Зависимость результатов лапароскопической герниопластики паховых грыж от опыта хирурга

Автор: Луцевич О.Э., Ширинский В.Г., Хохлатов Д.Э., Алибеков К.Т., Балкаров Б.Х.

Журнал: Московский хирургический журнал @mossj

Рубрика: Новые технологии

Статья в выпуске: 3 (37), 2014 года.

Бесплатный доступ

Проведена сравнительная оценка результатов лапароскопической герниопластикой паховых грыж в зависимости от опыта хирурга. Установле­но, что имеется отчетливая зависимость результатов лапароскопической герниопластики паховых грыж от опыта хирурга как в отношении ослож­нений, так и в отношении рецидивов грыжи.

Лапароскопическая герниопластика, паховая грыжа

Короткий адрес: https://sciup.org/142211165

IDR: 142211165

Текст научной статьи Зависимость результатов лапароскопической герниопластики паховых грыж от опыта хирурга

Актуальность

Грыжи живота входят в число наиболее распространенных заболеваний, являясь основой оперативной активности любого общехирургического отделения, составляя при этом 2–4% заболеваний всего населения планеты; 65–80% от общего числа грыж представлены различными видами паховых грыж. Преимущественно паховые грыжи встречаются у мужчин (85–90%) [2, 3, 4,]. Несмотря на более чем столетний опыт активного поиска оптимального метода хирургического лечения паховых грыж, частота возврата заболевания остается по-прежнему высокой. Об этом свидетельствует высокий процент осложнений (до 20,5%) и рецидивов, даже после лапароскопической герниопластики. Так, по данным хирургической клиники Кливленда (2008), частота рецидивов после лапароскопической герниопла-стики составила через один год 15%, через 5 лет – 29%. По данным Криворучко И.А. и соавт. (2013), частота осложнений в ране (кровотечение, серомы) при лапароскопических герниопластиках составила 20,5% (у 4 – после ТАПП и у 3 – после IPOM) [1, 8].

В нашей стране ежегодно выполняется более полумиллиона герниопластик, в США около 700 тыс., в Европе – более миллиона (Абоев А.С., 2008; Майстренко Н.А., 2005). Такой большой объем хирургической работы и материальных

«. . . несовершенный метод операции в опытных руках дает лучшие результаты, чем совершенный способ в руках несовершенных».

М.Б. ФАБРИКАНТ

(из выступления на VIII съезде российских хирургов)

затрат здравоохранения диктует необходимость тщательнейшей отработки, стандартизации техники хирургических вмешательств и оценки результатов операции.

Следует отметить, что лишь в отдельных клиниках, занимающихся специально вопросами герниологии, частота рецидивов сведена к минимуму, что достигается за счет совершенствования оперативной техники, дифференцированного подхода к выбору способа герниопластики, использования дополнительных имплантируемых материалов для пластики брюшной стенки и концентрации пациентов в специализированных стационарах. (Майстренко Н.А., 2005; Филимошкин А.Г., 2003).

При анализе фактора профессиональной подготовки хирурга к выполнению лапароскопической герниопласти-ки следует учитывать одно очень важное обстоятельство: данная операция, в отличие от любого другого лапароскопического вмешательства, радикально отличается от своего открытого аналога. Так, лапароскопическая и открытая холецистэктомия, равно как и все другие операции, состоят из аналогичных этапов, различие между ними заключается только в виде операционного доступа и используемых инструментов. Единственным исключением является лапароскопическая герниопластика, при которой доступ к паховой грыже осуществляется со стороны брюшной полости

(или предбрюшинного пространства), а не со стороны кожных покровов паховой области. Иными словами, хирург «работает» на тканях, с которыми он в своей предыдущей деятельности практически не сталкивался. Да и назвать эндохирургическую операцию «пластикой пахового канала» можно условно, так как, по существу, паховый канал остается интактным, а сеткой закрывается вся паховая область, включая глубокое кольцо, проекцию поверхностного кольца и место возможного формирования бедренного канала. Таким образом, без специальной подготовки и соответствующего эндохирургического инструментария выполнить эту, в целом несложную, операцию не сможет даже опытный хирург. В этой связи вопросы подготовки и практического опыта врача выходят на первый план.

Цель исследования: изучить в сравнительном аспекте результаты лапароскопической герниопластики паховых грыж в зависимости от опыта хирурга.

Материалы и методы

В настоящей работе нами были проанализированы результаты 500 лапароскопических герниопластик в период с 2003 по 2013 гг., проведенных хирургами с разным стажем выполнения лапароскопической герниопластики по поводу паховых грыж. Во всех случаях была применена лапароскопическая методика ненатяжной герниопластики с предбрю-шинной имплантацией протеза (TAPP). Мужчин было 472 (94,4%), женщин – 28 (5,6%). Возраст больных колебался от 28 до 72 лет. У 221 (44,2%) пациентов была правосторонняя локализация грыжи, у 164 (32,8%) – левосторонняя и у 115 (23%) – двусторонняя. Больные с рецидивными грыжами, оперированные лапароскопическим методом, в наше исследование не включены. У 326 (65,2%) пациентов имела место косая паховая грыжа и у 166 (33,2%) – прямая паховая грыжа. Соответственно, согласно классификации грыж по Nyhus, больные распределены следующим образом: I тип – 112 (22,4%) больных, II тип – 96 (19,2%), III тип – 228 (45,6%) (из них III А – 133, III Б – 95), и IV тип – 64 (12,8%).

