Жанры криминальной литературы: спецкурс для студентов филологических специальностей

Автор: Федунина Ольга Владимировна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы. Текстология

Статья в выпуске: 4 (31), 2014 года.

Бесплатный доступ

Представленные методические разработки легли в основу спецкурса «Жанры криминальной литературы», прочитанного автором-составителем на историко-филологическом факультете Института филологии и истории РГГУ. Основной целью курса, рассчитанного на 26 часов (из них 10 часов - лекционных и 16 - семинарских занятий), является ознакомление студентов различных филологических специальностей с основными тенденциями и проблемами в изучении криминальной литературы. Рассматривается ее статус как наджанрового образования, ставятся вопросы о разграничении относящихся к этой области жанров и адекватном описании их структуры. При этом особое внимание уделяется рассмотрению четырех основных жанров криминальной литературы расследования: классического детектива, «авантюрного расследования», полицейского романа и «расследования жертвы». Предлагаемая общая аналитическая схема базируется на трехмерной жанровой модели М.М. Бахтина.

Еще

Массовая литература, криминальная литература, жанр, бахтин, метажанр, классический детектив, "авантюрное расследование", полицейский роман, "расследование жертвы"

Короткий адрес: https://sciup.org/14914469

ID: 14914469

Список литературы Жанры криминальной литературы: спецкурс для студентов филологических специальностей

