Жизненная ситуация молодых мужчин, проживающих в сельской местности

Автор: Самохвалова Елена Владиславовна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Обустройство России: вызовы и риски

Статья в выпуске: 5, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается опыт социологической диагностики жизненной ситуации мужчин от 20 до 40 лет, проживающих в сельских районах Белгородской обл. Автор обосновывает систему социологических показателей оценки жизненных условий молодых селян, формулирует рекомендации органам регионального и муниципального управления.

Жизненная ситуация, сельская территория, уровень доходов, социологическая диагностика, органы государственного и муниципального управления

Короткий адрес: https://sciup.org/170166928

IDR: 170166928

Текст научной статьи Жизненная ситуация молодых мужчин, проживающих в сельской местности

С овременные исследователи сходятся во мнении, что жизнен -ная ситуация россиян, проживающих в сельской местности, характеризуется комплексом социально - экономических проблем. Для сельских жителей менее доступны такие блага циви-лизации, как учреждения здравоохранения, образования и куль туры, транспортные сети, средства связи1. Как правило, у сельских жителей тяжелее условия работы, ниже доходы2. Все это негатив -ным образом сказывается на качестве сельской жизни, обусловли вает дефицит условий для самореализации.

Особую тревогу вызывают мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, составляющие значительную часть экономически активного насе ления сельских территорий, а следовательно потенциально опреде ляющие их будущее. К сожалению, для данной категории характерен высокий уровень распространения социальных болезней (алкого-лизм, наркомания, криминальное поведение), типично своего рода «депрессивное сознание», в основе которого лежит представление об отсутствии перспектив и, как следствие, социальный пессимизм. Все это негативно сказывается на личности самого мужчины, ведет к распаду семьи и дестабилизирует сельское сообщество в целом.

Сложившаяся ситуация требует не только пристального внима-ния со стороны федерального центра, но и оперативного управлен ческого воздействия на региональном и муниципальном уровнях, успешность которого напрямую зависит от качества информации, лежащей в основе принимаемых решений.

САМОХВАЛОВА Елена

Позитивный опыт получения объективной информации об усло-виях и качестве жизни населения накоплен в Белгородской обл. На протяжении последних 10 лет в регионе реализуется Программа улучшения качества жизни белгородцев1. Основой для формирования и корректи -ровки оперативных задач Программы слу-жат данные ежегодного социологического мониторинга показателей качества жизни населения. В то же время в отношении отдельных социально - демографических групп, в т.ч. молодых сельских мужчин, ощущается недостаток достоверной информации, характеризующей специ-фику их жизненной ситуации. Как след -ствие, управленческое воздействие не приносит желаемых результатов.

В 2009 г. губернатором Белгородской обл. была сформулирована задача: по -средством продуманной, научно обо снованной политики обеспечить благо приятные условия для самореализации молодых мужчин, проживающих в сель ской местности. С этой целью были разра-ботаны и апробированы показатели диа гностики их жизненной ситуации, опи сан алгоритм сбора, обработки и анализа информации о характере проблем данной социально - демографической группы2. Апробация инструментария осущест-влялась в два этапа: 1-й этап — декабрь 2009 г. (N = 1 000 респондентов)3, 2-й этап — ноябрь-декабрь 2011 г. (N = 2 000 респондентов)4. Основным методом сбора первичной социологической информации являлся анкетный опрос. Его выбор был обусловлен тем, что, с одной стороны, он позволяет мысленно моделировать любые нужные исследователю ситуации для выявления устойчивых мотивов, уста новок и т.п., а с другой — является надеж - ным и доступным методом исследования. Опрос включал анкетирование мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, проживающих в сельской местности, по методике много ступенчатой квотной выборки во всех районах Белгородской обл. В качестве квотных признаков выступали возраст и место жительства респондентов. Данная выборка является репрезентативной по отношению к генеральной совокупности.

