Жизнестойкость молодежи в современном социально-экономическом пространстве России
Автор: Чаусова Ольга Александровна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 11, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема жизнестойкости личности среди российской молодежи. Исследованы также условия формирования этого качества у молодых людей в социально-экономическом пространстве России.
Жизнестойкость, современная молодежь, личностный потенциал, внутренние ресурсы, профессиональное самоопределение
Короткий адрес: https://sciup.org/170165615
IDR: 170165615
Текст научной статьи Жизнестойкость молодежи в современном социально-экономическом пространстве России
В настоящее время российское общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые коренным образом меняют социальную сферу. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с разрешением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций.
Особенно эта проблема актуальна для людей молодого возраста, от которых создавшаяся социальная обстановка требует максимальной адаптации. Перед ними стоят задачи, связанные как с принятием новой роли в социуме, так и с самоопределением в профессии. Это и сдача выпускных экзаменов, и поступление в вуз, и будущее трудоустройство, и увеличение общего количества межличностных взаимодействий, и другие не менее стрессовые ситуации, связанные со становлением необходимой самостоятельности.
В настоящее время ситуация обстоит таким образом, что далеко не всем молодым людям удается с ними успешно справиться. По данным Федеральной службы государственной статистики, 20% выпускников не находят работу в первый год после окончания учебы. По итогам проведения мониторинга состояния рынка труда Минобрнауки России предоставляет такую информацию: 11% выпускников высших профессиональных учреждений подвергаются риску быть нетрудоустроенными, среди выпускников среднепрофессиональных учреждений их процент равен 10.
ЧАУСОВА Ольга
Конечно, государство оказывает социальную поддержку молодежи, направленную на минимизацию рисков нетрудоустройства. С 30 января 2011 г. Министерство образования и науки совместно с Минздравсоцразвития России реализует план действий по дополнительному обучению нетрудоустроенных выпускников образовательных учреждений по ускоренным курсам подготовки востребованным профессиям. Также существует практика договоров с предприятиями о целевой контрактной подготовке студентов старших курсов и организации стажировок выпускников с целью получения практических навыков в ряде областей (Волгоградская, Тюменская, Тверская, Тамбовская обл.). В вузах, подведомственных Рособразованию, созданы службы содействия трудоустройству выпускников. В ряде субъектов Российской
Федерации (Нижегородской, Кировской и Ульяновской обл., Республике Мордовия и Удмуртской Республике) был реализован российско-канадский проект «Расширение возможностей молодежи через развитие предпринимательства», целью которого являлось улучшение социально-экономического положения российской молодежи в возрасте 18–25 лет путем предоставления ей более широких возможностей по участию в развивающемся секторе малого и среднего предпринимательства в качестве наемных работников и самостоятельных предпринимателей.
Но, как показывает практика, не все могут воспользоваться данными возможностями. Кроме этого, как отмечают многие исследователи (Р.А. Ахмеров, Е.В. Бурмистрова, Г.В. Жарков, Г.Ю. Любимова, В.И. Слободчиков, Ю.П. Пова-ренков и др.), социально-возрастная группа молодежи сталкивается с рядом кризисов: возрастные кризисы (переход от юности к зрелости, кризис зрелости); кризисы индивидуальной жизни, которые включают кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности; кризисы профессионального обучения; внешние, глобальные, экзистенциальные кризисы.
Интенсивность современной жизни, нестабильность настоящего, неуверенность в будущем негативно сказываются на состоянии физического и психического здоровья молодежи, о чем свидетельствует ряд исследователей (Г.В. Жарков, Г.Ю. Любимова, Н.В. Малютина, Л.Ф. Мирзаянова, В.С. Мухина, Н.П. Фетискин, Л.А. Терехина и др.).
Таким образом, очевидна исследовательская проблема, которая обусловлена противоречием между создавшейся социально-экономической обстановкой, условиями, требующими максимальной адаптации, умения эффективно справляться с постоянно наступающим стрессом, меняющимися условиями жизнедеятельности и недостаточным уровнем способности к эффективной адаптации, нехваткой знаний по использованию личностного резерва и потенциала личности. В итоге можно отметить у молодых людей отсутствие четкой целостной модели собственного жизненного пути, а также – и это важно – отсутствие у них практических навыков на этапе выхода в жизнь, несфор-мированность смысловой саморегуляции. Таким образом, в жизненно важный период становления большинство молодежи выходит социально неприспособленным.
Мы считаем, что механизмом повышения необходимой адаптации молодежи может выступить жизнестойкость личности, развивать которую необходимо еще в школьные годы, чтобы подготовить молодых людей к предстоящим стрессовым ситуациям в их жизни.
Категория жизнестойкости относится к категориям психологии личности, расширяющим разъяснительный потенциал феноменологии становления, адаптации личности, совладающего поведения.
Понятие жизнестойкости было введено в 80-х гг. ХХ в. профессором университета Ирвайн (США) Сальваторе Мадди, основателем Института жизнестойкости в Калифорнии, психологом, синтезирующим в своей работе персонологические традиции Г. Олпорта и Г. Мюррея с идеями экзистенциальной философии, психологии и психотерапии.
