Жизнь студентов в процентах

Автор: Кирилова О.

Журнал: Вестник геонаук @vestnik-geo

Статья в выпуске: 2 (146), 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149128167

IDR: 149128167

Текст статьи Жизнь студентов в процентах

После окончания университета вчерашние студенты, а ныне дипломированные специалисты, сталкиваются с массой новых, незнакомых до этого проблем. Одна из них — поиск работы. Существуют два пути трудоустройства после окончания вуза: самому себе создать рабочее место, то есть заняться своим бизнесом, либо искать свободные вакансии. В этом отношении Институт геологии Коми научного центра помогал решить проблему трудоустройства выпускников геологического факультета, пожелавших после окончания университета работать в нем. По статистическим данным, из 105 студентов, окончивших геологический факультет с 2000 по 2005 г., на сегодняшний день 59 человек работают в геологии, из них 27 — в нашем институте. Если проследить динамику увольнений бывших выпускников этого факультета, то из выпусков первых лет осталось наименьшее количество специалистов. Это говорит о том, что геологи, приобретя необходимый опыт у нас в институте, стараются найти другое место работы, мотивируя уход низкой оплатой труда. Из шести выпусков наибольшее количество молодых специалистов-геологов работает в ЗАО “МИРЕКО” (8 человек), вдвое меньше в Территориальном фонде информации по природным ресурсам и охране окружающей среды РК (4 человека) и в Территориальном агентстве по недропользованию по РК (4 человека). По результатам социологического опроса студентов пятого курса, проведенного в 2007 г., 45 % хотят продолжить обучение в аспирантуре, причем половина из них (20 %) желает параллельно получить второе высшее образование. 30 % дипломников хотят работать по специальности, и большинство из них (25 %) тоже мечтают получить второе высшее образование. Ошиблись в выборе профессии 10 %. Можно сделать вывод, что значительная часть (45 %) выпускников ориентируется на получение второго высшего образования и большинство не ставит целью устройство на работу. Радует то, что 90 % выпускников связывают свою дальнейшую жизнь с полученной специальностью, будь то работа или обучение в аспирантуре.

В этом году параллельно с опросом по поводу дальнейших планов выпускников в части работы проводилось ан- 30

кетирование, для того чтобы исследовать семейно-брачные установки молодежи как результат гендерной социализации в семье. Опрос проводился среди студентов 1-го и 5-го курсов геологического факультета СыктГУ.

Идеализированная модель будущей семьи в представлениях молодых людей формируется в основном под влиянием обстановки в родительской семье. Поскольку институт семьи — это в первую очередь семья, зарегистрированная в государственных органах, респондентам задавался вопрос об обязательности регистрации брака. Можно отметить, что мнения разделились поровну: половина считает институт брака формальностью, в то же время другая половина имеет противоположную точку зрения и убеждена, что он необходим. Девушки чаще склонны предполагать обязательной регистрацию брака, если появляются дети, тогда как юноши этот факт не учитывают вообще. Также юношам чаще свойственно считать брак слишком большой ответственностью. Если же юноши и девушки все же решаются создать семью, то чаще всего тогда, когда у них есть где жить и работать (19 % девушек и 39 % юношей). Небольшой процент девушек (10 %) и 14 % юношей считают, что семью надо создавать, когда приходит любовь, а 13 % юношей и 5 % девушек стремятся осуществить это после получения образования. Анализ ответов позволяет сделать вывод о том, что к вступлению в брак современные молодые люди относятся более сознательно и зрелость рассматривается через приобретение финансовой независимости, жизненного опыта, чувства ответственности, необходимых для семейной жизни личностных качеств.

Определенный интерес представляет взгляд на значимые ценности в жизни студентов. На первое место юноши ставят профессиональную карьеру, а девушки — хорошее здоровье, у юношей оно на втором месте. Зато у девушек на втором месте финансовый успех, который у юношей — на четвертом. Профессиональной карьере девушки отводят третье место, а вот у юношей на третьем месте удачный брак и семейное счастье, у девушек это только на четвертом месте. Считается, что девушки больше стремятся к созданию семьи, чем юноши, но данные исследования показали, что се- годня девушки хотят иметь хорошее здоровье, стать финансово независимыми и профессионально состоявшимися и только потом задумываться о создании семьи и детях. Это подтверждают ответы на предыдущий вопрос. Большинство студентов хотят выйти замуж или жениться, когда у них будут работа и жильё, то есть полная независимость и самостоятельность.

У юношей и девушек складываются разные представления об идеальном муже и жене. Исходя из анализа полученных данных, можно отметить, что в представлении респондентов обоих полов идеальный муж — это человек, обладающий способностью физически и морально постоять за себя и семью, способный обеспечить материально, готовый принять на себя ответственность за семью и детей, успешный на работе, образованный, умный, хороший отец, добрый, терпеливый. В целом, их представления схожи, но девушки желают видеть идеального мужа заботливым и ухоженным, а юноши делают акцент на уважение прав и достоинств членов семьи и умение учитывать их интересы. Таким образом, стереотип желаемого образа мужа можно охарактеризовать как модель физически сильного, умного и доброго оборо-нителя-добытчика.

Представления об идеальной жене у юношей и девушек таковы: это женщина, способная учитывать интересы, вкусы, привычки членов семьи и уважающая их права и достоинства, образованная, умная, хорошая мать. Представления юношей несколько шире — они хотят видеть в своих будущих женах такие качества, как доброта и терпение. Девушки же называют важным и внешний вид жены, ее ухоженность.