Согласно концепции, обоснованной на 1 м этапе исследования, жизненная ситуация молодого сельского мужчины характеризуется его семейным положе нием, материальным благополучием, про фессиональной и иной занятостью, уров нем образования, социальным здоровьем, увлечениями, а также наличием либо от сутствием социальных болезней. Кроме того, на удовлетворенность молодого селянина жизненной ситуацией в целом влияет комфортность жилищных условий, доступность качественного медицинского обслуживания, уверенность в собственной безопасности и безопасности своих близ ких. Именно эти позиции были учтены при формировании системы социологи ческих показателей.

В рамках исследования важным пред -ставлялись, во-первых, определение ценностно целевых установок, жизнен ных смыслов, потребностей, побуж дающих молодых мужчин к действиям, направленным на поддержание или изме нение жизненной ситуации; во - вторых, оценка непосредственных условий их жизнедеятельности, определяющих харак тер жизненной ситуации; в третьих, опи сание субъективных оценок жизненной ситуации молодого мужчины, проживаю щего в сельской местности, возможностей и результатов деятельности в ней.

Результаты проведенных исследований позволили констатировать, что моло дые сельские мужчины области, незави симо от возраста и уровня образования, преимущественно ориентированы на достижение материального благополу чия (на это указали 56,4% респондентов) и обретение семейного счастья (42,4%). Идеальные представления респондентов базируются на формуле «материальное благополучие —идеальная семья — свое жилье — карьера». А иерархия установок на обретение влияния, душевного спо койствия, независимости, получение признания и оказание пользы обществу различается в зависимости от возраста респондентов.

Полученное распределение отве -тов довольно специфично, поскольку семейное счастье в ценностной иерархии данной социально-демографической группы занимает не 1-ю, а 2-ю позицию. Вероятно, выявленная особенность отражает в т.ч. реакцию молодых сельских мужчин на крайне тяжелые жизненные обстоятельства, в которых они оказались даже в относительно благополучной Белгородской обл.

Поскольку иерархия ценностей фактически указывает на значительное влияние на них материальных факторов, необходимой представлется оценка жизненных условий молодых сельских мужчин. К числу показателей, определяющих условия жизни сельского мужчины, были отнесены уровень благосостояния (доходы и жилищно-бытовые условия) и степень личной самореализации.

Согласно полученным данным, уровень доходов молодых сельских мужчин Белогорья и их семей сравнительно невысок. Так, в декабре 2009 г. лишь 54% опрошенных заявили с различной степенью уверенности, что им «хватает доходов на основные расходы». Каждый третий отметил, что «денег едва хватает на питание и самые необходимые нужды», а почти каждый двенадцатый – что «живет в долг». В 2011 г. ситуация не изменилась к лучшему. Так, 43,4% опрошенных селян однозначно заявили, что не удовлетворены своим материальным положением. Как будет ясно в дальнейшем, основными причинами такой ситуации являются низкий уровень заработной платы и отсутствие условий для альтернативной занятости (ведение личного подсобного хозяйства).

Субъективное представление молодых сельских мужчин о жизненном успехе прямо зависит и от степени реализации заявленных ими профессиональных и личных (семейных) целей. Важными составляющими успешности молодого мужчины в профессиональном плане являются: наличие постоянной работы и приемлемого уровня зарплаты, удовлетворительные условия и распорядок труда, наличие карьерных перспектив и социальных гарантий, благоприятный психологический климат в коллективе.

По результатам опроса большинство экономически активного мужского насе- ления сельских территорий Белгородчины имеют постоянную работу. Однако уровень удовлетворенности молодых селян профессиональной и иной занятостью сравнительно невысок. В 2011 г. удовлетворены своей работой были только 51,45% опрошенных, а условиями ведения личного подсобного хозяйства – еще меньше, причем за 2 года ситуация практически не изменилась.

