Завершение раскопок российско-канадской экспедиции в бухте Саган-Заба на Байкале

Автор: Горюнова О.И., Новиков А.Г., Вебер А.В., Воробьева Г.А., Орлова Л.А.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: XIV, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521460

IDR: 14521460

Текст статьи Завершение раскопок российско-канадской экспедиции в бухте Саган-Заба на Байкале

В 2008 г. Российско-Канадской археологической экспедицией завершены раскопки многослойного поселения Саган-Заба II, расположенного в одноименной бухте СЗ побережья оз. Байкал, в 150 км к СВ от г. Иркутска и в 13,5 км к ЮЮВ от пос. Еланцы (Ольхонский район Иркутской области).

Поселение обнаружено Северо-Азиатской экспедицией ИИФФ СО АН СССР (А.П. Окладников) в 1972 г. [Окладников, 1974]; частично раскопано той же экспедицией в 1974-1975 гг. [Асеев, 2003]. Комплексное, междисциплинарное изучение этого объекта возобновлено Российско-Канадской экспедицией в 2006 г. [Горюнова, Новиков и др., 2006]. В результате в восточной части бухты в обнажении берегового уступа (высотой 3-4 м над уровнем Байкала) по особенностям литологического состава и окраске выделено 3 пачки отложений, включающих 11 культурных слоев. Мощность исследованных рыхлых отложений 2,8-2,9 м. Раскопами 2007 г. вскрыты: верхняя, средняя и частично нижняя пачки , сопоставимые с субатлантическим (I-II культурные слои), суббореальным (III верхний и III нижний) и атлантическим (IV верхний и IV нижний культурные слои) временем. Хронологический охват культуросодержащих слоев от раннемонгольского времени до развитого неолита [Горюнова, Новиков и др., 2007].

В 2008 г. вскрыты отложения нижней пачки (на глубину до 1,92,0 м), которые представлены переслаиванием грубообломочных слоев пролювиального генезиса и мелкоземистых гумусированых песчано-супесчаных слоев делювиального и пролювиально-делювиального генезиса. Накопление этой пачки относится к атлантическому периоду голоцена. К ним привязаны находки V-VII культурных слоев. В основании разреза залегает коллювиальный шлейф, в верхней части трансформированный в глыбовый пляж.

Комплекс V верхнего слоя - содержит керамику «посольского» типа (с утолщением венчиков с внешней или внутренней стороны), украшенную рядами отступающей лопаточки или штамповых вдавлений. Поверхность сосудов преимущественно гладкостенная, встречается с оттисками тонкого шнура и затертой сетки-плетенки. Изделия из камня: стерженьки состав- ных рыболовных крючков (один из них - китойского типа), заготовка миниатюрной рыбки-приманки, угловые резцы, вкладыши-бифасы, призматические пластины и сколы (часть из них – с ретушью), скребки, обломок наконечника стрелы, скобель. В числе изделий из кости: ложка с плоским резервуаром, обломок гарпуна с отверстием в пере, долото и тесловидное орудие, проколка, обломки иглы и обоймы вкладышевого орудия.

На территории Прибайкалья керамика «посольского» типа зафиксирована в чистых комплексах на Посольской стоянке, в V слое Горелого Леса, VI-VII слоях Катуни I [Савельев, Горюнова и др., 1974; Номоконова, Горюнова, 2004]. Радиоуглеродные даты по двум первым объектам: 4630+150 (ГИН-6294) л.н. и 4880+180 (ГИН-4366) л.н. соответственно [Мамонова, Сулержицкий, 1989].

Сочетание керамики «посольского» типа с изделиями китойского типа отмечено в комплексах развитого неолита на ряде многослойных поселений Прибайкалья: IV слой Итырхей, IV слой Окуневой IV, VII слой Катуни I [Горюнова, 2001]. Радиоуглеродная дата IV слоя Итырхей - 4740+155 (СОАН-3342) л.н.

Учитывая вышеперечисленные даты С14 и полученные по выше и нижележащим слоям Саган-Забы II: IV верхний – 4260+50 (СОАН-7147) и 4610+115 (СОАН-6587) л.н; IV слой - 4850+130 (СОАН-6594) л.н., считаем возможным принять ориентировочную датировку V верхнего слоя в пределах от 4,6 до 4,9 тыс. л.н.

