Женское служение милосердию в годы войн второй половины XIX - начала XX вв.

Автор: Денисова Людмила Евгеньевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 20, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу милосердного служения женщин в годы войн второй половины XIX - начала XX вв. В работе дается оценка основным направлениям участия женщин в военных кампаниях прошлого, произведен анализ основных научных подходов к исследованию женского служения милосердию и благотворительности в контексте отечественного и мирового исторического наследия.

Общество, социальное служение, историческое исследование источников, видов и форм женского служения милосердию и благотворительности, социальная работа, социальные технологии

Короткий адрес: https://sciup.org/14937720

IDR: 14937720

Текст научной статьи Женское служение милосердию в годы войн второй половины XIX - начала XX вв.

Исследование проблемы женского служения милосердию и благотворительности в годы войн приобретает сегодня особую актуальность. Это обусловлено прежде всего празднованием 9 мая 2015 г. 70-летнего юбилея Великой Победы и связанным с этим событием широким освещением в научно-исторической литературе героического участия женщин в военных кампаниях прошлого.

В данном исследовательском контексте период второй половины XIX – начала XX вв. имеет особое значение:

  • 1.    Несмотря на то что примеры милосердной помощи женщин страждущим от войн и лихолетий имели место в более ранние периоды отечественной истории, массовое служение женщин делам милосердия, а также формирование женских объединений и организаций милосердия началось во второй половине XIX в.

  • 2.    Впервые в российской и мировой практике к уходу за ранеными и больными на поле битвы и в военных госпиталях были допущены сестры Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных, созданной в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Елены Павловны 5 ноября 1854 г.

Согласно Правилам об обязанностях и отношениях сестер Крестовоздвиженской общины по служению их в военных госпиталях [1], сестры осуществляли следующие виды служения:

– хозяек,

– аптекаршей,

– перевязывающих,

  • –    дежурных в госпитальных палатах [2].

На каждую сестру, осуществлявшую постоянно, в любое время дня и ночи дежурство в госпитальных палатах, приходилось от 100 до 150 больных [3].

В обязанности сестер, определяемые особыми инструкциями, входили:

– раздача лекарств,

  • –    перемена белья и перевязочных средств,

  • –    непосредственный надзор за исполнением обязанностей фельдшером,

  • –    производство небольших хирургических операций [4].

В соответствии с Правилами об определении в военно-сухопутные госпитали сестер милосердия для ухода за больными [5] взаимодействие между сестрами и госпитальной администрацией осуществляла старшая сестра, в обязанности которой входило присутствие при вра- чебных обходах. Круг ее обязанностей, как и круг обязанностей сестер Общины, не ограничивался только уходом, но включал в себя также душепопечение о больных и умирающих и заботу об умерших. Старшая сестра вместе со священником, дежурным офицером и дежурным врачом присутствовала при составлении духовных завещаний находившихся на излечении в госпиталях воинов и утверждала своей подписью действительность воли умирающих [6].

В годы Крымской войны 120 сестер Крестовоздвиженской общины самоотверженно исполняли свое служение милосердию в центре военных действий, включая главный перевязочный пункт и военно-сухопутные госпитали на Северной и Южной сторонах Севастополя, на Инкер-манских высотах и Бельбеке, а также военные госпитали Симферополя и Бахчисарая. 68 сестер Общины были представлены к награждению медалью «За оборону Севастополя». В период с 1 декабря 1854 г. по 1 января 1856 г. при исполнении своих обязанностей умерли 17 сестер [7].

В дни осады Севастополя в эпицентре боев помощь раненым воинам оказывали:

  • –    на Николаевской батарее на Южной стороне города – 8 сестер под руководством Е.О. Будберг и Е.М. Бакуниной;

  • –    в Екатерининском дворце (гангренозное отделение) – 1 сестра;

  • –    на Михайловской батарее на Северной стороне города – 5 сестер под начальством инокини Серафимы Ушаковой;

  • –    на батарее № 4 на Северной стороне города – 1 сестра под руководством доктора В.И. Тарасова;

  • –    в Северном укреплении, при раненых морских офицерах – 2 сестры (Селиванова и Са-прановская);

  • –    в лагерном госпитале на Инкерманских высотах – 11 сестер;

  • –    в лагерном госпитале на Бельбеке – остальные сестры под руководством А.П. Стахович, начальницы Общины [8].

Давая самую высокую оценку подвигу сестер Крестовоздвиженской общины, Н.И. Пирогов писал: «Во время Крымской кампании <…> я убедился a priori, <…> что сестры не только для ухода за страждущими, но даже в управлении многих общественных учреждениях более одарены способностями, чем мужчины, <…> женский такт, их чувствительность и независимое от служебных условий положение гораздо действеннее могут влиять на отвратительные злоупотребления администрации, чем официальная контрольная комиссия. <…> женщины должны занять место в обществе, более отвечающее их человеческому достоинству и их умственным способностям» [9].

