Жанровое своеобразие романа "Доктор Живаго"
Автор: Гримова Ольга Александровна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Статьи и сообщения. Поэтика романа Б.Л. Пастернака "Доктор живаго"
Статья в выпуске: 2 (25), 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена генологическому исследованию романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Произведение рассматривается как жанровая полиформа, элементы которой генетически связаны с самыми значимыми этапами развития словесности (миф - фольклор - литература), выявляются закономерности взаимодействия разнообразных жанровых векторов, формирующих роман. Одна из значимых закономерностей - актуализация одновременно и максимальной и минимальной (вплоть до нулевой) степени проявленности той или иной характеристики текста. Так, «Доктор Живаго» совмещает в себе черты филологического метаромана и повествования, организованного установкой на устность, до- или внежанрового речевого потока, «текста как такового», обладающего, соответственно, нулевой авторефлексивностью. Вторая закономерность: работа писателя с литературными жанровыми моделями может быть описана как реверсивное движение к романным «истокам», предполагающее инверсирование жанровых доминант, через обращение к которым осуществляется этот «путь». Пастернак создает своеобразный вариант «эпилога» русского классического романа XIX в., трансформируя инварианты авантюрного, семейно-биографического, идеологического романов, романов испытания и становления. В рамках взаимодействия с последним интересен отказ писателя от величайшего, казалось бы, достижения реалистического письма - искусства синхронизированного изображения меняющегося мира и меняющегося героя. У Пастернака «готовый», «завершенный» герой пытается утратить синхронность с окружающими его обстоятельствами. Помимо классики, «Доктор Живаго» контактирует с жанровыми измерениями модернистского и современного романов. Можно говорить - по аналогии с пушкинским - о пастернаковском «протеизме», в данном случае жанровом. Перекликаясь с внушительным рядом жанровых парадигм, «Доктор Живаго» не укладывается ни в одну, и это, вероятно, говорит о формировании в его рамках нового типа художественной целостности, которая определяется сейчас как «тотальный роман».
Жанр, речевые жанры, жанровые трансформации, пастернак
Короткий адрес: https://sciup.org/14914391
IDR: 14914391
Список литературы Жанровое своеобразие романа "Доктор Живаго"
- Буров С.Г. Игры смыслов у Пастернака. М., 2011. С. 54
- Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996. С. 154
- Буров С.Г. Указ. соч. С. 20
- Тамарченко Н.Д. К типологии героя в русском романе (постановка проблемы)//Сюжет и время: Сб. науч. трудов к 70-летию Г.В. Краснова. Коломна, 1991. С. 32
- Смирнов И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М., 2000. С. 22
- Щеглов Ю.К. О некоторых спорных чертах поэтики позднего Пастернака. (Авантюрно-мелодраматическая техника в «Докторе Живаго»)//Пастернаковские чтения. Вып. 2. М., 1998. С. 172
- Шапир М. «…А ты прекрасна без извилин…» Эстетика небрежности в поэзии Пастернака//Новый мир. 2004. № 7. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/7/shap9.html (дата обращения 19.11.2012)
- Пастернак Б.Л. Письма к родителям и сестрам. 1907-1960. М., 2004. С. 789
- Буров С.Г. Указ. соч. С. 96-97
- Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М., 2005. С. 63
- Бондарчук Е.М. Автор и герой в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»: Дис. … канд. филол. наук. Самара, 1999. С. 17-19
- Тамарченко Н.Д. К типологии героя в русском романе (постановка проблемы). С. 32
- Щеглов Ю.К. Указ. соч. С. 171-203
- Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 199
- Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». С. 125
- История русского романа: В 2 т. М.; Л., 1962. Т. I. С. 254-255
- Тамарченко Н.Д. Сюжет испытания: опыт типологии (на материале русской повести Серебряного века)//Филологический журнал [Новый филологический вестник]. 2006. № 2 (3). С. 243
- Бахтин М.М. Указ. соч. С. 203-204
- Мандельштам О.Э. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1993-1997. Т. II. С. 274
- Недзвецкий В.А. История русского романа XIX в. Неклассические формы. М., 2011. С. 43-59
- Буров С.Г. Указ. соч. С. 120
- Буров С.Г. Указ. соч. С. 121
- Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008
- Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». С. 139
- Бахтин М.М. Указ. соч. С. 213-214
- Переписка Бориса Пастернака. М., 1990. С. 224
- Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра. Тверь, 2002
- Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого//Три шедевра русской классики. М., 1971. С. 15
- Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004
- Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 113