Вероятно, данное обстоятельство связано с низкой эффективностью реализуемых на селе областных программ. Это подтверждают результаты проведенного исследования. В 2011 г. возможности, созданные властью для ведения личного подсобного хозяйства, удовлетворительно оценили только 45,2% респондентов. Для каждого седьмого опрошенного мужчины существенным препятствием для эффективного ведения личного подсобного хозяйства пока остается отсутствие возможности выгодно сбыть продукцию. При этом каждый двенадцатый указал на плохую обеспеченность сельскохозяйственной техникой, а 3,9% респондентов – на нехватку информации о ведении хозяйства. Основной проблемой является отсутствие у сельских молодых мужчин необходимых финансовых средств – на это указал почти каждый пятый владелец личного подсобного хозяйства.

Жилищные и социально-бытовые условия жизни молодых мужчин, проживающих в сельской местности, с трудом можно назвать удовлетворительными. Свое жилье имеет только половина опрошенных молодых мужчин, что, вероятно, существенно снижает их удовлетворенность своей жизнью. Косвенно это подтверждает тот факт, что для каждого шестого селянина решение жилищного вопроса является важнейшей жизненной целью. Кроме того, недостаточное развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры сельских территорий затрудняет удовлетворение потребностей их жителей в социальных, образовательных, культурных и прочих бытовых услугах.

Кроме материального благополучия, чаще других в той или иной степени недовольны жизнью селяне, неудовлетворительно оценивающие: семейную ситуацию (39%), уровень своей безопасности и безопасности своих близких (36%), состояние здоровья (34,5%) и качество медицинской помощи (34%).

Как уже отмечалось, результаты проведенного исследования позволяют констатировать наличие у многих молодых сельских жителей установки на обретение семейного счастья. В то же время растет число молодых сельских жителей – либо убежденных холостяков, либо откладывающих момент обретения семьи и детей. Причины этого, вероятно, носят не только материальный, но и моральный, духовноценностный характер. Отчасти подтвердилось и предположение о том, что государственная и региональная политика по мотивации к многодетности пока не дает ощутимых результатов.

Таким образом, для абсолютного большинства молодых людей типичны: сравнительно низкий уровень доходов, неудовлетворительные жилищные и/или социально-бытовые условия, отсутствие желаемого числа детей в семье, а иногда – и самого семейного статуса. Все это негативно сказывается на удовлетворенности молодых мужчин своей жизнью и, как следствие, ведет к желанию что-либо изменить, нашедшему выражение в их жизненных планах.

Определяющим для жизненных планов чаще всего являются: смена работы, улучшение жилищных условий, покупка автомобиля, улучшение здоровья. В то же время эти планы вступают в противоречие с возможностями их реализации в условиях сельских территорий, для большинства которых характерны: отсутствие возможностей трудоустройства с приемлемыми для молодых людей уровнем заработной платы и условиями труда, наличием карьерных перспектив и социальных гарантий; отсутствие реальной помощи желающим завести или имеющим личное подсобное хозяйство; низкая заинтересованность работодателей и местной власти в решении жилищного вопроса молодых мужчин и их семей; недостаточное развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Противоречие между планами и возможностями их реализации обусловливает открытый или латентный внутренний конфликт в сознании большинства сельских мужчин. Фиксация его позволяет прогнозировать дальнейшую миграцию молодых мужчин в город, распространение среди них социального пессимизма и, как следствие, социальных болезней. Все это – наиболее типичные для данной социально-демографической группы способы разрешения конфликта. Частичная занятость, отсутствие профессиональной самореализации, постоянных увлечений и других источников саморазвития, а также сдерживающих факторов (религиозный запрет, семейные ценности) при экономической и/или физической доступности алкоголя в сельской местности приводит к алкоголизации мужского населения. По данным опроса спиртосодержащие напитки почти каждый день употребляет каждый десятый респондент, а объективно – алкоголизация имеет еще большее распространение.

