Защитное снаряжение в Бохае

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521988

IDR: 14521988

Текст статьи Защитное снаряжение в Бохае

В настоящее время на территории Бохая найдены три шлема. Один обнаружен в могиле рядом с городищем Верхней столицы (пров. Хэйлунцзян КНР), а другой – на развалинах храма (кумирни) в Омэри (пров. Южная Хамгён в КНДР). Место обнаружения третьего шлема неизвестно.

Шлем из могилы состоит из 8 относительно широких железных пластин (см. рисунок, 1 ). Снизу пластины закреплены ободом, в затылочной части – внахлест и спаяны между собой так, что на самом верху осталось отверстие для навершия. Диаметр шлема 20,3 см, а высота 16,7 см. На-вершие крепилось к шлему посредством небольшого стержня, который постепенно расширяется в виде продолговатой шишечки (ширина 1,4 см, высота 3 см). Общая высота шлема могла достигать 20 см [Чосон…, 2009, с. 33–34].

Шлем из Омэри выглядит иначе (см. рисунок, 2 ). Снизу нет обода. Край пластин не ровный, а обрезан в виде волны. На верхушке шлема имеется небольшое отверстие (диаметр 1 см), но навершие утрачено. В 3,5 см ниже верха проделаны три отверстия в виде полумесяца. Возможно, через них продевался ремешок для закрепления шлема на голове. Диаметр нижней части изделия равен 21,2 см, высота – 16 см, толщина – 0,5 см [Чосон…, 2009, с. 34, 36]. Оформление вырезного или волнистого края пластин относится к тюркскому времени [Горелик, 1993, с. 170].

Третий шлем хранится в музее пров. Хэйлунцзян (Харбин) (см. рисунок, 3 ). Данных по нему мало. Судя по фотографии, он аналогичен первому шлему [Чосон…, 2009, с. 35, фото 505–506]. Однако у третьего шлема «шишка» округлая, снизу нет обода, но края ровные, а заклепки на пластинах заметно выступают над поверхностью.

Если находки бохай-ских шлемов очень редки, то в материалах мохэской археологической культуры они вообще отсутствуют. Однако есть возможность сравнить бохайские шлемы с когурёскими. Так, шлемы, обнаруженные в горной крепости Гаоэр (окрестности г. Фушунь, КНР), состоят из двух десятков узких продолговатых пластин. Шлем конусообразный, с большим отверстием для крепления навершия. А вот шлем из форта Ачасан-4 (Сеул, Республика Корея) представляет собой каску небольшо-

Бохайские шлемы из Верхней столицы ( 1 ) (справа – реконструкция), Омэри ( 2 ) и Музея пров. Хэйлунцзян ( 3 ). Масштаб не соблюден.

го размера (диаметр 15 см, высота 6–7 см). На полах сделаны отверстия для крепления пары рядов небольших пластин (бармица) [Пак Каён, 2001, с. 75].

Другим элементом защитного снаряжения бохайцев были доспехи. Целый экземпляр пока не обнаружен. Редки находки латных пластин в бохайских памятниках: Верхняя столица, крепость Чхонхэ (КНДР), поселение Константиновское-1, могильники Ёнчхаголь (КНДР), Хунц-зуньюйчан и Эрдаохаоцзы (КНР), Чернятино-5.

Северокорейские исследователи выделяют по форме 6 типов железных пластин: 1) прямоугольные; 2) прямоугольные с одной закругленной стороной; 3) один конец закруглен, а у другого обрезаны два угла; 4) одна сторона заострена, другая – округлена; 5) в виде лопатки: у широкой стороны два угла заострены, с 2 отверстиями; 6) в виде ромба. Наиболее распространены первые три типа. Длина пластин варьирует от 5 до 10 см (редко до 12 см), ширина – от 1,5 до 3 см; толщина составляет 0,1 см [Чосон…, 2009, с. 36–38].

К седьмому типу можно отнести небольшую узкую пластину с двумя округлыми концами и двумя отверстиями на каждой стороне (всего 12) [Чон Ёнджин и др., 2006, с. 276]. Для каждого типа характерно определенное количество и расположение отверстий, что влияло на функциональное место в конструкции доспеха. Отверстия сгруппированы по 2 по краям, нередко и посередине. Их количество составляет от 2 до 16 ед.

