е. на факторы, определяющие рост промышленного производства, его эффективность и конкурентоспособность.
Структурные преобразования в промышленности мультипликативно воздействуют и на социальные сферы общества, например, на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости: 85% — в США, 89 — в Великобритании, 90% — в Японии, что, в свою очередь влияет на сферу образования, информационные потоки и т.д. Возник новый, компьютерный технологический способ производства, а рабочая сила превратилась из преимущественно промышленной в «информационную рабочую силу». Если в 1960-е гг. США за 10 лет удвоили выпуск специалистов в области науки и техники, то в период 1965-1985 гг. увеличили выпуск специалистов в области вычислительной техники в 10 раз. При общем увеличении числа рабочих мест на 25% занятость специалистов в сфере высоких технологий увеличится на 40-75%. Знание становится четвертым фактором производства, и его значимость становится приоритетнее, чем ресурсы, капитал, труд.
Структурные изменения в развитых странах отражаются и в том, что в промышленности происходит активный процесс слияний и поглощений, приводящих к созданию национальных компаний крупнейших в мире, поэтому, например, американские фирмы занимают первые места по суммам продаж в 13 ведущих отраслях.
Наряду с укрупнением компаний в развитых странах широко развит малый и средний бизнес в промышленности, на долю которого, например, приходится 99.8% всех частных предприятий, 66% от общего числа рабочих мест и 65% валового оборота в Европейском Союзе. Малые предприятия выполняют в промышленности развитых стран разнообразные функции (например, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей).
Малые предприятия развитых стран оперативно решают вопросы разработки и доведения до стадии промышленного образца большинства технико-технологических разработок и видов новой продукции. На решение этих задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия в связи с чем правительства развитых стран выделяют на это большие субсидии. В Японии, например, к началу XXI века все расходы на НИОКР составляли почти 10 трлн. иен, из которых около 80% было направлено в частный сектор, реализующий НИОКР через малые фирмы.
За последние годы структура промышленности развитых стран претерпевает изменения в связи с широким использованием аутсорсинга, при котором осуществляется вынос устаревших, экологических неблагоприятных и трудоемких производств в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой. При этом на территории развитых стран остаются те звенья воспроизводственной цепи, которые связаны с производством высокотехнологичных компонентов и обеспечивают технологическую зависимость партнеров.
Направления и методы промышленной политики. Каждая страна в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в своей промышленной политике использует соответствующие направления и методы. Основные направления промышленной политики обусловлены необходимостью повышения конкурентоспособности промышленности и предполагают: 1) консолидацию ресурсов и наращивание производственного потенциала на приоритетных направлениях развития промышленности; 2) развитие и создание рынков технологий и инновационной продукции; 3) развитие инфраструктуры промышленности; 4) стимулирование деятельности предприятий в высокотехнологичных отраслях промышленности; 5) поддержание конкуренции.
В промышленной политике используются определенные методы планификации. Так, в некоторых европейских странах (Франция) и в Японии в промышленной политике находят применение средне- и долгосрочные планы и программы развития, дополненные системой финансовых и кредитных стимулов, необходимых для их осуществления, — так называемого «индикативного планирования». Эти планы и программы не носили директивного характера, однако они сыграли важную роль в развитии передовых отраслей экономики, определяющих научнотехнический прогресс.
В скандинавских странах индикативное планирование осуществляется в форме «институциализированного сотрудничества», или «экономики согласований», выражающейся в том, что все важнейшие решения в области развития принимаются путем переговоров и согласования интересов различных сторон.