V нижний слой представлен керамикой: с оттисками сетки-плетенки (без орнамента, с пояском ямочек, с прочерченными наклонными линиям), с негативами тонкого шнура (украшена рядами штамповых вдавле-ний), гладкостенная (без орнамента, со штамповыми вдавлениями, с прочерченными зубчатыми линиями, ниже которых – штамповые вдавления). Изделия из камня: скребки и скобели, наконечники стрел (с черешком, с вогнутой базой симметричными и асимметричными шипами), стерженьки составных рыболовных крючков с боковым креплением острия, рыбка-приманка из мрамора (китойского типа), ножи на пластинчатых сколах кварца и шлифованный из сланца, топор с двусторонней обработкой сколами, призматические пластины и сколы (часть из них – с ретушью), вкладыши (один из них – бифас), угловой резец и резчики на призматических пластинах, отщепы. Среди изделий из кости: острие к составному рыболовному крючку, обоймы вкладышевых орудий, обломок иглы, обломок орнаментированного изделия, бусина из кости, подвески из клыков благородного оленя. Найдены перламутровые плоские бусинки.

Радиоуглеродные даты: 4980+115 (СОАН-6595), 4980+110 (СОАН-6589) л.н. и 5455+150 (СОАН-6588) л.н.

Комплексы VI верхнего и VI нижнего слоев по составу и типологии артефактов аналогичны и, видимо, относятся к одному культурно-хронологическому периоду. Преобладает керамика «хайтинского» типа с негативами тонкого шнура; встречается с оттисками сетки-плетенки. Орнамент на сосудах в виде: прочерченных горизонтальных, наклонных линий (и их сочетаний), «елочного» построения из прочерченных линий, горизонтальные ряды узкой отступающей лопаточки, поясок отверстий. Изделия из камня: изогнутый стерженек составного рыболовного крючка, скребки, тесловидное орудие с двусторонней обработкой лезвия сколами, призматические пластины и сколы (часть – с ретушью), скребловидное орудие, вкладыши на призматических пластинах, проколки, угловые резцы на призматических пластинах, призматический нуклеус, отщепы. В числе изделий из кости: односторонний гарпун, обоймы вкладышевых орудий (в одной сохранились 2 вкладыша), обломок иглы и рукоять, вероятно, ложки. Найдены мелкие плоские бусинки из перламутра.

Керамика «хайтинского» типа встречается в комплексах поселений раннего неолита Приангарья: VА и VI слои Горелого Леса, V и VА слои Усть-Хайты и др. [Савельев, Горюнова и др., 1974; Савельев, Тетенькин и др., 2001]. В тех же комплексах зафиксированы стерженьки составных рыболовных крючков китойского типа. Радиоуглеродные даты по этим слоям в пределах 5,5-6,9 тыс. л.н. Изогнутый стерженек составного крючка с зарубками в верхнем конце, обнаруженный в VI слое Саган-Забы, находит аналогии в комплексах X-XI слоев Улан-Хады (ранний неолит – финальный мезолит) [Горюнова, 1984], что подтверждает предложенную датировку.

Радиоуглеродные даты по слоям Саган-Забы: VI верхний – 5935+90 (СОАН-7151) и VI нижний - 6335+70 (СОАН-7150) л.н.

Материал VII культурного слоя не содержит керамики. Каменные изделия представлены: призматическими пластинами, сколами, отщепами, вкладышами из призматических пластин, микро скребком, скобелем, угловыми резцами на призматических пластинах, провертной на сколе, резчиком на призматической пластине, призматическим и коническим нуклеусами. Изделия из кости: обоймы вкладышевых орудий, обломок двустороннего гарпуна с расширенным основанием и отверстием в нем, острие и обломки украшений из расщепленных клыков кабана.

Предварительная датировка комплекса - поздний мезолит (более 7 тыс. лет).

В целом, в 2008 г. на многослойном геоархеологическом объекте Саган-Заба II выделены и исследованы культурные комплексы разных периодов неолита и позднего мезолита включительно. Впервые для территории При-ольхонья на поселении выявлена дробная стратификация культуровмещающих отложений периода неолита и получена по ним представительная коллекция артефактов. Выделены комплексы раннего (VI слои) и разных периодов развитого (V нижний, V верхний и IV слои) неолита. Отмечается определенная близость ряда изделий из комплексов развитого неолита с инвентарем китойских погребений. В дальнейшем планируется провести детальную корреляцию и синхронизацию полученных материалов с комплексами опорных, многослойных геоархеологических объектов Приольхо- нья и Приангарья. Новые данные позволят уточнить и детализировать периодизацию и датировку культурно-хронологических комплексов неолита Прибайкалья.

В настоящее время полученные материалы и отобранные многочисленные образцы проходят аналитическую обработку.

Статья