На селище Константиновское-1 и могильнике Чернятино-5 обнаружено несколько пластин, которые могут быть отнесены к типу 3. В них сделано 12–13 отверстий, расположенных попарно на коротких сторонах и по 2 – на продольных, в нижней и верхней частях; посередине – дополнительное отверстие [Болдин, Шавкунов, 1997, с. 78–79; Никитин, Чжун Сук-бэ, 2006, с. 160].

На могильнике Хунцзуньюйчан раскопано более трех сотен могил. Пластины найдены лишь в 11 могилах и 2 насыпях. Их можно отнести к типам 1–3. Встречаются экземпляры с тремя отверстиями на широкой стороне (например, из насыпи FT1). Кроме того, в могиле 2001 обнаружены две обломанные костяные пластины, каждая с тремя отверстиями на широкой стороне [Хунцзуньюйчан…, 2009, с. 74–75]. Это – первые бо-хайские костяные пластины. Подобные изделия редки и в мохэских материалах. Панцири из кости были намного дешевле металлических, поэтому они часто копировали форму железных изделий [Деревянко, 1987, с. 68].

Для Верхней столицы характерно наличие латных пластин типа 4, различающихся размерами [Бохай…, 2009, фото 304, 336, 391]. Известны две небольшие бронзовые пластины с растительным орнаментом. Они имеют форму погона: прямоугольные в плане, с одной заостренной стороной и одним отверстием. При раскопках дворцовых сооружений 3 и 4 обнаружены разнообразные позолоченные пластины [Бохай…, 2009, с. 307–309]. В отверстии одной из них сохранился маленький гвоздь. Видимо, пластины украшали деревянные изделия или стены, а не часть доспеха.

Пластины с округлым концом обнаружены на памятниках польцевской культуры. Их появление связывают с влиянием культур скифского мира [Деревянко, 1987, с. 30]. Дальнейшее развитие доспехи получил в мохэское время. Однако целые доспехи до сих пор не найдены. В могилу чаще всего клали предметы, символизирующие доспехи: несколько пластин, часто намеренно сломанных. Типы и размеры пластин, как и количество отверстий, типичны. Они расположены попарно или по одному, некоторые – в центре.

Мохэский доспех мог быть чешуйчатым, с большим числом пластин, прикрепленных к кожаной или тканой подкладке, либо пластинчатонаборным без подкладки [Деревянко, 1977, с. 136–137]. Считается, что мохэский чешуйчатый панцирь несет следы тюркского влияния. Пластины этого типа на памятниках Алтая и Тувы датируются VI–VIII вв. [Деревянко, 1987, с. 139].

Когурёский доспех тоже представлен единичными латными пластинами. Однако сохранилось значительное количество фресок, изображающих воинов в защитном вооружении. Так, в гробнице Анак-4 изображено шествие аристократа, где часть пеших воинов держат длинные и узкие щиты. (В когурёских коллекциях есть «звездочки», вероятно, крепившиеся на щиты.) На головах воинов нарисованы шлемы, украшенные плюмажем из перьев; сзади виднеется бармица. Встречаются на изображениях шлемы с широкими «рогами», направленными назад под углом 45 градусов. На тело надет простой легкий доспех в виде кафтана до бедер.

Намного мощнее была защита у всадников. У одних показаны шлемы округлой формы, у других – вытянутой, с украшением из перьев. Шлем имел бармицу. Кроме нее шею защищал металлический ворот. Доспех состоял из двух частей – кафтана (корсет) и штанов. Только у некоторых воинов изображены наплечники. Кони облачены в защиту в виде единого доспеха. Заметим, что на бохайских фресках (в могиле Чжэнь Хуэй) есть изображения людей с луками, но без доспехов. Скорее всего, это связано с сюжетом (соревнование в стрельбе из лука), но, возможно, является отражением гендерного аспекта.

На данный момент по отдельным пластинам сложно реконструировать форму бохайского и мохэского доспехов. Тем не менее, закругленные и обрезанные концы пластин служили для плавного соединения в единое целое. Судя по изображениям на когурёских фресках, существовали разные типы защитного вооружения. Несмотря на высокий уровень культурного развития, изготовление защитного вооружения в Бохае не было распространенным явлением. Железный доспех (особенно шлем) отсутствовали у большинства простых воинов. Вероятно, они пользовались деревянными щитами и кожаной броней. Возможно, пластины нашивали на кожу, что удешевляло защитное вооружение. Бохайские шлемы заметно отличаются от когурёских по форме, что, вероятно, связано с тюркским влиянием.

Статья