Зимние встречи чибиса Vanellus vanellus и гаршнепа Lymnocryptes minimus в Тверской области

Автор: В.А. Рыбаков

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2576 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140312851

IDR: 140312851

Текст статьи Зимние встречи чибиса Vanellus vanellus и гаршнепа Lymnocryptes minimus в Тверской области

Чибис Vanellus vanellus является обычным гнездящимся перелётным видом Тверской области (Зиновьев и др. 2021; Кошелев и др. 2025). Для этого кулика характерно раннее начало весенней миграции и прилёт в гнездовой район (в Тверской области самая ранняя встреча – 10 марта 2014, массовый прилёт начинается ежегодно в 20-х числах марта. В связи с этим чибисам нередко приходится сталкиваться с возвратом холодов и затяжными снегопадами. Кормится чибис в основном животной пищей, склёвывая её с поверхности и зондируя поверхностные слои почвы коротким клювом. Даже неглубокий снежный покров затрудняет для него добывание корма. При неблагоприятной погоде чибисы начинают кочевать в пределах гнездового района, а порой и вовсе покидают его. Привлекательными для него в это время являются незамёрзшие ручьи, берега рек, теплотрассы, колеи на дорогах, куда стягиваются особи со всей округи. При этом голодные птицы могут оказываться в нетипичной обстановке, проникая в парки, леса, густые кустарники, высокую траву, жилые кварталы населённых пунктов. При кормёжке на водоёмах чибис обычно избегает опускать голову под воду, что ограничивает зону мелководья, пригодную для его питания.

Осенняя миграция у чибиса начинается рано, уже в конце июля – середине августа основная масса птиц покидает гнездовые биотопы. Зимовки чибисов расположены в Западной Европе, Средиземноморье, Северной Африке, на Аравийском полуострове, в Иране, Пакистане, Северной Индии и Китае. Окольцованные птицы из Тверской области наблюдались на зимовках на западе Франции, в Нидерландах и Италии (Зиновьев 2021). Случаи единичных зимовок отмечены и для более холодных регионов. Зимующие чибисы неоднократно наблюдались в АзовоЧерноморском регионе, Казахстане, Калининградской области (Лыков 2001; Кинда и др. 2006; Манк 2013; Белялов 2018; Андрющенко, По-пенко 2016; Мнацеканов и др. 2021; Жатканбаев, Жатканбаева 2018; Ардамацкая 2023). Зимовки чибисов наблюдаются в этих регионах не каждый год и в условиях отсутствие продолжительных заморозков и снежного покрова.

Осень 2024 года характеризовалась продолжительной тёплой погодой вплоть до конца октября. Из-за этого появились условия для выживания задерживающихся, больных и мигрирующих в неверном направлении птиц. Самые поздние осенние встречи чибисов в Тверской области за все годы наблюдений зарегистрированы именно в этот год: 28 сентября в Твери и 6 октября в Сонковском районе * . Также нужно отметить множественные встречи чибисов в центральной и северной части Европейской России в октябре-ноябре 2024 года. Последние крупные стаи чибисов продержались до третьей декады ноября (3-18 ноября 2024) на Лотошинском рыбхозе в Московской области, где кормились беспозвоночными, зондируя ил в обмелевших прудах. Одними из наиболее поздних встреч (по данным базы iNaturalist) являются наблюдение 56 чибисов на вспаханном поле в Рудянском районе Смоленской области 19 ноября и наблюдение двух чибисов в Курской области 4 декабря 2024.

Гаршнеп Lymnocryptes minimus в Тверской области – пролётный вид (Зиновьев и др. 2021; Кошелев и др. 2025). Мною он неоднократно встречен в октябре-ноябре на травянистых отмелях Рыбинского водохранилища в Весьегонске. Для этого кулика характерны ночной образ жизни, маскирующая окраска, более длинный клюв, потребность в меньшем количестве пищи и поздние сроки миграции по сравнению с чибисом. Из-за позднего пролёта гаршнеп оказывается более приспособлен к осенним похолоданиям.

Попытки зимовки гаршнепов не столь редки. Так, по данным базы iNaturalist регулярно отмечаются успешные зимовки этих куликов в Финляндии (2010, 2012, 2013, 2019, 2020, 2021, 2022, 2024, 2025 годы), зимние встречи отмечены в Ногинском районе Московской области, в Туле, в Псковской (Фетисов 2020) и Ленинградской (Храбрый 2021) областях. Относительно регулярные успешные зимовки отмечены на в Белоруссии (Прокопчук, Богданович 2019; Юрко 2012 *) . Из-за скрытности, маскирующей окраски и затаивания гаршнеп зачастую остаётся незамеченным не только на пролёте, но и на зимовке даже у небольших водоёмов.

В центральной и северной части Европейской России попытки зимовок гаршнепа редки, а зимовок чибиса и вовсе не отмечено. В связи с этим большой интерес представляет встреча этих куликов в зимнее время в Весьегонском муниципальном округе Тверской области, а также особенности их поведения в это время года.

Осенью 2024 года в Весьегонском муниципальном округе сложились нетипичные погодные условия: в отличие от более южных районов области первые морозы и первый снежный покров здесь были отмечены поздно – только 10 декабря.