Весь комплекс диагностируемых социологическими методами проблем качества жизни молодых сельских мужчин фокусируется на показателе общей удовлетворенности жизненной ситуацией. Именно его весовое значение наиболее полно определяет эффективность управленческой деятельности органов государственного и муниципального управления.

На прямой вопрос об удовлетворенности жизненной ситуацией ответы распределились следующим образом: 72% в той или иной мере удовлетворены своей жизнью (в 2009 г. – немногим более половины), почти каждый пятый удовлетворен в полной мере (в 2009 г. – почти каждый шестой), почти каждый пятый не удовлетворен в той или иной мере (в 2009 г. – примерно столько же).

Влияние на общее восприятие жизненной ситуации оказывает образование респондентов. Это связано с прямой зависимостью между квалификацией и высокооплачиваемой работой, уровнем ожиданий от сельской жизни. Наиболее трудная жизненная ситуация складывается у молодых мужчин со средним специальным образованием. Большинство из них не устраивает уровень доходов семьи и, как следствие, не устраивает работа либо ее отсутствие, при этом представители этой группы чаще других указывали на отсутствие нормальных жилищных условий, бытовую неустроенность, проблемы со здоровьем, отсутствие возможностей вести личное подсобное хозяйство и продолжить образование.

Выявленный низкий уровень благосостояния и неудовлетворительные жилищные и социально-бытовые условия при отсутствии эффективной политики со стороны региональных и муниципальных властей в дальнейшем сохранят тенденции оттока сельской молодежи из деревни и распространения социальных болезней. В большинстве случаев условия, снижающие комфортность жизненной ситуации молодых мужчин, проживающих в сельской местности, зависят именно от действий органов регионального и муниципального управления той или иной территории. Но, очевидно, что эти действия пока недостаточно эффективны в таких направлениях, как предоставление возможностей профессиональной и альтернативной (личное подсобное хозяйство) занятости; решение жилищных проблем; обеспечение качественным медицинским обслуживанием, работой транспорта, жилищно-коммунальных служб, досуговых и образовательных учреждений.

Проведенная диагностика позволяет утверждать, что в целом социологический инструментарий позволяет охарактеризовать жизненную ситуацию мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, проживающих в сельской местности, а при соответствующей доработке – и любой другой социальнодемографической группы.

Потенциально возможны 3 модели организации исследования, каждая из которых имеет свои позитивные и негативные черты.

1-я модель может быть определена как административная. Она предполагает осуществление ее силами, главным образом, самих управленческих структур. Несомненным достоинством этой модели является максимальная управляемость и использование служебной информации. Кроме того, данная модель сводит к минимуму абстрактное теоретизирование, подчиняет диагностику прагматиче- ским целям. Но рассматриваемая модель не лишена ряда недостатков. Прежде всего, они связаны с дефицитом квалифицированных специалистов в области социальной диагностики в органах государственной и муниципальной власти.

2-я модель оценки проведения мониторинга – консультационная. Она связана с ангажированием независимых специалистов и экспертов. Такая модель также имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным чертам, в первую очередь, относится квалификация приглашенных специалистов. Однако их деятельность также содержит в себе ряд негативных моментов. Прежде всего, они связаны с трудностями получения исходной информации.

3-я модель может быть определена как комбинированная. Она реализуется при участии государственных и муниципальных структур, общественных объединений и независимых исследователей. На наш взгляд, эта модель наиболее эффективна и перспективна, поскольку минимизирует издержки, присущие двум первым моделям, усиливает их позитивные стороны.

Ключевая проблема по степени значимости – это проблема заинтересованности региональных и муниципальных чиновников не только в получении объективной информации о жизненной ситуации конкретной социально-демографической группы, но и в совершенствовании региональной и муниципальной политики на основе анализа полученных данных. В противном случае проведение подобных исследований останется всего лишь имитацией заботы о проблемах «простых людей».

Статья научная