Результаты социологического исследования подтверждают и тот факт, что распределение семейных обязанностей в представлениях молодежи и существующие в их реальных семьях совпадают. Домашний труд, согласно нормативным гендерным образцам, является традиционно женской сферой. Это доказали ответы на вопрос, как должны быть распределены домашние обязанности в семье. По высказываниям и юношей, и девушек, основная часть семейных обязанностей должна ложиться на плечи жены и матери, мужчинам же предопределяются роли добытчика

и хранителя семьи. Организацией досуга должны заниматься мужья, по мнению юношей, а по мнению девушек — жены. В этой связи интересно было узнать, как в их семьях распределены домашние обязанности. В родительских семьях опрошенных ситуация складывается таким же образом, что и в представлениях подростков. Матери приходится выполнять значительно большее количество обязанностей, а отцу и детям — гораздо меньшее. Это говорит о том, что сложившиеся в их семьях стереотипы скопировались в представлениях детей как норма. Как выяснилось, мнения респондентов сошлись и в вопросе о том, есть ли различия в обязанностях между мужчиной и женщиной. Более половины опрошенных, а точнее, 27 % девушек и 44 % юношей считают, что такие различия есть. У молодежи сложились гендерные представления о распределении обязанностей в семье, и о том, что есть исключительно женская и исключительно мужская работа, партнерские отношения в семье оказались малопопулярными у опрошенных. Такое положение закрепляется в сознании подростков и впоследствии воспроизводиться в их будущей семье.

Также выяснялось, кто в их семьях решает важные для всей семьи вопросы. Оказалось, что чаще всего в семьях респондентов такие вопросы решают родители вдвоем (39 % юношей и 14 % девушек), реже решения принимают все члены семьи вместе (10 % юношей и 12 % девушек). Принимает решения мать у 13 % юношей и 7 % девушек. Отец принимает решения сам лишь в 5 % семей юношей.

Поскольку на формирование гендерных стереотипов у подростка непосредственно влияют отношения в его собственной семье, анкетированием выяснялось, как могут опрашиваемые охарактеризовать взаимоотношения в их семьях. Оказалось, что чаще всего они определяют их как дружеские (29 % юношей и 23 % девушек), как свободу выбора и действия (19 % юношей и 10 % девушек). Каждый сам по себе в семьях 10 % юношей и 5 % девушек. Несколько респондентов отметили, что в их семьях отношения конфликтные, у некоторых существует подчинение одному человеку (строгая дисциплина). Один охарактеризовал отношения в его семье как равнодушные.

Известно, что родители, не совмещающие карьеру и семью, могут уделить больше времени воспитанию сво- их детей, поэтому был задан вопрос: что лучше, когда родители оба работают или когда один из них не работает. Получилось, что привычнее видеть родителей работающими и одновременно выполняющими материнские и отцовские функции (93 %).

Интересно было узнать, что нравится детям в их родителях. В отце девушек и юношей привлекают почти одни и те же качества, что он уверенный, заботливый, всегда поможет, если трудно, сильный, надежный и ответственный, он любит свою работу, обеспечивает материально семью, его все уважают. Из этих качеств юноши отдают предпочтение силе и ответственности отца, а девушки — его способности проявить свою любовь и заботу. В матери и юношам, и девушкам нравиться то, что она красивая, ухоженная, добрая, ласковая, умная, заботливая, всегда поможет если трудно, она любит свою работу, хорошая хозяйка, много времени проводит с семьей, с ней интересно разговаривать, её все уважают, обеспечивает материально семью, любит своего ребенка. Ни один из опрошенный не отметил такую черту характера, как строгость, и лишь незначительное количество девушек и юношей привлекает в матери ее независимость.

Следующий вопрос был сформулирован таким образом: различается ли характер отношений к респондентам между матерью и отцом? Оказалось, что чаще все же проявляют свое положительное или отрицательное отношение к ребенку матери.

Поскольку влияние родителей на ребенка оказывает непосредственное воздействие на формирование его личности как будущего семьянина, целесообразным было выяснить, являются ли

ЛОЗЯ-Л-МеМ

Лимона и “айьянд ’ЛЗОЙЫ’ с рождением дочки —а^юми!

Желаем малышке и ^оди^елям ^крепкого здоровья.

родители опрошенных жизненным идеалом для них. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что чаще идеалом и для девушек, и для юношей становится мать.

В большинстве семей складывается такая ситуация, что дети лучше находят контакт с матерью, которая чаще идет ребенку на уступки, чем отец. Нельзя отметить, что отцы отстраняются от воспитания детей, однако больше внимания все-таки уделяется им со стороны матери. Мать для большего количества студентов, независимо от их пола, является авторитетом, к ней чаще обращаются за советом и со своими переживаниями, чем к отцу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гендерные отношения в семье складываются под влиянием родителей, которые не только формируют и передают полоролевые стереотипы, но и поддерживают традиционность отношений в современной семье, особенно при совместном проживании. В современной семье ситуация гендерного неравенства сохраняется: статус женщины продолжает предопределяться семейными ролями, а мужчины — профессиональными. Общественные трансформации последних лет пока еще не влекут изменение этих статусов, а лишь осложняют гендерные отношения. Но результаты исследования показали, что в сознании современной молодежи постепенно начинают укореняться западно-ориентированные, индивидуалистские стандарты уровня жизни, новые целевые установки, что позволяет говорить о том, что в сознании современных молодых людей происходят некая “революция” брачных притязаний и изменение ценностных ориентаций.

О. Кирилова

Статья