Рис. 1. Лужа у артезианской скважины на заброшенной территории Весьегонского леспромхоза. 15 декабря 2024. Фото автора

На заброшенной территории Весьегонского леспромхоза в 2020 году была вскрыта артезианская скважина. За 4 года вокруг скважины сформировалась лужа площадью 15 м2 и вытекающий из неё ручеёк, впадающий в Чухарный ручей. Благодаря постоянному притоку воды температурой +5-60С лужа, ручеёк и полынья в его устье не замерзают даже в сильные морозы. Вода скважины имеет характерный запах сероводорода, а дно водоёма покрыто густым слоем железобактерий и разлагающейся растительности. Типичной водной и околоводной растительности в ней нет. Единственные насекомые, обнаруженные мной в луже, – мухи-зеленушки рода Hydrophorus , активные во время оттепелей. Других насекомых и личинок выявить в это время не удалось. Глубина воды в луже составляет от 2-5 см в местах отложения ила до 60 см в протоках, глубина ила – от 30 см до 2 м в местах старых промоин (рис. 1).

В день наблюдения, 15 декабря 2024, глубина снежного покрова составляла 7-8 см, наблюдалось потепление до -4°С. В 11 ч 48 мин на луже по льду на островках и берегах были обнаружены следы чибиса. Птица перемещалась по мелкой заиленной части лужи, иногда выходила на лёд, пытаясь кормиться на более глубоких местах (рис. 2).

Рис. 2. Слева – следы чибиса на обледеневших участках лужи возле артезианской скважины; справа – следы кормёжки чибиса на подтёках воды из лужи, образовавшихся на обмелевшем дне Чухарного ручья от просачивания сквозь обрыв. 15 декабря 2024. Фото автора

Я обследовал все берега лужи, вороша нависшую над краями траву и надеясь, что птица вылетит при моём приближении. Ко мне присоединилась чья-то собака на самовыгуле, обнюхивавшая берег перед и после меня. В ходе совместных обследований собака вспугнула с участка лужи у самой скважины гаршнепа, остававшегося совершенно неподвижным и незаметным в течение 10 мин нашего присутствия. Он улетела в восточном направлении и более не возвращался. В тот же момент со стороны Чухарного ручья прилетел чибис. Он сделал несколько кругов, попытался приземлиться на краю лужи, но испугался собаки и вновь взлетел. У чибиса не было заметно никаких повреждений тела или оперения.

Кулик направился в сторону Чухарного ручья, где и приземлился в полынье в устье ручейка, вытекающего из лужи, сделал пару попыток покормиться, опуская клюв в воду, а затем вышел на лёд. Там чибис замер, ожидая ухода меня и собаки. Удалось его детально рассмотреть: взрослая птица в зимнем наряде, о чём свидетельствовал длинный хохолок и тонкие пестрины на кроющих крыла (рис. 3).

Рис. 3. Чибис Vanellus vanellus в устье ручейка, вытекающего из лужи и впадающего в Чухарный ручей. 15 декабря 2024. Фото автора

Долго понаблюдать за чибисом не удалось, поскольку им заинтересовалась собака. Подпустив её на 2.5 м, чибис полетел вверх по Чухар-ному ручью, издавая тревожные позывки, и приземлился в промоине на обмелевшем русле. Там он вновь замер, выжидая. Через 5 мин собака снова его заметила и спугнула. Чибис скрылся из виду выше по течению, за железнодорожным мостом.

Я обследовал берег Чухарного ручья. Вода из лужи просачивалась сквозь небольшой обрыв, образуя множество незамёрзших подтёков на обмелевшем дне ручья. Вокруг них были следы чибиса. Птица неоднократно перебегала от одной проталины к другой и зондировала грунт в поисках пищи.

Я вернулся на лужу в 12 ч 50 мин. С неё снова был вспугнут чибис, улетевший в сторону Чухарного ручья. В его поисках я обследовал участок русла на протяжении 500 м, но птицы так и не обнаружил. В 13 ч 24 мин чибис снова был на луже. Он вёл себя пугливее, чем на ручье, и взлетел в 30 м от меня, направившись на берег. Густой кустарник вокруг лужи делал моё появление внезапным для кулика, настороженного в нетипичном биотопе. Чибис ходил по берегу Чухарного ручья, кормясь в подтёках на отмели. Заметив меня, птица вновь перелетела на край промоины. Здесь она замерла и нахохлилась, проведя в таком состоянии около 10 мин. Вода в промоине была слишком глубокой для кормёжки. Мимо пролетел тетеревятник Accipiter gentilis , не вызвавший у чибиса никакой реакции. Наблюдения пришлось прервать.

В последующие два дня отмечалось понижение температуры воздуха до -16ºС. Это сильно ухудшило возможности кормёжки чибиса и, возможно, заставило его откочевать, несмотря на последующее возвращение сильной оттепели. При посещении лужи 29 декабря 2024 куликов и следов их пребывания обнаружено не было. Вокруг лужи отметилось необычно много следов лисицы Vulpes vulpes , также обитающей на территории ЛПХ, что не исключает возможность охоты её на этих птиц (в прошлые годы зверь игнорировал водоём). Посещение лужи 2 февраля 2025 также не принесло результатов.

Без сомнения, это первое наблюдение чибиса и гаршнепа в зимнее время в Тверской области. Любопытно, что среди множества подходящих для кормёжки в это время мест чибис и гаршнеп выбрали один и тот же водоём, где соседствовали друг с другом.