Япония использовала стратегию заимствования передовых технологий и не только достигла мирового уровня, но и сумела в прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью обеспечить себе определенные преимущества перед США и ЕС. Развитие и модернизация промышленности Японии осуществляется на основе системы стратегического управления, которая возникла в фирмах Японии намного раньше, чем в американских и западно-европейских компаниях, и применяется значительно шире. Промышленная политика Японии ориентирована на экспортную составляющую экономического роста, а продукция наукоемких отраслей (например, малолитражные автомобили, электроника и т.д.) успешно реализовывалась в США. Экспортная доля экономики в целом составляет 17%, в промышленности -около 35%. Япония вывозит 89% видеомагнитофонов, 88% копировальных машин, 87% часов, 86% кассовых аппаратов, 79% микроволновых печей, 77% - электронных калькуляторов. В целом на продукцию машиностроения приходится коло 80% японского экспорта. Промышленная политика Японии последних лет направлена на усиление рыночных принципов с упором на инициативы фирм частного сектора, заинтересованных в повышении конкурентоспособности продукции. [2]
Для того чтобы преуспевать в международной конкуренции, промышленные фирмы должны выходить на рынок с ультрановыми продуктами, что требует создания новых знаний. Западные страны лидируют в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки, что приводит к технологической зависимости других стран. Только в США поступления от экспорта лицензий, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности составляет ежегодно около 30 млрд. долл. Во внешнеторговых операциях США с интеллектуальной собственностью преобладает внутрикорпоративная торговля (80% экспорта и 74% импорта), что отражает стремление компаний, обладающих активами подобного рода, сохранить над ними определенную степень контроля.
В промышленной политике широко применяются специальные программы, направленные на решение целевых проблем развития промышленности. Так, Комиссия ЕС направляет в Совет ЕС и Европарламент сообщение «О политике конкуренции в химической промышленности Европы: модель», где определяются основные проблемы и нужды, а также меры по повышению конкурентоспособности. Комиссии, страны ЕС и промышленные предприятия вырабатывают, исходя из приоритетных областей, определенных в Сообщении о конкуренции в промышленности, действия по упрощению и улучшению законодательной базы в этой области.
Повышение конкурентоспособности предприятий обеспечивается посредством их доступа к исследованиям, инновациям, информационным технологиям и обучению. В Европе — это, прежде всего создание сети Евроинфоцентров, Европейских бизнес- и инновационных центров, Европейского фонда регионального развития, Европейского социального фонда, Программы руководства «EAGGF», программы «ЛЕОНАРДО» и рамочной программы по исследованиям и техническим разработкам и т.д. В США для этих целей создаются бизнес-центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие структуры, через которые с учетом особенностей отраслей и территорий осуществляются специальные мероприятия в области исследований и технологий. Ведущая роль в модернизации промышленности Франции принадлежит 150 региональным центрам инноваций и передачи технологии, рассредоточенным по 24 районам. Их главная функция -налаживание кооперации между государственными научноисследовательскими организациями и промышленными фирмами, а также помощь малым и средним предприятиям в освоении передовых технологий. Такие центры обычно специализируются в какой-то определенной сфере: материаловедении и тонкой химической технологии (25%), производственном оборудовании (33%), сельском хозяйстве, пищевой промышленности и биотехнологии (23%), медицинском оборудовании (5%), контрольно-измерительной аппаратуре и проблемах качества (5%).
Таким образом, промышленная политика в развитых странах охватывает ряд взаимосвязанных аспектов, придающих ей комплексный органический характер.
-
1. Институциональное развитие, предполагающее изменения общественных, экономических и правовых механизмов регулирования условий производства, создание в стране благоприятных условий для осуществления модернизации промышленности и поддержания общественного консенсуса как условия непрерывного и поступательного характера развития.
-
2. Производственно-технологическое развитие, обеспечивающие изменение технологического уклада при помощи введения прогрессивных новых технологий и производств.
-
3. Социальные аспекты промышленной политики, обеспечивающие изменение профессиональной, социальной и образовательной структуры общества в ответ на требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом в промышленности.
Список литературы Зарубежный опыт развития промышленности
- Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
- Государство и рынок: американская модель/Под ред. д.э.н., проф. М.А. Портного и д.э.н., проф. В.Б. Супяна. -М.: Издательство «Анкил», 2009.
- http://www.smartcat.ru/RegionEconomic/Incometax8.shtml.