В Крымской войне участвовали также и сестры милосердия, оказывавшие помощь воинам противника. Согласно переписке пастора Теодора Флиднера с королем Фридрихом Вильгельмом IV и государственным министром Пруссии, первые кайзервертские сестры прибыли в Стамбул уже в 1852 г. Среди них была сестра-аптекарша, что, подчеркивается автором донесений, было особенно важным с учетом «царившего в то время в Турции положения вещей» . Наряду с больницей и учебным заведением для сестер, открытыми в Стамбуле, было организовано также и учебное заведение по подготовке сестер милосердия в Смирне. В финансировании данных учреждений принимали самое активное участие английские, голландские, немецкие и американские коммерсанты, а также генеральный консул Пруссии в Стамбуле и даже сам король Фридрих Вильгельм IV. В Крымской кампании наряду с другими сестрами флиднеровской общины участвовала Флоренс Найтингейл [10].

В период Русско-турецкой войны на поле битвы и в военных госпиталях на Балканах самоотверженно трудились сестры Крестовоздвиженской, Свято-Георгиевской, Свято-Троицкой, Благовещенской общин Красного Креста, московской общины «Утоли моя печали», основанной княгиней Н.Б. Шаховской.

Незадолго до начала войны при Свято-Георгиевской общине открылись медицинские курсы, на которых было организовано обучение в размере, соответствующем фельдшерскому, для сестер Общины, а также находящихся на испытании в ней перед вступлением в сестры и приходящих учениц. Обучение на курсах проводилось практическим путем при постели больного и продолжалось три года: в каждом от 8 до 9 учебных месяцев. После успешной сдачи экзамена по завершении обучения ученицам присваивался диплом, дававший право на осуществление повсеместной фельдшерской практики [11].

В 1877–1878 гг. на территории Российской империи были развернуты многочисленные тыловые госпитали и лазареты, в которых уход за ранеными и больными воинами, сражавшимися на Балканах, осуществляли сестры общин Красного Креста, а также сестры общин и монастырей, находившихся в ведении местных епархиальных управлений. Так, в Курской губернии уход за больными и ранеными воинскими чинами осуществлялся силами сестер Курского Свято-Троицкого и Белгородского Рождество-Богородицкого монастырей [12].

Профессор С.Г. Зубанова подчеркивает, что согласно официальной документации комитета «Христианская помощь» Русского хирургического общества профессора Н.И. Пирогова на полях сражений и в лазаретах в период Русско-турецкой войны трудились 1 100 сестер милосердия [13].

  • И , хотя в обобщенном виде статистика по общинам сестер милосердия в XIX в. отсутствует, известно, что сестры, самоотверженно исполняя свой христианский долг, трудились во всех лечебницах, больницах, госпиталях [14].

В годы Русско-японской войны в военных госпиталях и лазаретах, включая частные, помощь раненым и больным воинам оказывали около 2 000 женщин, среди них сестры общин Красного Креста и вольнонаемные [15].

По инициативе великой княгини Е.Ф. Романовой в 1904 г. был организован Особый комитет для оказания помощи воинам, пострадавшим в Маньчжурии. Для координации деятельности по бесплатному размещению больных и раненых воинов, оказанию благотворительной помощи пострадавшим при Особом комитете создается Исполнительная комиссия, в задачи которой входят:

  • –    организация сбора пожертвований и устройство вещевых и продовольственных складов, – снаряжение перевязочных палаток и походных лазаретов,

  • –    снаряжение санитарных поездов,

  • –    эвакуация и размещение в госпиталях и лазаретах пострадавших на полях битвы воинов, – оказание благотворительной помощи семьям погибших [16].

Согласно представленному ниже объявлению учрежденная 8 июня 1904 г. Штабом Московского военного округа Внутренняя эвакуационная комиссия предоставила Особому комитету в пределах Московского военного округа «все дело безплатнаго размещения прибывающих с театра войны больных и раненых. В силу такового распоряжения образованная при особом Комитете по повелению Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны Исполнительная Комиссия обращается с просьбой ко всем добрым людям, желающим принять к себе больных и раненых воинов, подавать о том заявления согласно нижеуказанных правил…» [17].

По окончании Русско-японской войны было принято решение о более интенсивном развитии «внеобщинной формы подготовки сестер милосердия», что позволяло «сохранять реальные размеры общин в мирное время и располагать достаточным контингентом квалифицированных сестер в периоды военных действий» [18].