По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в т.ч. хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. С точки зрения С. Мадди, жизнестойкость – это база, исходя из которой перерабатываются стрессовые воздействия; это катализатор поведения, который позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности. Жизнестойкость состоит из трех взаимосвязанных аттитюдов (или установок): вовлеченности (включенности), контроля и вызова (принятия риска). Вовлеченность, считает С. Мадди, – это активное участие во всем, что происходит с человеком. Контроль – это путь борьбы, в результате которого можно влиять на последствия происходящих вокруг событий. Вызов – это достижение мудрости и удовлетворение этой мудростью1.
На данный момент не существует еди- ногласного мнения о природе жизнестойкости. Имеется много точек зрения на происхождение этого феномена: от соображения, что жизнестойкость – нечто, заложенное генотипически, врожденное противостояние трудностям, до мнения, что это навык, который необходимо освоить.
На наш взгляд, жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой личности, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности, развитыми коммуникативными умениями и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Также понятие жизнестойкости отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека и является показателем психического здоровья.
Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. Личностное качество hardiness подчеркивает аттитюды, мотивирующие человека преобразовывать стрессогенные жизненные события1.
Такой подход позволяет нам сделать вывод о том, что жизнестойкость – тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.
Исходя из теоретических и методологических основ нашего исследования, мы обратились к непосредственному изучению особенностей жизнестойкости молодежи и ее взаимосвязей с самооценкой, саморегуляцией, коммуникативной компетентностью, профессиональным самоопределением, межличностными отношениями и смысложизненными ориентациями личности.
Выборку составили учащиеся 10-х классов Мариинской гимназии и гимназии № 24 г. Ульяновска (в количестве 60 чел.) и студенты 4-го курса факультетов математики и информационных технологий и гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета (в количестве 93 чел).
Нами был использован следующий диагностический инструментарий: «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, «Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования» А.А. Реана, «Опросник коммуникативных навыков» Л. Михельсона, «Опросник межличностных отношений» У. Шутца, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, «Карта готовности к профессиональному самоопределению» Л.Н. Кабардовой, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
Был проведен корреляционный анализ данных характеристик. Исходя из полученных результатов корреляционного анализа, можно сделать следующие выводы, которые говорят о существовании ряда взаимосвязей изучаемых параметров с жизнестойкостью личности.
Существует прямая значимая взаимосвязь между параметрами жизнестойкости и самооценки. Это говорит о том, что чем более уверен в себе человек, тем, соответственно, выше его жизнестойкость. Анализ взаимосвязи жизнестойкости и коммуникативных навыков выявил следующие закономерности: существуют положительная взаимосвязь между жизнестойкостью и компетентной коммуникацией, а также обратные взаимосвязи между жизнестойкостью и агрессивным способом коммуникации и жизнестойкостью и защитным способом коммуникации. Это означает то, что жизнестойкому человеку в социуме в ситуации коммуникации присуще компетентное поведение и не присуще агрессивное и защитное.
Анализ взаимосвязи жизнестойкости и межличностных отношений выявил следующие закономерности: существует положительная взаимосвязь между потребностью включения и жизнестойкостью человека. То есть, обладая высоким уровнем жизнестойкости, человек имеет потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с дру- гими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество.
Также были исследованы взаимосвязи между жизнестойкостью и саморегуляцией человека. Найденные прямые значимые взаимосвязи свидетельствуют о том, что чем больше развита жизнестойкость, тем выше уровень саморегуляции, т.е. человек проявляет самостоятельность, гибко и адекватно реагирует на изменение внешних условий.
Анализ взаимосвязей между смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью показал значимые прямые корреляции, что говорит о том, что наличие жизнестойкости отмечается также достаточно высоким уровнем осмысленности, результативности, эмоциональной насыщенности жизни человека.
Также нами были исследованы взаимосвязи жизнестойкости с готовностью к профессиональному самоопределению. Прямая взаимосвязь обнаружена, и она статистически значима. Это позволяет нам говорить о том, что если человек обладает такой характеристикой личности, как жизнестойкость, то он проявляет большую готовность к профессиональному самоопределению.
Из полученных результатов корреля- ционного анализа можно сделать следующий вывод: такая характеристика, как жизнестойкость, напрямую взаимосвязана с такими параметрами, как самооценка, коммуникативность, саморегуляция, потребность включения (сфера межличностных отношений). Данное обстоятельство позволяет нам развивать жизнестойкость, активизируя работу с самооценкой, коммуникативностью, саморегуляцией, сферой межличностных отношений испытуемых. Так, нами был разработан тренинг жизнестойкости личности, который успешно прошел апробацию на базе общеобразовательных школ г. Ульяновска и в учебно-исследовательской лаборатории «Психолог» Ульяновского государственного университета.
Таким образом, нами был рассмотрен феномен жизнестойкости личности на примере молодежи. Необходимо отметить, что дальнейшая реализация данной работы или ее элементов в образовательном процессе позволит специалистам решать задачи формирования жизненной стойкости молодежи, необходимой для дальнейшей адаптации ее в современном социально-экономическом пространстве России.