Все хирурги имели первую или высшую квалификационную категорию и были допущены к самостоятельному выполнению лапароскопической герниопластики после не менее одного года ассистенции на этой операции. Несмотря на длительный период обучения хирургов, имевшийся у них к тому времени опыт как в «открытой», так и в лапароскопи- ческой хирургии (2–3 года выполнения лапароскопической холецистэктомии, аппендэктомии), основное количество осложнений и рецидивов пришлось на первый год выполнения лапароскопической герниопластики. Летальных исходов среди оперированных больных не было. Результаты исследования зависимости количества осложнений и рецидивов после лапароскопической герниопластики от опыта хирурга представлены в таблице 1.

Таблица 1

Зависимость результатов лапароскопической герниопластики от опыта хирурга

Шифр хирур-га и оцениваемые показатели

Стаж выполнения лапароскопической герниопластики

Всего

до года

от года до 2-х лет

от 2-х до 3-х лет

Больше 3-х лет

«I»

– кол-во операций

– осложнения

– рецидивы

31

4 (12,9%)

2 (6,5%)

43

1 (2,3%)

48

2 (4,1%)

52

1 (1,9%)

174

8 (4,6%)

2 (1,1)

«II»

– кол-во операций

– осложнения

– рецидивы

18

3 (16,7%)

1 (5,6%)

29

1 (3,4%)

1 (3,4%)

56

63

1 (1,6%)

166

5 (3%)

2 (1,2%)

«III»

– кол-во операций

– осложнения

– рецидивы

25

4 (16%)

1 (4%)

29

1 (3,4%)

1 (3,4%)

39

67

1 (2,6%)

160

6 (3,8%)

2 (1,3%)

Итого:

– операций

– осложнения

–рецидивы

74 11(14,9%) 4 (5,4%)

101

3 (3%)

2 (2%)

143

3 (2%)

182

2 (1%)

500

19 (3,8%)

6 (1,2%)

В ходе исследования мы отметили, что при выполнении лапароскопической герниопластики опыт оперирующего хирурга оказывает существенное влияние не только на ее конечные результаты (осложнения, рецидивы), но и на продолжительность самой операции. Итоговые результаты представлены на графике (рис. 1).

Рис. 1. Частота осложнений и рецидивов после лапароскопической герниопластики в зависимости от опыта хирурга

Таким образом, выявлена отчетливая зависимость результатов лапароскопической герниопластики от опыта хирурга как в отношении осложнений, так и в отношении рецидивов грыжи. Мы также выяснили, что основные технические ошибки при выполнении ЛГП, даже среди хирургов с опытом работы 2–3 года и более, обусловлены, как правило, изначальными, т.е. полученными на стадии обучения, представлениями о технических особенностях такой операции. Большинство хирургов, результаты работы которых обсуждены в данном исследовании, обучались у своих же коллег с незначительным и достаточно поверхностным пониманием проблемы. В подавляющем большинстве случаев неудачи ЛГП были связаны с недостаточной мобилизацией нижнего края брюшины, малым размером сетчатого импланта, недостаточной или неправильной фиксацией сетки, несовершенством применяемых инструментов и т.п. Поэтому вопрос обучения хирургов-герниологов «правильной» методике лапароскопического вмешательства при паховых грыжах актуален сегодня как никогда. Мы также считаем, что больные с паховыми грыжами должны концентрироваться в специализированных клиниках или хирургических отделениях с хорошим техническим оснащением и наличием опытных, высококвалифицированных хирургов с наибольшим стажем выполнения лапароскопической гернио-пластики.

Список литературы Зависимость результатов лапароскопической герниопластики паховых грыж от опыта хирурга

  • Криворучко И.А., Сивожелезов А.В., Тесленко С.Н., Чугай В.В. Лапароскопические пластики вентральных грыж.//Тез. докл. XVI-го Всерос. съезда общества эндоскоп. хирургов. М., 2013.
  • Борисов А.Е., Митин С.С. Современные методы лечения паховых грыж. // Тез. докл. VI Всерос. съезда по эндоскоп. хирургии. // Эндоскопическая хирургия. 2003. C. 23-24.
  • Spaw A.T., Ennis B.W., Spaw L.P. Laparoscopic hernia repair: The anatomic basis//Laparoendoscop. Surg. 1991. Vol. 1. P. 269-277.
  • Орехов Г.И. Послеоперационные серомы грыжевого мешка после лапароскопической герниопластики пахово-мошоночных грыж//Эндоскоп. хирургия. 2007. № 6. С. 31-33.
  • Абоев А.С. Хирургическое лечение двусторонних паховых грыж//Герниология. 2008. №4.
  • Майстренко H.A., Сингаевский С.Б., Пришвин А.П., Никитин A.B. Результаты использования полипропиленовых имплантатов.//Материалы VIII Всероссийского съезда по эндоскопической хирургии. М., 2005. С. 79-80.
  • Филимошкин А.Г. Методы оценки полимерных имплантатов в пластической хирургии//Хирургия. 2003. №2. С. 19-22.
  • Мохов Е.М., Евтушенко Н.Г. О рецидивах заболевания и качестве жизни пациентов после операций устранения грыж передней брюшной стенки с использованием биологически активного хирургического шовного материала//Хирургическая практика. 2013. № 3. С. 60-64.
Еще
Статья научная