Жанр «страшной истории» в русской и китайской национальной картине мира
Автор: Белозубова Наталья Иннокентьевна, Титова Ксения Андреевна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Статья в выпуске: S10, 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию национальной картины мира в русских и китайских «страшных историях», определению их национально-культурных особенностей, выявлению сходства и различий двух культур. Материалом исследования послужили тексты страшных историй, опубликованные в сборнике Э. Н. Успенского «Красная рука. Черная простыня. Зеленые пальцы», и тексты страшных историй, размещенные на русских и китайских популярных сайтах. Авторы статьи останавливаются на рассмотрении семантики смерти как центральной темы «страшных историй» и сопряженных с ней мотивов сна, удвоения, пути. Предметом отдельного анализа становится цветовая и цифровая символика в китайских историях. Национальная картина мира, сформированная взаимодействием этоса (русского или китайского), языка и культуры и запечатленная в «страшных историях», может выступать в качестве источника лингвистических и культурологических данных.
Картина мира, национальная картина мира, детский фольклор, жанр страшная история, тема смерти, мотив пути, мотив сна, мотив удвоения, чжигуай, символика цвета
Короткий адрес: https://sciup.org/148183119
IDR: 148183119
Список литературы Жанр «страшной истории» в русской и китайской национальной картине мира
- Ван Хунвэй. Цветовой код культуры в формировании языковой картины мира (на материале китайского языка)//Язык, сознание, коммуникация: сб. ст.-М., 2014. -Вып. 49. -С. 18-25.
- Волкова О. Н. Понятие «душа» в китайской культуре. Граммотологический анализ логограмм со значением «душа»//Успехи современного естествознания. -2004. -№ 6. -С. 83-85.
- Китайские страшные истории . -URL: https://drive.google.com/file/d/0B2qRfTubilV9UlN0M3lveUxuRm8/view?usp=sharing
- Лойтер С. М. Русская детская литература ХХ в. и детский фольклор: Проблемы взаимодействия: автореф. дис. д-ра филол. наук. -Петрозаводск, 2002. -41 с.
- Малявин В. В. Китайская цивилизация. -М.: Апрель; Изд-во АСТ; Изд.-продюс. центр «Дизайн. Информация. Картография», 2000. -632 с.
- Маслов А. А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. -М.: Алетейя: Культурный центр «Новый Акрополь», 2003. -480 с.
- Морозова Т. Н. Концептосфера цвета в китайской языковой картине мира: автореф. дис.. канд. филол. наук/Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. -Кемерово, 2008.
- Названова И. А. Картина мира как отражение национального менталитета и сознания народа//Научная мысль Кавказа. Приложение. -2006. -№ 9. -С. 6-13.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. -М.: Изд-во ACT: Восток-Запад, 2010. -314 с.
- Пропп В. Я. Поэтика фольклора. -М.: Лабиринт, 1998. -352 с.
- Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира/Б. А. Серебренников . -М.: Наука, 1988. -216 с.
- Рубец М. В. Восприятие тела в китайской традиции//Телесность как эпистемологический феномен/отв. ред. И. А. Бескова. -М.: ИФРАН, 2009. -С. 147-161.
- Русские страшные истории . -URL: https://drive.google.com/file/d/0B2qRfTubilV 9M0hFaFIxbnlyck0/view?usp=sharing
- Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. -М.: Индрик, 2004. -320 с.
- Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность: монография. -М.: Языки славянской культуры, 2004. -272 с.
- Толстая С. М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах//Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал/отв. ред. Н. И. Толстой. -М.: Наука, 1994. -С. 111-129.
- Успенский, Э. Н. Красная рука. Черная простыня. Зеленые пальцы. Страшная повесть для бесстрашных детей. -М., 1992.
- Токарев С. А. Ранние формы религии. -М.: Политиздат, 1990. -622 с.
- Wedell-Wedellsborg, Anne. Haunted Fiction: Modern Chinese Literature and the Supernatural . -URL: https://journals. lib.unb.ca/index.php/IFR/article/view/7797/8854
- -URL: http://www.guigushi2.com/duanpianguigushi (дата обращения: 01.02.2015).