Важным источником для исследования женского служения милосердию и благотворительности в начале XX в. выступает статья Александры Дьяконовой «Православно-русская трудовая община диаконисс», вышедшая в июле 1906 г. [19].

Работа А. Дьяконовой написана в период Первой русской революции 1905–1907 гг., следствием чего явилась обеспокоенность автора потрясениями, затрагивающими духовно-нравственную и социальную сферы российского общества того времени. По мнению автора статьи, « никто другой, как женщины» способны выступить «первыми истинными служительницами добру, несущими своей любовью и деятельностью желаемый мир и благоденствие своей родной православной стране» [20].

Следует подчеркнуть, что период второй половины XIX – начала XX вв. имеет особое значение в контексте исследования феномена женского служения милосердию и благотворительности как в отечественной, так и в мировой исторических традициях. Одним из наиболее важных факторов общественного развития данного периода выступает формирование женских объединений и организаций милосердия и их активное участие в помощи больным и раненым воинам на полях сражений и в тылу. Изучение источников, видов и форм милосердного участия женщин в военных кампаниях прошлого, таким образом, может способствовать в решении таких важных исследовательских задач, как, например, формирование целостного представления об общих и национальных проблемах социального служения в христианстве, и рассматриваться как одно из перспективных направлений теории и практики социальной работы [21].

Ссылки:

  • 1.    РГВИА. Ф. 545. Оп. 1. Д. 1. 219 л.

  • 2.   Там же. Л. 9.

  • 3.   Там же. Л. 1.

  • 4.   Там же. Л. 9 об.

  • 5.   РГВИА. Ф. 545. Оп. 1. Д. 2. 74 л.

  • 6.    Там же. Л. 4–7 об.

  • 7.    Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях в Крыму и в Херсонской губернии с 1 декабря 1854 г. по 1 декабря 1855 г. // Война и милосердие. М., 2003. С. 99–117.

  • 8.    Там же. С. 111.

  • 9.    Н.И. Пирогов о Крестовоздвиженской общине (Из письма к Э.Ф. Раден) // Война и милосердие. С. 130–144.

  • 10.    Felgentreff R. Das Diakoniewerk Kaiserswerth: 1836–1998; von der Diakonissenanstalt zum Diakoniewerk – ein Überblick. Düsseldorf, 1998. S. 36–45, 59–65.

  • 11.    РГВИА. Ф. 12651. Оп. 1. Д. 22. Л. 1–23.

  • 12.    Там же. Д. 17. Л. 152.

  • 13.    Зубанова С.Г. Благотворительность и социальное служение женщин в дореволюционной России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 128–134.

  • 14.    Там же. С. 130.

  • 15.    Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. С. 150.

  • 16.    РГВИА. Ф. 12651. Оп. 8. Д. 104. 299 л.

  • 17.    ГАРФ. Ф. 656. Оп. 1. Д. 26. Л. 1.

  • 18.    Зубанова С.Г. Указ. соч. С. 130.

  • 19.    Денисова Л.Е. Женщины в контексте диаконического служения Русской Православной Церкви // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 157–160.

  • 20.    Там же. С. 160.

  • 21.    Денисова Л.Е. Институционализация христианской диаконии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 288–291.

Список литературы Женское служение милосердию в годы войн второй половины XIX - начала XX вв.

  • РГВИА. Ф. 545. Оп. 1. Д. 1. 219 л.
  • РГВИА. Ф. 545. Оп. 1. Д. 2. 74 л
  • Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях в Крыму и в Херсонской губернии с 1 декабря 1854 г. по 1 декабря 1855 г.//Война и милосердие. М., 2003. С. 99-117
  • Н.И. Пирогов о Крестовоздвиженской общине (Из письма к Э.Ф. Раден)//Война и милосердие. С. 130-144
  • Felgentreff R. Das Diakoniewerk Kaiserswerth: 1836-1998; von der Diakonissenanstalt zum Diakoniewerk -ein Überblick. Düsseldorf, 1998. S. 36-45, 59-65
  • РГВИА. Ф. 12651. Оп. 1. Д. 22. Л. 1-23
  • Зубанова С.Г. Благотворительность и социальное служение женщин в дореволюционной России//Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 128-134
  • Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. С. 150.
  • РГВИА. Ф. 12651. Оп. 8. Д. 104. 299 л.
  • ГАРФ. Ф. 656. Оп. 1. Д. 26. Л. 1.
  • Денисова Л.Е. Женщины в контексте диаконического служения Русской Православной Церкви//Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 157-160
  • Денисова Л.Е. Институционализация христианской диаконии//Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 288-291
Еще
Статья научная