  • Конан Дойль А. Рейгетские сквайры/Пер. Т. Рузской//Конан Дойль А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2. М., 1966. С. 111-131. (Библиотека «Огонек»)
  • Кристи А. Тайна «Звезды Запада»/Пер. с англ. П. Рубцова//Кристи А. Пуаро ведет следствие: детективные рассказы. М., 2012. С. 5-40. (Вся Кристи)
  • По Э. Убийства на улице Морг/Пер. Р. Гальпериной//По Э. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. Проза. М., 1993. С. 85-116
  • Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления. Гл. 4. Заключительное определение детектива//Вольский Н.Н. Легкое чтение: Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск, 2006
  • Дмитриева Л.П. К вопросу о составе детективных новелл Э. По//Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 4 (82). С. 143-147
  • Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра//Новый филологический вестник. 2009. № 2 (9). С. 27-47; № 3 (10). С. 105-115; № 4 (11). С. 74-84; 2010. № 1 (12). С. 16-39; № 4 (15). С. 23-40; 2011. № 1 (16). С. 13-24
  • Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984
  • Щеглов Ю.К. К описанию структуры детективной новеллы//Щеглов Ю.К. Поэзия. Проза. Поэтика: Избранные работы. М., 2012. С. 86-107
  • Анциферова О.Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система//Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. Проблема жанра. Иваново, 1994. С. 21-36
  • Вай Дайн С.С. Двадцать правил для писания детективных романов//Как сделать детектив. М., 1990. С. 38-41
  • Тугушева М. Под знаком четырех. М., 1991. С. 17-48; 86-129; 153-191
  • François M. Le stéréotype dans le roman policier//Cahiers de Narratologie. 2009. № 17. Stéréotype et narration littéraire. URL: http://narratologie.revues.org/1095
  • Lits M. Le roman policier: Introduction à la théorie et à l’histoire d’un genre littéraire. Liége, 1999. (Collection paralittérature -4)
  • Symons J. The Detective Story in Britain. London, 1962
  • Акунин Б. Любовница смерти. М., 2004. (Новый детективъ)
  • Леблан М. Арест Арсена Люпена//Леблан М. Арсен Люпен -благородный грабитель/Пер. В.В. Жуковой. М., 2001. С. 5-30. (Арсен Люпен. Кн. 1)
  • Балахонов В.Е. От Лекока до Люпена//Габорио Э. Дело вдовы Леруж; Леру Г. Духи Дамы в черном; Леблан М. Арсен Люпен -джентльмен-грабитель. М.; Минск, 1991. С. 3-22
  • Кириленко Н.Н. «Авантюрное расследование» или классический детектив//Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 80-95
  • Ранчин А. Романы Бориса Акунина и классическая традиция: Повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом//Новое литературное обозрение. 2004. № 67. С. 235-266
  • Адамов А.Г. Дело «пестрых». М., 1958
  • Валё П., Шеваль М. Розанна/Пер. с швед. Б. Злобина, Е. Рымко. М.; СПб., 2011
  • Маринина А. Мужские игры. М., 2014
  • Нилин П.Ф. Испытательный срок//Нилин П.Ф. Знакомое лицо: Повести, рассказы. М., 1975. С. 217-357
  • Вайнер А., Вайнер Г. Эра милосердия. М., 2011
  • Джеймс Ф.Д. Пристрастие к смерти/Пер. с англ. И.Я. Дорониной. М.; Владимир, 2008. (Классика)
  • Коннелли М. Блондинка в бетоне/Пер. с англ. С.Г. Певчева. М., 2008. (The International Bestseller)
  • Макбейн Э. Личный враг полицейских/Пер. с англ. М. Брухнова. М., 1993
  • Сименон Ж. Петерс Латыш. М., 1992. (Весь Мегрэ. Т. 1)
  • Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров//Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 17-32
  • Тюпа В.И. Литература и ментальность. М., 2009. С. 132-175
  • Вулис А. В мире приключений. Поэтика жанра. М., 1986. С. 324-371
  • Auriac Y. Le polar, un genre infréquentable?//Le français dans tous ses états: Revue du réseau CNDP pour les enseignants de français. № 31. Le roman policier. URL: http://www.crdp-montpellier.fr/ressources/frdtse/frdtse31a.html
  • Casta I. Héritier ou parvenu: le roman criminel en France//Romanesques: Centre d’Etudes des Relations et Contacts Linguistiques et Littéraires. URL: http://www.romanesques.fr/articles/isabelle-casta-heritier-ou-parvenu/
  • Dove G.N. The Police Procedural. Bowling Green, Ohio, 1982
  • Обэр Б. Лесная смерть/Пер. с фр. Е. Капитоновой. СПб., 2001
  • Александр П., Ролан М. Увидеть Лондон и умереть/Пер. М. Ваксмахера//Современный французский детективный роман. М., 1989. С. 138-255
  • Буало П., Нарсежак Т. Та, которой не стало/Пер. Л. Завьяловой//Современный французский детективный роман. М., 1989. С. 26-135
  • Уайт Э.Л. Винтовая лестница/Пер. с англ. Р. Шидфара//Смена. 1991. № 5. С. 176-273
  • Буало П., Нарсежак Т. Детективный роман//Как сделать детектив. М., 1990. С. 192-224
  • Киреева Н.В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. Благовещенск, 2013
  • Сейерс Д. Предисловие к детективной антологии//Как сделать детектив. М., 1990. С. 42-76
  • Федунина О.В. Кругозор героев и жанр в криминальной литературе//Жанры в историко-литературном процессе/Под ред. Т.В. Мальцевой. Вып. 5. СПб., 2013. С. 161-171
  • Федунина О.В. «Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра//Новый филологический вестник. 2012. № 2 (21). С. 130-141
  • Малкина В.Я., Полякова А.А. Введение. «Канон» готического романа и его разновидности//Готическая традиция в русской литературе/Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 15-32
  • Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: проблема инварианта и типология жанра. Тверь, 2002. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение). С. 23-37
  • Todorov Tz. Typologie du roman policier//Todorov Tz. Poétique de la prose. Paris, 1971. P. 55-65
  • Бавин С.П. Зарубежный детектив ХХ века в русских переводах: Популярная библиографическая энциклопедия. М., 1991
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003
  • Николина Н.А., Литовская М.А., Купина Н.А. Массовая литература сегодня: Учебное пособие. М., 2009
  • Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008
  • Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров/Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2011
  • Черняк М.А. Массовая литература ХХ века: Учебное пособие. М., 2009
  • Вольский Н.Н. Легкое чтение: Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск, 2006
  • Изер В. Вымыслообразующие акты. Глава из книги «Вымышленное и воображаемое: набросок литературной антропологии»//Новое литературное обозрение. 1997. № 27. С. 23-40
  • Руднев В. Читатель-убийца//Руднев В. Прочь от реальности: исследования по философии текста. М., 2000. С. 374-394
  • Шевякова Э.Н. Игра с романной техникой массовой литературы: «переоткрытие» вымысла в романах Жана Эшноза//Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Четвертые Андреевские чтения. М., 2006. С. 49-57
  • Шмид В. Нарратология. М., 2003. (Studia philologica)
  • Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. М., 2002
  • Готическая традиция в русской литературе/Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008
  • Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул/Пер. с англ. Е.М. Лазаревой//Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33-64
  • Кестхейи Т. Анатомия детектива: Следствие по делу о детективе. Будапешт, 1989
  • Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема//Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория прозы. СПб., 1997. С. 817-826
  • Тамарченко Н.Д. О жанровой структуре «Преступления и наказания» (к вопросу о типе романа у Достоевского)//Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в литературной науке ХХ века. Ижевск, 1993. С. 126-147
  • Бахтин М.М. Эпос и роман/Сост. С.Г. Бочаров. СПб., 2000
  • Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы. Екатеринбург, 2010
  • Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику. М., 2003. (Бахтин под маской)
  • Подлубнова Ю. Жанр и метажанр: к проблеме разграничения//Сетевая словесность. 01.02.2006. URL: http://www.netslova.ru/podlubnova/meta.html
  • Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011. С. 69-87
  • Тюпа В.И. Дискурс/Жанр. М., 2013
Еще
Другой